Лучший педагогический проект г. Саянск
Автор: учитель математики и информатики Борисенко Наталья Викторовна
СОШ № 2 г. Саянск
Проект «Подбор материалов для их использования в повышении социальной мотивации школьников через осознание значимости учения».
Проект направлен на подборку материалов и их систематизацию,с целью использования учителями предметники наработанного материала на уроках, для повышения социальной мотивации школьников.
Файл:Проект
Название проекта: Подбор материалов для их использования в повышении социальной мотивации школьников через осознание значимости учения.
Сроки: 1 год;
Участники проекта: педагоги, учащиеся, родители
Актуальность проекта
Человек так устроен, что любую деятельность выполняет только тогда, когда что-то или кто-то побуждает его выполнять эту деятельность, когда есть толчок, есть стимул и мотивация. Обучение в школе — это регулярная, требующая больших усилий и труда, деятельность, которая может оказаться очень сложной для ещё не повзрослевших детей, зачастую несерьёзных и ветреных школьников, ведь они ещё только формируются как личности. Поэтому процесс обучения в школе нуждается в контроле, как учителей, так и родителей. Одной из задач обеих сторон является не принуждать, а побуждать школьников учиться.
Любой квалифицированный педагог, идя на урок, поставит перед собой ряд задач, среди которых обязательно будет задача о том, как побудить у обучающихся интерес к текущей теме и своему учебному предмету в целом.
Чтобы стимулировать ребёнка учиться хорошо, показать ему необходимость, интерес и даже прелесть учебного процесса порой следует приложить немало усилий не только при поступлении ребенка в школу или переходе в новый класс, но постоянно, на каждом уроке следует всеми средствами пробуждать мотив к обучению.
Психологи и педагоги выделяют множество различных классификаций мотивов, в одной из них описан социальный мотив. «Он связан с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии».
Социальный мотив относиться к положительной мотивации, которая является более продуктивной, плодотворной и правильной. Именно благодаря неё информация в памяти человека остаётся надолго, а не забывается после написания очередной контрольной работы или сдачи экзамена. К тому же, приучив мотивировать себя положительно, у ребёнка вырабатывается определённый стереотип мышления, который ведёт к формированию внутренней мотивации, то есть, возможно, появление интереса к новому знанию, новой информации, получение удовольствия от самого процесса открытия нового, стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Проблема
К сожалению, в современном обществе существует отрицательный опыт трудоустройства выпускников ВУЗов. Специалисты с высшим образованием работают не по специальности и часто на должности, не требующей и специальной подготовки. А простые рабочие без образования зарплату получают больше, чем инженеры, врачи, учителя, экономисты и т.д. с высшим образованием. Всё чаще на телевидении и в сети интернет встречаются шутки, анекдоты и вообще разговоры о том, что школьные знания в жизни не пригождаются. Дети всё это видят или слышат разговоры взрослых и формируют свою картину мира, где обучению отводят второстепенную роль. На уроках часто звучит вопрос: «Зачем мне учить это, мне в жизни это никогда не пригодится».
Не каждый учитель сможет дать ответ, таким образом, чтобы ученик понял необходимость изучения определенной темы или целого раздела.
Поэтому целью моего проекта будет помочь учителям мотивировать детей.
Цель:Собрать информационную базу, которая поможет учителям повышать социальную мотивацию школьников через осознание значимости учения.
Задачи:
• Обобщить и систематизировать теоретические знания о том, в каких сферах деятельности и в каких профессиях применяются школьные знания и умения по математике, геометрии, информатике, физике, истории, обществознанию, биологии, химии, географии;
• Обобщить и систематизировать теоретические знания о том, как в бытовой жизни применяются школьные знания и умения по математике, геометрии, информатике, физике, истории, обществознанию, биологии, химии, географии;
• Встречаться с представителями всевозможных профессий, которые могут рассказать, о том, как они используют знания, умения и навыки, полученные в школе в своей профессии; а так же знания, полученные в учебных заведениях, опирающихся на школьную базу;
• Посещать организации, предприятия, заводы, фабрики, где могут рассказать и воочию показать как они в своей деятельности, используют школьные знания, а так же знания, полученные в учебных заведениях, опирающихся на школьную базу;
• Создание видеорепортажей на тему участия отдельной науки в профессии и жизни человека;
• Создание текстовой брошюры по каждому предмету с подробным описанием результатов исследования и списком примеров, где описано применение данной науки в жизни;
Подготовительный этап
Сроки: 1-2 недели
1. Привлечение педагогов, студентов педучилищ и педвузов, учащихся старших классов, специалистов, умеющих работать с видео, специалистов с режиссерским образованием, энтузиастов города для участия в проекте;
2. Формирование участников проекта в зависимости от направленности деятельности и предпочтению по группам:
1. Математика и геометрия
2. Информатика
3. Химия
4. Физика
5. Биология
6. География
7. История и обществознание
Основной этап
Сроки: в течение года
1. Поиск теоретических сведений в библиотеках и сети интернет о применении знаний данной науки в жизни (на работе и в быту). Важно на данном этапе не просто собрать всем известный материал в общих фразах о профессиях использующих знания отдельной науки, а конкретно привести примеры как используют определенную формулу, раздел науки, умения, конкретные знания в сферах деятельности человека. Отыскать то, что знает не каждый образованный человек и не каждый учитель
2. На основании полученных знаний, посещать различные организации, предприятия, фабрики, заводы и т.д. с целью наглядного рассмотрения, того как на практике выглядит применение школьных знаний, а также с целью получения новых сведений об этом.
3. При посещении вести видео съемку, брать интервью у специалистов, профессионалов и руководства для создания итогового видео ролика.
4. Договариваться об экскурсии в это заведение, а также приглашение представителя профессии в школу для беседы о применении школьных знаний в организации (другом предприятии).
Результат проекта:
1. Написание 7 брошюр (одна книжка по каждому предмету), в которых будут подробно изложены результаты исследования.
2. Создание 7 видеороликов (один ролик по каждому предмету), которые будут включать в себя кадры с места работы, а также, интервью с работниками соответствующих организаций.