Конкурс для педагогов, Лучший педагогический проект.
Авторы: Александрова Ирина Александровна, воспитатель , Негосударственное дошкольное образовательное учреждение ЦРР Соликамскбумпром «Детский сад № 22», г. Соликамск.
Педагогический проект спортивно-оздоровительной направленности «Чижик — пыжик поиграй-ка». Современный мир с его электронными гаджетами характеризует снижение двигательной активности детей. Дети меньше общаются, родители, забыв свое детство, следят за внешним видом ребенка, за наличием у него дорогостоящих компьютерных игрушек, за интеллектуальным развитием своего ребенка, но забывают о необходимости и важности движения. Поэтому, возрастает роль специально организованных, систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, которые являются традиционным, наиболее доступным и эффективным средством воздействия на развитие физических качеств дошкольников, хотя бы на уровне детского сада. Подвижные игры соответствуют потребностям растущего организма ребёнка, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, помогают формированию межличностных отношений, расширяют круг его представлений о традициях народов, развивают наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, инициативность, учат принимать цель, выполнять правила.
Проект «Чижик — пыжик поиграй-ка» реализует спортивно-оздоровительное и гражданско-патриотическое направления в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ссылка на файл: Педагогический проект спортивно-оздоровительной направленности «Чижик — пыжик поиграй-ка»
В процессе организации подвижных игр решаются задачи физического, познавательного, речевого, социально- коммуникативного направления. Они улучшают физическое, психическое, эмоциональное состояние ребенка, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого являются традиционным средст-вом педагогики, способствуют установлению прочных связей с коренным народом, обогащают духовные и социаль-ные качества детей. Каждая игра несет информацию о том образе жизни, традициях, особенностях быта в людей, дает представления о личностных качествах: чести, смелости, мужестве, помогает овладеть физическими качест-вами: силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, способствует формированию эстетики движений: пластич-ность, гибкость, скоординированность, наполняет жизнь ребенка общением, положительными эмоциями и творче-ской выдумкой.
Познакомить детей с играми их родителей – лучший способ вызвать интерес и симпатию, положительные взаи-моотношения, доверие. Так как игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обла-дающий великой воспитательной силой. Так исторически сложилось, что игра являлась важным фактором воспита-ния, первый и основной вид деятельности дошкольника. Именно игра доступным языком передает детям знания об окружающем мире. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобрете-нию знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.
Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что творчество, фантазия, выдумка, инициатива, импровизация, являются непременным условием большинства игр, и они способны подарить воспитаннику радость и эмоциональный подъём.
Учёт возрастных особенностей физического воспитания (к которым относятся недостаточность развития мы-шечной силы, некоторая неустойчивость сердечной деятельности, повышенный обмен веществ, несовершенство в координации, силе и ловкости движений, относительно быстрая утомляемость, недостаточный уровень волевых и других качеств, малый запас знаний о своих двигательных возможностях), дают возможность решить выделенные проблемы с учетом интереса детей, их возможностей, сезонных и климатических условий.
Требования к проведению игр:
— соблюдение времени проведения игры продолжительность игры с детьми в зависимости от ее интенсивно-сти и сложности двигательных движений, особенностей физического развития детей, состояния их здоровья;
— соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физиче-ских качеств занимающихся, их возрасту; — соблюдение времени повтора игры большой подвижности, с учетом уровня физической подготовленности и интенсивности нагрузки. Нагрузка может дозироваться следующими прие-мами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха;
— соответствие игр образу жизни местного населения, уровню культуры, традициям;
— соответствие игр задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса.
— с целью здоровьесбережения комбинирование игры с разным уровнем интенсивности;
— обязательный анализ игровой деятельности с целью поощрения, формирования ситуации успеха для каждо-го;
— включение родителей, как обязательных участников игровой деятельности, с целью формирования положи-тельных взаимоотношений;
— соответствие оборудования требованиям ФГОС (безопасность, доступность, вариативность)
Цель проекта: создание условий в летний оздоровительный период для гармоничного (физического, психическо-го, интеллектуального) развития ребенка дошкольного возраста
Задачи:
•познакомить детей дошкольного возраста с разнообразием подвижных игр и забав;
•развивать и совершенствовать физические качества;
•содействовать формированию основ ЗОЖ в процессе организации двигательной активности, привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спор-том.
•формировать навык коллективной игры, умения договариваться, соблюдать правила;
•воспитывать психические качества: целеполагание, целеустремлённость, ответственность, честность, само-стоятельность;
•воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям;
•формировать доверительные чувства к взрослому, как источнику информации, эмоционально-положительное отношение к совместным играм.
Принципы построения программы:
•принцип учета возрастных и личностных особенностей ребенка: максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта, каждый ребенок развивается в своем темпе.
•принцип «от простого — к «сложному»: игры постепенно усложняются;
•принцип позитивности — создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
•принцип вариативности;
•принцип личностно-ориентированного развития — активизация творческих возможностей, способности к са-мопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
•принцип целостности развития — усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, орга-низует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
•Принцип системности — игровой материал расположен в определенном порядке с учетом возможностей, природных явлений, усложнения.
Основные формы проведения занятий по данной программе: игры на свежем воздухе и в спортзале, динамические часы, эстафеты, соревнования, конкурсы.
Организация работы — групповая.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование и спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические скамейки, стенки, маты.
Проект рассчитан на 3 летних месяца, проведение игр ежедневно.
Циклограмма включения игр