Патриотическое воспитание Ознакомление с родным городом
Автор: воспитатель Самусова Елена Геннадьевна.
МКДОУ № 1 «Ручеек» г. Барабинск.
Файл:Проект
Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка.
Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Мы живем и работаем в маленьком сибирском городке, который не всегда можно и на карте найти. Но сибирский край богат своими обычаями, традициями его, населяет интересный народ.
И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив, богат край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.
Содержание проекта:
- Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)
- Актуальность выбранной темы
- Цели и задачи проекта
- Участники проекта. Сроки реализации проекта.
- Принципы
- Условия реализации проекта
- Этапы реализации проекта
- Обеспечение проекта
- Оценка результатов проекта. Диагностика.
- Предполагаемые результаты
- Приложение
— Тематические блоки работы с детьми;
— Тематический план работы старшего дошкольного возраста;
— план работы с родителями;
— план работы с педагогами.
Общие положения
Название проекта: «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Региональный компонент:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.
Актуальность темы
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
— участвовали в театрализованной деятельности,
— играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом
— составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе
— занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали)
— ходили на экскурсии в музеи города, совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.
Цель проекта:
— Воспитывать патриотические чувства, гордости за место, где они живут, за «малую» Родину
приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным
достопримечательностям.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
— Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
— Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
— Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
— Развивать бережное отношение к городу; достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
— Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
— Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю.
— Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
— Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.
— Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
— Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал, о Родном городе включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями. Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
Условия реализации проекта
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому – культурно — историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. Выбор ребенком той деятельности, в которой он хотел бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.).
Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Барабинску должны передаваться детям.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Организационно-подготовительный
- Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- Пополнение предметно-пространственной среды.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Рефлексивно-диагностический
Анализ педагогом своих профессиональных возможностей:
- выявление затруднений при работе по данной теме;
- Недостаточно методического материала
- Нет перспективного плана по работе
- Не создана предметно-развивающая среда.
- Нет диагностики для выявления уровня знаний у детей
- Нет банка данных об уровне родительской компетентности.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
— самообразование;
Изучение теоретических вопросов проблемы:
— разработка форм работы с детьми, родителями.
— педагогические советы, семинары;
— консультации, открытые просмотры;
— работа творческой группы;
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
разработка перспективного плана работы
— разработка конспектов занятий;
— изготовление практического материала (дидактических игр, макетов);
— создание, оснащение и оформление краеведческого мини-музея в детском саду;
— разработка анкет для воспитателей и родителей;
— пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами
— сбор и оформление наглядного материала;
— установление взаимосвязи с учреждениями города
— разработка диагностического материала по теме
— посещение учреждений города (библиотек, музеев и т.д.)
1.Разработаны конспекты для старших дошкольников.
2.В краеведческом мини – музее детского сада оформлены тематические экспозиции
3.Разработана диагностика
4.Изготовлены дидактические игры, макеты
- Театрализация исторических событий
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
Заключительный
— Анализ достижений и полученных результатов;
— выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете;
— оформление материалов
— диагностика детей.
— Обобщение и оформление материалов по проекту
— Открытие краеведческого мини- музея в группе «Люблю тебя, мой Сибирский край»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
— Уголки по краеведению в группах
— Макеты
— Картины
— Альбомы, иллюстрации
— Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
— Карты
— Исторические документы, фотографии
— Аудио, видео версии сказок
— Методическая, краеведческая, художественная литература
— Буклеты, наборы открыток Предполагаемые результаты:
Дети:
— Организация Клуба «Затоки родного города»
— Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
— Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
— Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
— Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края
— Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее группы)
Воспитатели:
— Разработка конспектов занятий
— Практический материал по всем видам детской деятельности
Родители:
— Повышение интереса к работе ДОУ
— Активное участие в конкурсах, выставках
— Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
— Краеведческий мини- музей в группе «Люблю тебя, мой Сибирский край»
Клуб «Знатоки родного края»
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет, отчего дома, тепло родного очага.
Цель работы кружка: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своему, городу, краю, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиции, культуры народа.
2. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями родного города
3. Приобретение знаний основ культуры и искусства многонационального населения
4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
5. Воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней.
6. Воспитание у учащихся патриотических чувств, гордость и уважение за свой народ.
7. Формирование интереса к изучению родного края.
Организация деятельности основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
Разделы
1. Раздел: История возникновения города, городская символика
2. Раздел: Природа родного края.
3. Раздел: Памятники защитникам города.
4. Раздел: Культура родного края (художники, поэты, промыслы..).
5. Раздел: Достопримечательности.
Месяц | Тема | Цель | Работа с детьми |
Сентябрь | Мой любимый город! | Формировать понимание выражение «малая Родина», уточнение знаний детей о городе, природе годного города. | Экскурсия по городу, рассматривание фотографий с видами города. |
Октябрь | Герб родного города. | Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе, флаге, гимне. | Беседа о том, где можно увидеть герб, флаг. Рисование, лепка, конструирование флага, герба. |
Ноябрь | Улицы родного города | уточнить названия улиц в городе, дать знания о происхождении названий улиц, показать детям, что по названиям улиц можно узнать об истории родного города. |
Экскурсии по улицам города, беседы, рассматривания фотографий городских улиц. |
Декабрь | Достопримечательности нашего города | Познакомить с достопримечательностями родного города, уточнить, насколько они различают здания по их функциональной принадлежности, воспитывать любовь к родному городу. | Рассказ – беседа, рассматривание фотографии, |
Февраль | Памятники защитникам Отечества | Продолжать знакомиться достопримечательностями города, дать знания о защитниках Отечества, воспитывать детей в духе патриотизма. | Экскурсия к мемориалу.
К памятнику погибших, беседа о героях, рассказ об их подвигах. |
Март | Предприятия нашего города | Познакомить детей с предприятиями города, рассказать о главном предприятии города, воспитывать уважение к труду взрослых. | Беседе о профессиях родителей, рассматривание фотографии железной дороги |
Апрель | Путешествие по родному городу | Продолжать знакомство с достопримечательностями родного города, дать детям знания о местах отдыха его жителей. Познакомить с культурной жизнью города | Беседа,
Рассматривание картин художника, чтение стихотворений Байкова |
Май |
Итоговое занятие викторина «Что? Где? Когда?» |
Закреплять знания детей о родном городе, об истории происхождения названия (познание);
Продолжать знакомить с достопримечательностями, с культурой и традициями родного края (познание, социализация). Продолжать знакомить детей с символикой России и родного города (познание, социализация). |
Интеллектуальная викторина
Чтение стихов, беседа, танцевальные упражнения, |
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе
у детей 5-6 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель:Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, домашнего адреса.Называть достопримечательности города).
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города.
Материалы: Герб и флаг города Барабинск.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города Барабинск.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Барабинского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашей Барабинской степи; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели озера Чаны»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какое большое озеро в нашем районе? Его название? Какая рыба водится в озере?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
— Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Барабинске?
— Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Задание 6 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия Наличие предметов русского быта, иллюстрации народных праздников.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.