Работа над педализацией в младших и средних классах ДШИ
Автор: преподаватель по классу фортепиано Кустова Маргарита Викторовна.
МБУДО «Детская школа искусств» город Ершов Саратовской области.
Открытый урок «Работа над педализацией в младших и средних классах»
Краткое содержание и структура урока по работе над педализацией, вступительное слово и заключение урока — методический анализ урока.
Файл:Открытый урок
ТЕМА: «Работа над педализацией в младших и средних классах ДШИ»
ЦЕЛЬ:
1.Изучение основных принципов педализации
2.Способы работы над педализацией
3.Используемые принципы педализации в музыкальных произведениях (на примерах)
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Общее представление о педализации
2.Овладение основными приёмами педализации (прямая и запаздывающая педаль)
3.Умение с помощью педализации выразить содержание исполняемого произведения
МЕТОДЫ: словесный, практический, наглядно-слуховой, анализа и сравнения, частично-поисковый, эмоциональной отзывчивости, обобщения.
ЭТАПЫ УРОКА:
1.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока
2.Вступительное слово педагога.
3.Практическая часть (детальная работа над произведениями).
4.Заключение.
Вступление
В современной методике существует мнение, что учить пользоваться педалью нужно уже на начальном этапе обучения. То есть уже на первых уроках рекомендуется посадка ребёнка с ногой на педали. Но это не всегда оказывается возможным хотя бы потому, что сделать это не позволяет рост ребёнка и на уроке используется подставка для ног. В таких случаях пользование педалью начинается примерно со второго класса или по мере роста учащегося. Когда в программе появляются пьесы, в которых можно брать педаль, то это необходимо делать как можно раньше, если позволяет рост и если ученик уже овладел достаточно уверенно всеми навыками исполнения пьесы.
Прежде чем исполнять с педалью пьесы, полезно рассказать ученику об ее устройстве и выразительных возможностях, обязательно иллюстрируя подходящими фрагментами. Ребенок слышит, насколько обогащается звучание с педалью, и у него появляется желание самому играть на любимом инструменте непременно с педалью.
Следующий этап в работе над педалью – это постановка ноги. Вначале следует показать ребенку, в каком положении должна находиться нога на педали (большой палец правой ноги нажимает только на педальную лапку, а не на всю педаль и не на самый ее край) и отрегулировать силу давления ноги на педаль (желательно, чтобы преподаватель своей рукой плавно нажал на стопу ребенка, после чего также плавно дал ноге подняться вверх).
При этом нужно обратить внимание на то, что нога должна нажимать на педаль спокойно, а не судорожно, а движение самой педали должно быть бесшумным. Шум во время педализации происходит либо тогда, когда исполнитель, вместо того, чтобы держать все время ногу на педали, снимает ее и затем грубо «хлопает» ею сверху по педальной лапке, либо когда он резко отпускает педаль.
После того, как ученик привыкнет к положению ноги на педали и научится правильно ее нажимать, то можно смело приступать к педальным упражнениям.
Упражнения без использования клавиатуры:
«Тик – так». Нога на лапке педали. «Тик» — нажимается педаль, «так» — снимается.
«Солнце». При фиксированной пятке производятся круговые движения стопой вокруг педали. По часовой стрелке – «Солнце всходит» и против часовой «Заход солнца». Во время исполнения упражнения нужно стараться пятку не сдвигать с места. Цель упражнения – развитие подвижности стопы, освобождение мышц бедра.
«Кузнечик». Нажимается педаль, нога фиксируется в этом положении. Затем быстро, но не резко меняется педаль и так несколько раз (имитация скачков кузнечика). Цель упражнения – подготовиться к запаздывающей смене педали, воспитание слухового контроля над бесшумной сменой педали.
Упражнения с использованием клавиатуры:
«Хор» Извлекается полнозвучный аккорд и предлагается ребенку послушать его до момента затухания. Затем вновь воспроизводится точно также этот аккорд и подхватывается педалью. Путем такого сравнения становится особенно заметно, что педаль придает звучанию большую насыщенность и певучесть. Цель упражнения – знакомство с педалью, привыкание к одновременным движениям руки и ноги, при этом движения должны быть свободны.
Педализация в пьесах
Приобретенные на педальных упражнениях навыки помогают применять необходимую педаль в исполняемых произведениях. Как правило, ученики впервые начинают применять педаль в пьесах спокойных, требующих медленного движения. Это позволяет обращать достаточно внимания не только на сам процесс пользования педалью, но и на качество звучания. Целесообразно выбирать пьесы, в которых педализация была бы не сложной и вместе с тем создавала педальные эффекты. С самых первых уроков необходимо воспитать у ученика резко отрицательное отношение к «грязной» педали, научить слушать педальное звучание глубокого, чистого баса. Ученик должен знать, что педалью всегда управляет только слух. Одновременно внимание ученика нужно обращать на особенности педализации при исполнении различной музыки: прозрачной в классических произведениях, более густой в романтической и современной музыке. А также говорить ученику, что педаль только способствует хорошему легато, а не заменяет его. Для этого полезно проучивать сложные места без педали, чтобы не потерять навык пальцевого легато. Также без педали проучивать места, где нужна пальцевая чёткость звучания, чтобы не замаскировывать несовершенства техники. В более старших классах иногда используется полупедаль, а также такой способ, как постепенное снятие педали или приём покачивания стопой, когда звук частично очищается, оставляя нетронутый бас. Например, в переложении органных произведений Баха.
Вообще, надо убеждать ученика, что педалью пользоваться с осторожностью, бережно и злоупотреблять ею нельзя. Как говорит М.Лонг: «Злоупотребление педалью – самый отвратительный признак дилетантизма».
Тип занятия: применение педализации на начальном этапе обучения, а также на втором и третьем году обучения
Цель занятия: достижение учеником красочности в пьесе.
Форма урока: индивидуальная
Задачи:
1.Добиваться в пьесах выразительной игры с применением педализации
2.Воспитание осознанного отношения к педализации в музыкальных пьесах.
3.Работа над педализацией в упражнениях.
4.Работа над педализацией в изучаемых произведениях
Оборудование: Два фортепиано
Нотный материал
И.Гуммель. Лёгкая пьеса
Э.Григ. Вальс ля минор
Р.Глиэр. Колыбельная
Структура урока:
1.Организационный этап (2 мин.)
4.Подготовительный этап (5 мин.)
5.Основной этап (15-20 мин.)
6.Закрепление полученных знаний, умений (7 мин.)
7.Проверка усвоения знаний (5 мин.)
8.Подведение итогов (5 мин.)
Ход занятия:
1.Работа ученика над произведением с использованием педали
1) И.Гуммель. Лёгкая пьеса – Фадеева Кристина 1кл.
Пьеса в стадии звукового оформления – прослушивание.
Краткий разбор – выразительность в исполнении, фразировка – умение слышать длинную фразу, прямая педаль на целый такт и на полтакта (слушать), красочность в исполнении.
2) Э.Григ. Вальс ля минор – Кабанова Ирина 2кл.
Пьеса отыграна на зачёте и в стадии дальнейшей работы для конкурса – доработка нюансировки, выразительности исполнения (оттенки, характер пьесы технические приемы). Педализация в отдельных фрагментах носит элемент запаздывающей (12-18 такты)
3) Р.Глиэр. Колыбельная – Карпов Дмитрий 3кл.
Пьеса исполнялась на прослушивании и на конкурсе, в стадии подготовки к очередному конкурсу
Работа над педализацией: внимательный контроль звучания – проучивание в замедленном темпе, каждой рукой отдельно с педалью.
— Применение навыков полученных на предыдущих пьесах.
2.Заключительная часть.
Домашнее задание.
Определение, правильность понимания учеником поставленных задач.
Самооценка учащегося.
Педализация – важная составляющая фортепианного искусства, она должна служить средством украшения для достижения выразительности, яркости и неумелое использование педали только портит исполнение. Поэтому так важно уже на начальном этапе научить учащегося внимательному и ответственному отношению к важнейшему выразительному элементу музыканта – педализации.