Проектная задача для детей подготовительной группы
Автор: старший воспитатель Воропина Ольга Викторовна.
МБДОУ «Детский сад ОВ п.Рассвет» Томского района.
Проектная задача по окружающему миру «Осень, в гости просим»
проектная задача для детей подготовительной группы
Файл:Детский журнал
Проектная задача по окружающему миру
Детский журнал «Осень, в гости просим»
Название проектной задачи | «Такие разные животные» |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 |
Тип задачи | Предметная одновозрастная |
Цели и педагогические задачи | Цель: Организация продуктивного учебного сотрудничества
|
Знания, умения на которые опирается задача |
|
Общеучебные умения | Проверяемые:
Умение работать с разными видами информации: текстами, рисунками, умение выделять существенную информацию, умение работать по предложенному плану. Формируемые: Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределений заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися:
|
Способ оценивания и фиксации результатов работы | Получившийся в ходе работы «продукт» оценивается детской группой на основе заданных учителем критериев.
Результаты оценивания фиксируются в листе самооценки. |
Оборудование и материалы | Набор текстовых заданий, иллюстрации различных растений и зверей, листы А4, карандаши, ножницы, клей |
Замысел проектной задачи
Одно из ключевых понятий в курсе окружающего мира в 1 классе: понятие главной отличительной особенности времён года. Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске первого номера журнала « Осень, в гости просим». Центральным действием при решении проектной задачи «Осень, в гости просим» является создание журнала для детского сада (детей подготовительной группы).
Первоклассники, опираясь на знания, полученные на уроках окружающего мира и жизненный опыт, будут самостоятельно создавать журнал из пяти страниц:
- страница «Растения»,
- страница «Люди»,
- страница «Звери»,
- титульный лист,
- лист «Авторский коллектив».
Для того чтобы получить конечный «продукт» (журнал), детям необходимо вспомнить главные отличительные признаки осени, найти фото, характеризующие жизнь людей и зверей осенью и подписать их, нарисовать недостающего зверя, правило выбрать правильный ответ в правилах безопасного поведения осенью.
Создание «конечного продукта» возможно только в результате коллективной работы всей команды: страница каждой пары является необходимой составляющей общего журнала. Поэтому появляется необходимость:
- советоваться в парах и группе,
- оказывать помощь тем, кто затрудняется,
- коллективно устанавливать закономерность,
- делиться канцелярскими принадлежностями и приложениями.
Задания каждой страницы похожи по структуре, это помогает детям найти одинаковый способ решения проблемы: нарисовать недостающего зверя, найти лишнее фото и т.п. и поделиться этим открытием с командой.
Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети:
- владеют понятием «главная отличительная особенность осени»,
- умеют удерживать поставленную авторскую задачу,
- умеют анализировать и устанавливать закономерность,
- владеют навыками кооперации.
Конечный продукт: Журнал об осени, в котором три раздела: , растения, звери, люди. В каждом разделе указаны главные признаки осени, есть фотографии и детские рисунки, подписанные детьми, составлены правила безопасного поведения осенью.
Каждая группа создаёт свой «продукт», и во всех группах он практически одинаковый (за исключением титульных листов и рисунков, выполненными детьми).
Данная работа рассчитана на работу в группе из шести человек. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет один час.
Комментарии для учителя:
- К замыслу задачи:
Проектная задача «Осень, в гости просим» определена автором, как урок закрепления. (УМК «Школа России», 1 класс, 2 четверть). Внимание учителя в данной проектной задаче должно быть сосредоточено не только на умении применить в модельной ситуации знания, полученные на уроках окружающего мира, но и на формировании метапредметных результатов. Важно помочь детям понять:
- Малыши, самостоятельно работая по предложенному учителем плану, применяя полученные на уроках знания, могут создать собственный детский журнал для детского сада!
- Взаимовыручка, коллективная работа, советы и помощь одноклассников облегчают и ускоряют решение поставленной перед командой задачи.
На первых уроках работы над проектной задачей малыши ещё не готовы публично презентовать свой продукт, поэтому оценка детьми своей работы и получившегося продукта проводится в каждой группе отдельно под руководством наблюдателя.
Роль учителя: организатор – консультант, который наводящими вопросами помогает первоклассникам самим найти выход из проблемных ситуаций.
- К содержанию разработанных страниц.
После знакомства с содержанием раздаточного материала учитель может сам определить, в каких по составу группах и какие задания смогут решить его ученики.
В папке к уроку есть:
- Раздаточный материал для хорошо читающих детей 1 класса «Детям, 1 вариант». Задания усложнены тем, что в приложении к каждому разделу можно найти только 3-4 правильных фото, а в пустую клетку малышам предложено нарисовать рисунок самостоятельно.
- Раздаточный материал для читающих и слабо читающих детей 1 класса «Детям, 2 вариант. Сочинять самим не нужно, но подписать фото нужно
- Раздаточный материал для детей с ОВЗ «Детям, 3 вариант». Здесь предложен облегченный вариант страницы журнала: детям не нужно подписывать фото , не нужно придумывать свой вариант ответа.
- К заданию «Фото».
В приложении к страничке «Звери» нужно выбрать фото зверей в осенний период, (спящего медведя выбирать не нужно, он впадает в спячку зимой). «Люди»- есть фото купающихся детей, которая не подходит к осеннему периоду; «Растения» есть фото бабочки на цветке, что также не соответствует осени На каждой странице журнала предусмотрено по 4 рамки для фотографий. Но в приложениях к каждой страничке не хватает одной фотографии. Это замысел автора задачи: дети должны самостоятельно нарисовать свой пример. Также дети должны придумать самостоятельно ещё одно правили и нарисовать его в пустой клетке.
Раздаточный материал для команды детей:
- Папка
- Титульный лист
- Страница « Растения» и приложение к ней
- Страница «Люди » и приложение к ней
- Страница «Звери» и приложение к ней
- Лист «Авторский коллектив»
- Лист «Самооценка работы команды»
Раздаточный материал для наблюдателей:
- Инструкция для наблюдателей
- Сводная таблица вклада каждого ребёнка в результат группы
- Таблица «Сформированность метапредметных результатов»
Необходимая подготовительная работа к уроку:
- Обучение первоклассников парной работе на обычных уроках.
- Обучение умению работать с инструкцией.
- Знакомство с журналами, структурой журнала (титульный лист, авторский коллектив, рубрики, фотографии, иллюстрации)
- Изучение тем по окружающему миру:
- «Что такое растения?»
- «Что такое хвоинки?»
- « Кто такие звери?»
- «Что это за листья»
Распределение детей по группам (командам) по 6 человек
Список использованной литературы:
А.А. Плешаков. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: в 2 частях.- М.: Просвещение, 2016г
А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. Тесты по окружающему миру: М.: Просвещение, 2016
Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др.; под ред. Воронцова А.Б.. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009
Воронцов А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009
Сборник загадок