Конспект урока в виде технологической карты
Автор: учитель Чеснокова Ирина Владимировна.
МОУ СШ № 83 Волгоград.
Урок по теме «Окружность и круг»
Файл:Конспект урока
План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс».
Авторы: Виленкин
Тема: «Окружность и круг»
Тема | Окружность и круг |
Цель темы |
|
Планируемый результат |
|
Основные понятия | Окружность, круг; радиус, диаметр, циркуль. |
Межпредметные связи | Русский язык, изобразительное искусство, технология, история. |
Ресурсы:
— основные: — дополнительные: |
учебник наглядный и раздаточный материал |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
I этап. Оргмомент.
Цель – активизация учащихся. |
Анализировать стихотворение | Создавать эмонациональный настрой на деятельность. | I этап. Оргмомент.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. (С.Маршак) — Тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок. |
I этап. Оргмомент.
Как вы считаете, почему я начала урок с этих строк? Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)) Личностные УУД(самоопределение) |
II этап. Актуализация знаний.
Цель – закрепить навык выполнения действий с натуральными числами; знание геометрических фигур. |
Работать с информацией, представленной в виде цепочки
(учебник). Формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать фронтальную работу по выполнению действий с натуральными числами;
— по узнаванию геометрических фигур. |
Вычислите устно:
Стр. 121 |
— С какими числами мы работали?
— Какие действия выполняли? — Перечислите свойства этих действий. — Какие фигуры здесь изображены? Познавательные УУД (анализ объектов с целью выделения признаков) |
III этап. Изучение нового материала.
Цель – познакомить учащихся с понятием «окружность» , «круг», «радиус», диаметр; выявить соотношение между ними. |
Формулировать выводы наблюдений.
Объяснить свой выбор. Формулировать тему и цели урока. Сравнивать окружность и круг. Выявлять соотношение между диаметром и радиусом окружности. |
Выдвигать проблему.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы урока. Озвучивать тему и цели урока. Формулировать задание. |
III этап. Изучение нового материала.
Постановка проблемы. Открытие нового. — Давайте выполним следующее задание. 1. Берем стакан, опускаем горлышком в тарелку с окрашенной водой и ставим отпечаток на бумагу. Сделаем так несколько раз. Обратите внимание, какой след оставил стакан. 2. Теперь берем тарелку, прикладываем к листу бумаги и обводим маркером. Сравните получившийся след с первым опытом. 3. Теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил маркер. — Ответьте мне на вопрос: Что такое окружность? А что такое круг? 4. А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется… диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия сгиба – радиус. — А как начертить окружность определенного размера? — Для этого существует инструмент Циркуль Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился – и ни шагу. — Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ. Эталон
Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. |
III этап. Изучение нового материала.
КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов) Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели) — Какая геометрическая фигура у нас получилась? Почему вы так считаете?А может это круг? — О чем мы будем сегодня говорить на уроке? — Сформулируйте цель урока, тему урока. — Давайте вернемся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга. Работаем с учебником в парах . — Что такое диаметр? — Что такое радиус? Коммуникативные УУД(инициативное сотрудничество) Познавательные УУД (формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений) — Сформулируйте алгоритм построения окружности. — Сверьте с эталоном. |
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – научиться правильно строить окружность с помощью циркуля; определять элементы окружности. |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Анализируют текст задания и делают выводы Осуществляют самопроверку |
Обеспечить контроль за выполнением задания
Предоставить информацию для обсуждения Побуждать к высказыванию своего мнения Организовать фронтальную работу по учебнику. Организовать самостоятельную работу учащихся. |
IV этап. Закрепление изученного.
Историческая справка. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид. — В русском языке слово «круглый» тоже означает высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак». — Тема нашего урока «Окружность и круг». Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше, больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется то вправо., потом влево. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. № 850 № 853 № 4. Начертите окружность, радиус которой равен 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности. Найдите длину диаметра. |
IV этап. Закрепление изученного.
Регулятивные УУД ( контроль, оценка, коррекция). Познавательные УУД ( умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия). Физминутка. — Сравните с ЭТАЛОНОМ КоммуникативныеУУД ( управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
V этап урока. Итог урока. Рефлексия.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
Осуществить самооценку.
Сформулировать конечный результат своей работы на уроке. |
Организовать беседу, связывая результаты урока с его целями.
Акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. |
— Какова была цель нашего урока?
— Чему вы научились? — Что нового вы узнали? Расскажите по схеме: Я знаю — Я запомнил — Я смог- |
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
VI. Домашнее задание
Цель – выяснить степень сформированности усвоенных знаний |
Записывают задание в дневниках | Дать характеристику предложенным заданиям | П. 22 учебника изучить,
решить № 875-878 |
Из предложенных заданий выберите 2 и выполните их дома. |
Приложение.
Эталон построения окружности
- Отмечаем центр окружности.
- Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.
- Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.
Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.
Эталон
- Раствором циркуля замеряем с помощью линейки 2 см.
- Отмечаем центр окружности.
- Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.
- Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.
- Проведем отрезок от центра окружности к любой точке окружности. Обозначим его ОС. Это радиус.
- Отметим две любые точки окружности. Обозначим их Е и К. Проведем через эти точки отрезок, проходящий через центр окружности. Это диаметр. Измерим его.