Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Змановская Татьяна Владимировна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка», г. Белоярский.
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.
«Обучение детей творческому рассказыванию по картине методами ТРИЗ»
(из опыта работы)
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.
Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.
Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемой в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой и речевой культуры, широкое распространение получила низкопробная бульварная литература, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами. Все компоненты речи ребёнка практически отстают от физиологической нормы развития. Поэтому, очень важно, вовремя организовать развивающую речевую среду.
В настоящее время большое внимание уделяется преемственности работы школы и детского сада. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи уже в дошкольном возрасте. Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Традиционная методика не всегда ведет детей к успешному развитию самостоятельности при составлении рассказов по картине. Невозможно качественное пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более, составление собственного речевого продукта за короткое время. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой рассказ, им отводится роль пассивного слушателя.
В 2010 году я была на курсах повышения квалификации «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ — технология в дошкольном образовании». Где узнала о методе «Обучения творческому рассказыванию по картине детей старшего дошкольного возраста» авторов Сидочук Т.А., Лелюх С.В. Основная дидактическая задача, которого направлена на усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Этот метод прост и доступен. Его новизна заключается в том, что при обучении детей рассказыванию по картине получается гарантированный результат, а у детей формируется умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса.
Новые слова уточняются, запоминаются не путём механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях. Составление творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия.
Содержание этапов:
Этап 1. Перечисление объектов на картине.
Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами.
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор.
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.
Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.
Этап 8. Описание объекта, изменяемого во времени.
Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины.
Подготовительная работа проводится по этапам, которые вы видите на слайде, и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей.
Так как познание мира ребенком идет через чувственный опыт, я начала работу с детьми в 1 младшей группе по модели «ОБЪЕКТ — ИМЯ ПРИЗНАКА — ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЗНАКА», что способствовало формированию у детей умения выявлять признаки и делать описания объекта.
Во второй младшей группе продолжалась работа с признаками, вносила картины с малым количеством объектов для рассматривания и составления небольших рассказов. В течение года дети научились сравнивать объекты по цвету, форме, размеру и действию, находить выделенные признаки в объектах окружающего мира, устанавливать некоторые связи между объектами, очеловечивать какой – либо объект на картине и от имени этого объекта составлять небольшой рассказ, сопровождать рассказ мимикой, жестом, учитывая эмоциональное состояние героя.
В средней группе мы продолжили работу по признакам и с картиной. При работе с картиной я уже использовала доступные для понимания и восприятия этапы. В работе использовала картины по стихотворениям Агнии Барто («Наша Таня громко плачет», «Кораблик», «Зайку бросила хозяйка» и др.). Дети научились описывать словом возможные звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения объектов на картине. Показывать действия объекта, взятого на себя, через рассуждения производить оценку возможных ощущений на уровне
« хорошо – плохо», определять время, происходящего на картине, домысливать то, что происходит за изображением на картине, учитывая время происходящего, составлять рассказы из прошлого или будущего объектов.
В старшей группе, в текущем учебном году, использую методику обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине в полном объеме. В перспективное планирование работа с картиной внесена в занятия по развитию речи и в режимные моменты. Работа проводилась по картинам: из серии «Круглый год», (Осень), (Зима), «Что сегодня на обед» и др. Сегодня я представлю вашему вниманию опыт обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине на примере картины «Зима».
Картина приносится в группу заранее, находится на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Начинает проводиться работа по 9 этапам через систему игр со всей группой или подгруппами детей в течение двух — трёх недель. В пятницу, по истечению этих недель проводится итоговое занятие с привлечением гостей (педагогов, родителей).
Этап 1. «Определите объекты на картине». Пришла в гости картина, посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и перечислим объекты, которые находятся на ней. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных объектов.
На 1-ом этапе дети учатся определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их. «Смотрю на картинку, и называю объекты», используем при этом игровой прием «подзорная труба» или «бинокль».
Последовательность называния объектов на картине может быть любой. Данный этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий. Дети называют объект, воспитатель фиксирует схематично его. Модели объектов, выделенных на картине, располагаются на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась. Подведение итога первого этапа сводится к перечислению названных объектов, узнаванию эмблемы и озвучиванию правила: «Смотрю на картину и называю объекты».
Этап 2. «Найдите на картине взаимосвязи между объектами».
Во 2-ом этапе дети должны выделить два объекта на картине, объяснить, почему они между собой связаны. Объединить названные объекты стрелками, найти взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
Воспитатель заинтересовывает детей: «Дети, давайте поиграем в сыщиков и узнаем тайну картины: Все объекты между собой связаны. Найдем эти связи». Например, ребёнок: ребёнок: «Белочка и снег на земле связаны между собой, во первых потому что белочка стоит на снегу, лапки у неё холодные, во вторых потому что она оставляет следы на снегу».
Идёт работа по активации речи: обучение детей сопоставлению не только простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами — рассуждениями. Ребёнок утверждает, что с чем связано; доказывает утверждение с помощью слов «во-первых…,»; «во-вторых…,»; «в-третьих,…» и т.п.;
Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости от выбора детей.
Этап 3. «Составьте сравнение, загадку или метафору по картине».
Для составления загадки по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, части и т.д.).
Ребенок: «Колючая, но не ёжик, зелёная, но не лягушка, с лапами, как медведь», на этом этапе, нам пригодились знания, которые мы приобрели в предыдущих группах, где учились работать со значками, называть объект, выявлять признаки объектов, и учились описывать объект.
Этап 4 . «Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств». На этом этапе дети составляют речевые зарисовки возможных ощущений. Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств, необходимо с детьми уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами. В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников — помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
«Посмотрите на картину, и «войди в нее». Чем картина может пахнуть?»
Ребёнок: «Я смотрю на ёлочку, она пахнет очень приятно, пахнет хвоёй».
«А я смотрю на кормушку, она пахнет деревом, ведь её сделали из дерева».
А какие звуки вы слышите?
« Я слышу, как скрипит старое дерево». ««Я слышу, как шумит ветерок, и щебечут птички». «Я слышу, как мама зовет Таню и Вову домой».
«А что вы ощущаете лицом и руками?»
«Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая и веточки у нее, как мамина щетка, чтобы чистить одежду».
«Я чувствую, как ветер охлаждает мне щёки».
«Я чувствую, что на ощупь, палка у снеговика твердая, немного шершавая».
Этап 5. «Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины». Работа по созданию рифмовок строиться в определенной последовательности. Сначала с детьми проводятся игры: «Складушки -ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой. Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Вот какие рифмованные тексты составили наши дети по мотивам содержания картины: (зачитываю)
«Жила на свете Таня, добрейшая душа,
Она любила птичек, кормила их всегда.
И птицы Таню знали, с ладошки зёрнышки клевали».
2. Рыжая, пушистая белочка жила.
Прыгала по веткам туда – сюда.
Очень любила орешки она.
Этап 6. «Определите местонахождение объекта на картине».
Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. «Ожившая картина», объект «оживает» и находит себе место на сцене. Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене.
Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене. Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер. После того как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.
«Я кормушка с треугольной крышей. Я расположилась на дереве, возле меня стоит Таня, чуть подальше Ваня. Слева от меня стоит ёлочка, а снеговик стоит за мной».
Этап 7. «Составьте речевые зарисовки, используя разные точки зрения».
Ребенок сам выбирает объект перевоплощения. От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.
Для обучения речевым зарисовкам от первого лица одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет описание состояния объекта, отношений с окружающим миром и возникших проблем.
Вот один из рассказов о грустных птичках: «Мы грустные снегири. Которые сидят на веточке дерева. У нас плохое настроение. И будет оно плохим, пока нас дети не покормят. А они даже и не собираются нас кормить. Но ничего, когда кормушка опустеет, мы наедимся досыта и будем тогда весёлыми».
Этап 8. «Опишите объект, изменяя его во времени». На этом этапе дети выбирают объект, определяют его состояние в настоящее время. Представляют прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков. Составляют речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта. Картина рассматривается детьми, как остановившийся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом изменений его признаков. Объекты растительного мира описываются по линии времен года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования. (Зачитываю рассказ Стёпы Воликова)
Этап 9. «Найдите смысловые характеристики картины».
Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Рассуждение на тему: «Мир не без добрых людей».
Пословица подходит к картине, потому что Таня и Вова позаботились о птицах. Ведь зимой птицам очень голодно и холодно. Где они сами найдут корм. Они хоть и маленькие, но добрые. А если бы не было Тани и Вовы, то могли бы помочь другие дети или кто-нибудь из взрослых у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что «Мир не без добрых людей».
Итоговое занятие: «Составление детьми творческих рассказов по картине». Накануне занятия воспитатель обращается и сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» в группе, будет прощаться с ними. Итоговое занятие по составлению творческого рассказа по картине организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине. Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей. Количество взрослых должно соответствовать количеству детей.
Вначале детям, предлагается рассказать, в какие игры с картиной они играли. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы. Работа идет в паре: взрослый – ребенок. Ребенок индивидуально создает свой собственный рассказ, и тихо рассказывает его взрослому, который записывает текст на бумаге.
Созданные детьми тексты используется педагогами в последующие дни для анализа, дальнейшего улучшения и корректировки.
Педагог имеет возможность проанализировать рассказ каждого ребенка и построить индивидуальную работу по обогащению связной речи дошкольника.
Результаты работы: дети могут самостоятельно:
• сравнивать объекты по различным признакам;
• составлять загадки по признакам объектов, используя различные модели; самостоятельно устанавливать связи любого уровня между объектами;
• умеют объяснять их с оценочной стороны — формирование рассуждений; объясняют взаимодействия между объектами на уровне физических связей, взаимосвязь и взаимозависимость;
Результаты работы:
• самостоятельно ориентируются на плоскости картины, находят объект на основе ориентационных характеристик;
• самостоятельно излагают свои суждения
• могут переносить ориентиры плоскостного характера в объемные (ожившая картинка);
• умеют принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в ожившей картине.
Я могу с уверенностью сказать, что проводя систематическую работу по обучению детей творческому рассказыванию по картине с использованием данного метода, мы достигли качественных результатов в развитии связной речи детей старшей группы. Дети с удовольствием играют в игры с картиной, пока картина гостит в группе. В группе создана копилка схем — записей по картинам. Все наши схемы, которые мы составляли с детьми на протяжении нескольких лет, находятся в нашей копилке.
Эту копилку дети часто достают, рассматривают схемы картин, вспоминают содержание картин, воспроизводят в памяти рассказы, получая при этом массу удовольствий. В старшей группе мы с детьми издали свою книгу, в которую вошли рассказы детей по картине: «Что сегодня на обед».
В эту книгу вошли речевые зарисовки детей с использованием разных точек зрения. Но дети до сих пор подходят и просят записать их новые рассказы в книгу, сделана картотека рассказов о зиме, куда вошли рассказы детей при рассматривании картин о зиме.
Используемая литература:
• Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине». Ул ГТУ Ульяновск, 1997.
• Сидорчук Т.А., А.А.Нестеренко «Картотека педагогических приемов для работы с детьми дошкольного возраста». Ульяновск, 1992.