• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Народная игрушка кукла-самоделка

  • Конспекты занятий, уроков
Конспект образовательной деятельности ННОД

Конспект образовательной деятельности ННОД

Автор: Воспитатель Зубова Елена Сергеевна.

МКДОУ- детский сад «Солнышко» Новосибирская область Татарский район с. Северотатарское.

Конспект образовательной деятельности «Народная игрушка кукла-самоделка»

Файл: Конспект

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме «Народная игрушка кукла-самоделка»

Автор конспекта непосредственно образовательной деятельности (ФЦКМ):

Зубова Елена Сергеевна, МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Северотатарское

Приоритетная образовательная область:познавательное развитие

Развивающаяпредметно-пространственная среда темы ННОД: групповая комната, сундук,игрушки (кукла, мяч, кубики, машина, кораблик, ракета, посуда и др.) скакалка, иллюстрации, игрушки-самоделки, презентация «Народные игрушки»; куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани , схемы изготовления тряпичных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские народные песни, колыбельные, плясовые».

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый результат
Развитие интереса и познавательной мотивации

Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым

Звучит русская народная мелодия.

— Ребята вы слышите?

Дети: Да!

— Это наверно старинный сундучок приглашает в путешествие, наверное, он нам хочет рассказать что-то интересное.

Дети рассаживаются на домотканые коврики.

Давайте, откроем его и посмотрим что же, он нам приготовил на этот раз!

Педагог открывает сундучок

Познавательное развитие

социально – коммуникативное развитие,

коммуникативная

игровая

Фронтальная

Специальное моделирование ситуации общения

Слово педагога,

ИКТ, речь детей

сундук

Музыка «Русские народные песни, колыбельные, плясовые»

сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и взаимодействие ребёнка со взрослым

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты
знакомство с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку) Развивать у детей творческие и познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.

— Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.

Читает загадки.

Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной…(машинки)

Круглый, цветной,
Прыгает, скачет,
А называется…(Мячик)

Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. (Кукла)

— О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, об игрушках. Какие игрушки у вас есть дома? Во что вы любите играть? (ответы детей)

Д/игра « Кому что подойдет?»

(в какие игрушки играют мальчики, девочки, вместе)

— А хотите посмотреть, какие игрушки есть в нашем сундучке? И в какие игрушки играли наши предки?

Рассматривание игрушек.

— Сундучок нам приготовил игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»? (ответы детей)

— Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать такую потешку( игрушку) без помощи взрослого.

— Из какого материала сделаны ваши игрушки? (ответы детей)

— А из какого материала сделаны эти игрушки?(ответы детей)

Д/игра «Что из чего сделано»

— Все, что вы перечислили : дерево, глина, шишки, желуди, мох, солома, береста, тряпки — материал привычный для людей, он всегда был под рукой. И потому называют этот материал подручным.

— Видите, каких удивительных человечков умели делать на Руси.

— Давайте остановимся на игрушках, которые сделаны из соломы. Солома — это стебли хлебных растений.(Рассматривание игрушек из соломы)Очень забавные старинные соломенные куколки – стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. ( Показ, как танцует куколка-стригунок)

Солому иногда заменяли на траву или тонкие прутики, или мочало. (Показ этих материалов).

— Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть досто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (Показ куколки, выполненной одним из способов).

— Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей)

Показ слайдов с изображением старинных кукол, у которых нет лица. Обращаю внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, мысль о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. О бережную защитную функцию куклы наглядно рассказывает сказка «Василиса Прекрасная».

Предлагаю вспомнить эту сказку ( показ слайда)

Педагог демонстрирует презентацию « Народные куклы-самоделки», одновременно со слайдами идёт рассказ воспитателя.

— Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще.( показ слайдов)

Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, т.к. люди раньше были суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза — зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от внешнего мира «сглаза», «наговора».

Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла( показ слайдов) . У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники» и т.д. Так играли девочки постарше. Если девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком.

Педагог предлагает детям подержать куклу, покачать ее.

Ребята встают в круг и по очереди передают куклу и качают ее.

Давайте споем колыбельную. Пение колыбельной под русскую народную мелодию.

Физминутка

2.Совместная продуктивная деятельность.

— Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А хотите сами «свертеть» тряпичную куколку по одному из способов?(ответы детей)

Дети располагаются на ковре.Показ картинки-схемы, по которой они будут работать. Во время работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы.

Кукла у Параши

Не отыщешь краше.

Свернута из тряпки

Руки — словно лапки,

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Параша любит.

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

Познавательное развитие

социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие

физическое развитие

художественно-эстетическое развитие

Виды деятельности:

Игровая, двигательная

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

продуктивная, познавательно-исследовательская.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание игрушек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

Речевая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Индивидуальная

Слово педагога,

Речь детей, ИКТ

сундук,игрушки (кукла, мяч, кубики, машина, кораблик, ракета, посуда и др.) скакалка, иллюстрации, игрушки-самоделки, презентация «Народные игрушки»; куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани , схемы изготовления тряпичных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские народные песни, колыбельные, плясовые».

 

овладели знаниями о народных игрушках, оспособами изготовления. Ребенок обладает интересом к культуре русского народа, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым;

Саморегуляция собственной деятельности

— Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое?(ответы детей)

— Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? В какие игры вы играли? О чем могли рассказать дома

маме, папе?Как вы думаете, у кого кукла-самоделка получилась самая красивая? (ответы детей)

Давайте попрощаемся с нашим старинным сундучком и скажем ему спасибо за интересное путешествие. Звучит русская народная мелодия .

А я вам предлагаю доделать своих кукол и оформить выставку вона этом столе

 

Речевое развитие

 

Социально коммуникативное развитие

 

Коммуникативная

Игровая

Свободное общение слово педагога,

речь детей

сундук,

работы детей

Общение, взаимодействие ребёнка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности.

Конспект образовательной деятельности ННОД

Навигация по записям

Сайт учителя начальных классов → ← Интеллектуально — спортивная игра «Я сам»

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.