Конспект образовательной деятельности ННОД
Автор: Воспитатель Зубова Елена Сергеевна.
МКДОУ- детский сад «Солнышко» Новосибирская область Татарский район с. Северотатарское.
Конспект образовательной деятельности «Народная игрушка кукла-самоделка»
Файл: Конспект
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме «Народная игрушка кукла-самоделка»
Автор конспекта непосредственно образовательной деятельности (ФЦКМ):
Зубова Елена Сергеевна, МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Северотатарское
Приоритетная образовательная область:познавательное развитие
Развивающаяпредметно-пространственная среда темы ННОД: групповая комната, сундук,игрушки (кукла, мяч, кубики, машина, кораблик, ракета, посуда и др.) скакалка, иллюстрации, игрушки-самоделки, презентация «Народные игрушки»; куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани , схемы изготовления тряпичных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские народные песни, колыбельные, плясовые».
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные
задачи
|
Содержание ННОД
|
Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы
|
Средства реализации ООП
|
Планируемый результат |
Развитие интереса и познавательной мотивации
Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым |
Звучит русская народная мелодия.
— Ребята вы слышите? Дети: Да! — Это наверно старинный сундучок приглашает в путешествие, наверное, он нам хочет рассказать что-то интересное. Дети рассаживаются на домотканые коврики. Давайте, откроем его и посмотрим что же, он нам приготовил на этот раз! Педагог открывает сундучок |
Познавательное развитие
социально – коммуникативное развитие,
коммуникативная игровая |
Фронтальная
Специальное моделирование ситуации общения |
Слово педагога,
ИКТ, речь детей сундук Музыка «Русские народные песни, колыбельные, плясовые» |
сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и взаимодействие ребёнка со взрослым |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные
задачи
|
Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности
|
Формы реализации Программы
|
Средства реализации ООП
|
Планируемые результаты |
знакомство с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку) Развивать у детей творческие и познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.
|
— Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.
Читает загадки. Есть кабинка, кузовок, Круглый, цветной, Я хорошая игрушка, — О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, об игрушках. Какие игрушки у вас есть дома? Во что вы любите играть? (ответы детей) Д/игра « Кому что подойдет?» (в какие игрушки играют мальчики, девочки, вместе) — А хотите посмотреть, какие игрушки есть в нашем сундучке? И в какие игрушки играли наши предки? Рассматривание игрушек. — Сундучок нам приготовил игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»? (ответы детей) — Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать такую потешку( игрушку) без помощи взрослого. — Из какого материала сделаны ваши игрушки? (ответы детей) — А из какого материала сделаны эти игрушки?(ответы детей) Д/игра «Что из чего сделано» — Все, что вы перечислили : дерево, глина, шишки, желуди, мох, солома, береста, тряпки — материал привычный для людей, он всегда был под рукой. И потому называют этот материал подручным. — Видите, каких удивительных человечков умели делать на Руси. — Давайте остановимся на игрушках, которые сделаны из соломы. Солома — это стебли хлебных растений.(Рассматривание игрушек из соломы)Очень забавные старинные соломенные куколки – стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. ( Показ, как танцует куколка-стригунок) Солому иногда заменяли на траву или тонкие прутики, или мочало. (Показ этих материалов). — Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть досто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (Показ куколки, выполненной одним из способов). — Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей) Показ слайдов с изображением старинных кукол, у которых нет лица. Обращаю внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, мысль о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. О бережную защитную функцию куклы наглядно рассказывает сказка «Василиса Прекрасная». Предлагаю вспомнить эту сказку ( показ слайда) Педагог демонстрирует презентацию « Народные куклы-самоделки», одновременно со слайдами идёт рассказ воспитателя. — Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще.( показ слайдов) Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, т.к. люди раньше были суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза — зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от внешнего мира «сглаза», «наговора». Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла( показ слайдов) . У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники» и т.д. Так играли девочки постарше. Если девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком. Педагог предлагает детям подержать куклу, покачать ее. Ребята встают в круг и по очереди передают куклу и качают ее. Давайте споем колыбельную. Пение колыбельной под русскую народную мелодию. Физминутка 2.Совместная продуктивная деятельность. — Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А хотите сами «свертеть» тряпичную куколку по одному из способов?(ответы детей) Дети располагаются на ковре.Показ картинки-схемы, по которой они будут работать. Во время работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы. Кукла у Параши Не отыщешь краше. Свернута из тряпки Руки — словно лапки, Глазки – пара точек, А лицо – комочек. Кукла смотрит косо, Взгляд ее уныл, Кто-то вместо носа Пуговку пришил. Но Параша любит. Нежит и голубит, И целует в щечку Маленькую дочку. |
Познавательное развитие
социально – коммуникативное развитие, речевое развитие физическое развитие художественно-эстетическое развитие
Виды деятельности: Игровая, двигательная Коммуникативная Восприятие художественной литературы продуктивная, познавательно-исследовательская.
|
Фронтальная
Рассматривание игрушек
Дидактическая игра
Речевая деятельность
|
Слово педагога,
Речь детей, ИКТ сундук,игрушки (кукла, мяч, кубики, машина, кораблик, ракета, посуда и др.) скакалка, иллюстрации, игрушки-самоделки, презентация «Народные игрушки»; куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани , схемы изготовления тряпичных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские народные песни, колыбельные, плясовые».
|
овладели знаниями о народных игрушках, оспособами изготовления. Ребенок обладает интересом к культуре русского народа, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные
задачи
|
Содержание ННОД
|
Образовательная область, вид деятельности
|
Формы реализации Программы
|
Средства реализации ООП
|
Планируемые результаты |
Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым; Саморегуляция собственной деятельности |
— Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое?(ответы детей)
— Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? В какие игры вы играли? О чем могли рассказать дома маме, папе?Как вы думаете, у кого кукла-самоделка получилась самая красивая? (ответы детей) Давайте попрощаемся с нашим старинным сундучком и скажем ему спасибо за интересное путешествие. Звучит русская народная мелодия . А я вам предлагаю доделать своих кукол и оформить выставку вона этом столе
|
Речевое развитие
Социально коммуникативное развитие
Коммуникативная Игровая |
Свободное общение | слово педагога,
речь детей сундук, работы детей |
Общение, взаимодействие ребёнка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности. |