Краткосрочный проект для старшего дошкольного возраста
Автор: Воспитатель Лазарева Ирина Николаевна.
МБДОУ детский сад № 14 «Сказка» Верхний Уфалей, Челябинская область.
Краткосрочный проект для старшего дошкольного возраста «Мы покорители космоса»
Файл:Краткосрочный проект
Краткосрочный проект для старших дошкольников
«Мы покорители космоса»
В данном проекте «Мы покорите космоса» предлагается материал для работы с детьми старшего возраста, который помогает расширить знания детей о космосе через различные образовательные области.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.
Тип проекта:познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Сроки проведения проекта:первая неделя апреля.
Цели:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми
Задачи проекта:
- Сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство».
- Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
- Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
- Развивать интерес к окружающему миру.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Актуальность проекта.
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Описание этапов работы над проектом:
1-й этап: подготовительный
Предварительная работа педагога
Изготовление:
– альбомов по темам: «Планеты солнечной системы», «Космонавты».
– папка – передвижка « 12 апреля – День космонавтики»
– Подготовка выставки книг по данной теме.
– пополнение картотек стихов по данной теме.
– подбор и изготовление дидактических игр.
Работа с родителями:
— Художественные произведения и стихи для чтения детям по данной теме.
– Рекомендации для родителей:
Информационный листок для родителей по НОД «Покорение космоса»
Советы родителям «Беседы о космосе»
2-й этап: основной
Работа с детьми по образовательным областям:
Познание | Беседы:
«Земля – наш дом во Вселенной» «Неизвестная вселенная» «Планеты солнечной системы» Опытно – экспериментальная деятельность «Звезды светят постоянно» «Первооткрыватели космоса» «Здоровье космонавтов» Рассматривание энциклопедии «Освоение космоса» |
Речевое развитие (чтение художественной литературы) | — «Ракета летит к звездам»
— Речь с движением «Полет к звездам» — П\гимнастика «Телескоп» Чтение: — О чем рассказал телескоп: «Почему звезды такие красивые» «Можно ли проткнуть небо?» «Что такое планеты?» Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» — Стихотворения: Е. Новичихина «Космонавты» Ю. Макарова «Неудачный полет» Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине» |
Физическая культура | — Спортивный досуг «Большое космическое путешествие»
П\и «Не оставайся на земле» — Игровые упражнения: «Зарядка для космонавтов» «Запуск ракеты» «Космонавты» |
Социально – коммуникативное развитие | С\р игры:
«Исследователи новой планеты» «Космонавты» Д\и «Звезды на небе» Д\и «найди лишнее» — Просмотр фрагмента мультфильма «Тайны третьей планеты», «Полет на Луну», «Звездные собаки Белка и Стрелка» КВН «Знатоки космоса» |
Художественно – эстетическое развитие | Конструирование:
— «Наш космический корабль» «Спутники» Рисование: — «Ракета в космосе» Лепка: — «Веселые инопланетяне» Аппликация: — «На космодроме» |
Музыка | — Слушание песен:
«Наш звездолет», муз и сл. О. Емельяновой. «Марш юных космонавтов» |
3-й этап: итоговый.
Провести анализ и обобщить результаты работы.
Ожидаемый результат.
Расширение знаний детей о космосе и космонавтах.
Список литературы:
- Е.А. Паникова, В.В. Инкина Беседы о космосе Методическое пособие Творческий Центр Сфера: М 2010
- О.А. Скоролупова «Покорение космоса» занятие с детьми дошкольного возраста. М.: 2010
Конспект НОД (познание) в старшей группе
« Космическое путешествие»
Цель: систематизация и углубление знаний детей о космосе.
Задачи:
— уточнить и расширить представления детей о космосе, о работе космонавтов;
— сформировать у детей понятие «космос», и «космическое пространство»,
— вызвать познавательный интерес к космосу,
— развивать диалогическую речь,
-воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, о планетах; рисование на тему: «Космическая фантазия», чтение стихотворений и рассказов о космосе, чтение энциклопедической литературы. Разгадывание загадок о космосе.
Оборудование:разрезные картинки с космическими сюжетами; презентация к конспекту.
Ход НОД
Орг. момент.
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их оборотную сторону. Все дети, которые взяли фрагменты картинок с «рубашкой» желтого цвета, приглашаются к столу с желтой меткой, и составляют свою картинку, дети с красной, зеленой и синей меткой, так же приглашаются, к столам с метками и составляют картинки.
Детям предлагается рассмотреть картинки и определить тему занятия.
В: Ребята, послушайте стихотворение.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Реки, горы и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. В: О чем это стихотворение? (Ответы детей). Посмотрите — так выглядит наша планета Земля в космическом пространстве. Ученые выяснили, что наша планета Земля в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система? (ответы детей) Это солнце (показ) — вокруг которого вращаются планеты. Сказка «Солнечная система» Живет во Вселенной дружная семейка «Солнечная системе». Маму зовут Солнцем, а ее детей планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, всех согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку и жаркой «Венерой», самую добрую Землей, самый драчливый носит имя Марс. Он на небе (красноватая звезда, Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн отличается весельчаком с красивыми кольцами и только маленький Плутон всегда плаксивый. Он бог подземного царства холода, льда и вечной мерзлоты. У планет есть друзья — спутники. У Земли подружку зовут Луна. Никогда не разлучаются они, так и вертится луна вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы. И каждая планета Солнечной Системе движется по своей орбите. И у нас получился Парад планет. Это бывает очень редко, когда планеты выстраиваются в один ряд. В: Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? Д:(до планет очень далеко). В:Конструктор Сергей Павлович Королёв изготовил первый космический спутник. На нем установили специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. И тогда решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту. Кто же находился на борту? Д: Это были две собаки лайки: Белка и Стрелка. В: А кто был первым космонавтом? Д: Юрий Алексеевич Гагарин, русский летчик-космонавт, первый в мире человек, совершивший полет в космос на космическом корабле В: Молодцы! Какой праздник скоро мы будем отмечать? А почему именно 12 апреля? Д: (ответы детей) Речь с движением: «Полет к звездам» Отправляется в полет Наш волшебный звездолет. (дети складывают руки рупором перед ртом, ходят по группе в разных направлениях). Надевай скорей скафандры! (останавливаются у ориентиров, имитируют движения). Занимай скорей места! (становятся врассыпную, присаживаются) С космодрома мы взлетаем, (встают, поднимают руки через стороны вверх и соединяют их над головой.Подпрыгивают). Полетели, полетели, (бегут руки в стороны). До Луны мы долетели. (Останавливаются возле ориентира) Походили, посмотрели (ходят по группе в разных направлениях). И обратно прилетели. (Бегут, останавливается возле ориентиров). Воспитатель: Костюм космонавта называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания, там же находится небольшая коробочка, которая поддерживает нормальную температуру тела. Скафандр очень прочный защищает от давления, излучений. Скафандр связан с Землей, в нем находятся микрофон с датчиками аппаратуры, мы можем видеть и разговаривать с космонавтами. В: Ребята, как вы считаете, какой должен быть космонавт? Д: (ответы детей) В: Чтобы стать сильными и смелыми как космонавты, предлагаю вам ребята выполнить дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика: «Полет на Луну». «Запускаем двигатель». И.п. — стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох — и.п.; выдох — вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз. «Летим на ракете». И.п. — стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох — и.п.; долгий выдох — покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у». Повторить четыре-шесть раз. «Надеваем шлем от скафандра». И.п. — сидя на корточках, руки над головой сцеплены на замок. Вдох — и.п.; выдох — развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз. В: Сегодня мы с вами полетим в космос. А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку. Распуская алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную…. Д: (ракета) В: Правильно, мы полетим на ракете в космическое путешествие к планетам Солнечной Системы. Приготовились к старту, встали, руки вверх. Пошел обратный счет: начинаем счет от 10. Дети 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, полетели. (Запись запуска ракеты). Руки вниз, сели. Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Слайд – 1 Галактика Галактика – это скопление звезд в космосе. Они видны в телескопы, как светлые небольшие туманные пятна. Наша галактика – Млечный путь – спиральная. Если взглянуть на нее сверху, то она будет выглядеть, как огромный звездный водоворот. Слайд – 2 Солнечная система Солнечная система – это небесные тела, которые движется вокруг Солнца. Солнечная система — это звёздная система, состоящая из Солнца и планетной системы, включающей в себя все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца: 8 планет. Воспитатель: Ребята, сколько планет в нашей солнечной системе? Давайте с вами все вместе вспомним Слайд – 3 Меркурий Воспитатель: В честь какого бога названа планета? Меркурий (первая планета по счету от Солнца) Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Меркурий — самая быстрая планета. Он успевает совершить полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток. (Если бы мы жили на Меркурии, то отмечали бы день рождения два раза в сутки) Поверхность Меркурия твердая, каменистая. Днем планета практически горит под солнечными лучами, а ночью промерзает. Слайд – 4 Венера Воспитатель: В честь, какой богини названа планета? Правильно Воспитатель: Какая третья планета? Слайд – 5 Земля Вопрос: какая по счету (третья планета от Солнца) Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. В атмосфере содержится кислород, которым мы дышим. И атмосфера защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. Слайд – 6 Марс Эту планету назвали в честь древнегреческого бога войны. Похожая на Землю планета, но меньше по величине и холоднее. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой». Год на Марсе длится в несколько раз дольше земного. На Марсе имеются глубокие впадины, гигантские потухшие вулканы и обширные пустыни. Слайд – 7 Юпитер Юпитер – больше всех планет, Но жизни на планете нет. Повсюду жидкий водород, И лютый холод круглый год. Самая большая планета Солнечной системы — в 10 раз больше Земли. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы на ней поместиться. Вокруг своей оси Юпитер вращается так быстро, что облака вокруг него вытягиваются в длинные ленты, придавая планете полосатый вид. Юпитер — не твердая планета. Особенность Юпитера – Большое красное пятно. Это огромный вихрь. Д\и «Четвертый лишний» Солнце Венера Земля Африка Ракета Спутник Лодка Луноход Комета Звезда Метеорит Глобус Венера Марс Юпитер Большая медведица В: Молодцы, летим дальше? Слайд – 8 Сатурн Сатурн – это планета-гигант светло-желтого цвета. Она очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. У Сатурна есть кольца, которых нет у других планет, которые образуются из пыли, камней и льда. Все они вращаются вокруг планеты. Сатурн расположен далеко от Солнца, поэтому его температура очень низкая. Слайд – 12 Уран (седьмая от Солнца, относится к планетам-гигантам) Уран – планета – гигант. Это первая планета, которую увидели в телескоп. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается «лёжа на боку. Ее называют лежачая планета. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Слайд – 9 Нептун (восьмая планета от солнца) Нептун относится к планетам-гигантам. В римской мифологии бог морей. Поверхность его из космоса выглядит голубой. На Нептуне заметны пятна штормов. Самый крупный шторм выглядит, как большое темное пятно, по краю которого расположены белые пятна. Слайд – 10 Луна Украшал ночную синь Серебристый апельсин. А прошла неделя только — От него осталась долька. (Луна.) В: Кто ответит на вопрос, у земли есть спутник…. ? (Луна) Луна — естественный спутник Земли, ее постоянный ближайший сосед. Она вращается вокруг Земли. Луна меньше Земли в четыре раза. Она не светит сама, а лишь, как зеркало отражает падающие на неё солнечные лучи. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Всю поверхность Луны покрывают большие и маленькие углубления – кратеры. Лунные кратеры – это следы от ударов камней из космоса – метеоритов. Темные пятна на Луне называют морями, хотя никакой воды на Луне нет. Слайд – 11 Звездное небо, кометы, созвездия В: Ребята, внимательно посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Кометы, планеты, созвездия). А что там впереди? Это неизвестная наша планета… В: Дорогие мои космонавты, ваш полет заканчивается. Мы с вами хорошо потрудились. Предлагаю напоследок зарядиться космической энергией. Закройте глаза, протяните к звездам руки – они вам дадут много сил и здоровья. Солнце согревает наши ладошки. Мы сильные и здоровые приземлились на землю. Откройте глаза. Вот мы и дома. Итог: А теперь мы вкратце вспомним свое путешествие. Поиграем в еще одну игру. Д/ и «Лови мяч и назови слово на космическую тему» Ребята, посмотрите, это же звездопад. Когда падают звезды, люди загадывают желания, и они сбываются. Я вам подарю падающую звезду, чтобы ваши желания сбылись. Раздать детям разноцветные, сверкающие звездочки. |