Конспект открытого занятия Мы исследователи
Автор: воспитатель Тейхриб Ольга Владимировна.
МБДОУ Детский сад «Одуванчик» Алтайский край, г.Славгород.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Мы — исследователи!»
Файл:Конспект открытого занятия
Тема: «Мы – исследователи»
Интеграция образовательных областей: Социализация, Коммуникация, Познание, Коммуникация, Физическое развитие.
Цель: формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.
Задачи:
В области «Познания»:
• Закрепить имеющиеся знания детей о ранее изученных свойствах воды.
• Познакомить детей со свойствами воды.
• Обратить внимание на то, что даже привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного.
• Объяснить детям, что значения свойств воды поможет лучше понять особенности водных организмов их приспособленности к водной среде.
В области «Коммуникации»:
• Развивать речь детей, расширять и активизировать словарь, творческую активность детей.
В области «Физическое развитие»:
• Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
В области «Социализации»:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарища, планировать свою работу в коллективном творчестве; любознательность самостоятельность детей.
Тип занятия: занятие применения знаний, умений и навыков на практике.
Вид занятия: занятие – эксперимент.
Методы: экспериментальная работа, беседа.
Развивающая среда: стаканчики с водой, с соком, с подсоленной водой, чайные ложки, соломинки (по количеству детей), термос с горячей водой, акварельные краски, салфетки, 2 термометра, карточки – схемы по технике безопасности, карточки – схемы для проведения опытов, карточки «Волшебная лесенка», удостоверения «Юный эколог».
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера, беседы на тему: «Где можно встретить воду?» проведение экспериментов.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Педагог вместе с детьми становится в круг. Он держит в руках «Экологического летунчика» (воздушный шар), который ведет ребят по стране знаний и говорит:
— Ребята, на сегодняшнем занятии мы продолжим заниматься опытнической деятельностью. А для этого нам необходимо отправиться в нашу лабораторию «Центр науки», в этом нам поможет наш «Экологический летунчик». Приготовьте свои экологические удостоверения «Юного эколога» и добро пожаловать.
Педагог берет «Экологического летунчика» в свою руку, предлагает детям взяться за руки и цепочкой пройти в лабораторию.
— Посмотрите, ребята, как тесно мы связаны друг с другом. Мы – единое целое! Давайте и работать сегодня на занятии будем вместе, сообща, поддерживая и помогая друг другу.
Посмотрите, мы какие,
Мы экологи лихие!
Вы вглядитесь в лица эти –
Мы спасаем всю планету,
Чтобы вы спокойно спали
И с природой бед не знали!
Посмотрите-ка, друзья,
Хвалят нас совсем не зря.
Честно вам сказать хотим:
«За природой мы следим».
— Ребята, наш знакомый «Экологический летунчик» прилетел с новой загадкой. Разгадаем ее и узнаем, о чем будем сегодня говорить.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать? (Вода)
На прошлых занятиях мы знакомились со свойствами воды. Какие вы помните? (ответы детей)
— А вы хотите узнать больше о воде, о ее свойствах?
— А с помощью чего мы сможем это сделать, находясь в нашей лаборатории? (опыты)
— И, так сегодня мы с помощью опытов, продолжим знакомиться с новыми свойствами воды.
— А что вы ожидаете от проведения опытов с водой? (ответы детей)
I.Выбор оборудования:
— Ребята, я вам предлагаю посмотреть, что находится на моем «лабораторном» столе. И теперь вы сами можете определить, что нам понадобится для опытов.
— Для опытов нам понадобится следующее оборудование: стаканчики с водой, с соком, с подсоленной водой, чайные ложки, соломинки (по количеству детей), термос с горячей водой, акварельные краски, салфетки, 2 термометра, карточки – схемы по технике безопасности, карточки – схемы для проведения опытов.
II. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности: (работа с карточками – схемами)
— Следующим этапом нашей работы, необходимо уточнить правила безопасности жизнедеятельности при проведении опытов, помогут вам в этом карточки-схемы.
1. При использовании соломинки не помещать ее в гортань, взять губами.
2. Стаканчики с водой, соком, подсоленной водой не ставить на край стола.
3. При определении запаха выполняем движение ладонью на себя.
4. При работе с акварелью, набираем краску на ладонь аккуратно, не пачкаем одежду.
I. План исследования.
— Следующим этапом, я предлагаю вам план исследования:
1. Проведение опытов.
2. После каждого опыта делаем вывод.
3. Решаем проблемные вопросы.
4. Обобщение результатов исследования в форме карточек – схем «Свойства воды»
5. Итог занятия.
— Ребята, всем ли понятен план исследования? В плане прозвучало понятие «проблемный вопрос», как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Проведение:
Опыт №1 «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с соком. В оба стаканчика положим соломинки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (ответы детей)
Вывод: вода прозрачная, а сок – нет (карточка – схема №1)
Проблемный вопрос
Подумайте, что было бы, если речная вода была непрозрачная? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет) Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения. А не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит нельзя загрязнять водоемы.
Опыт №2 «У воды нет вкуса»
Перед детьми стоят стаканчики с водой, с соком и с подсоленной водой. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? (ответы детей). Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкус не чувствует.
Дать детям для сравнения попробовать сок.
— Есть ли у него вкус? Какой?
Дать попробовать подсоленную воду.
— Есть ли у нее вкус? Какой?
Вывод: у воды нет вкуса (карточка – схема №2)
Опыт №3 «У воды нет запаха»
Перед детьми стаканчики с водой. Дети нюхают воду.
— Чем она пахнет? (совсем не пахнет)
Вода не имеет запаха, если она чистая. Уточнить, что иногда вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: у воды нет запаха (карточка схема №3)
ΙV. Физическая разминка «Классная зарядка»
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Все делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
Опыт №4 «Вода может смачивать и очищать»
Опыт проводит моя помощница, младший лаборант Вика.
— Передо мной широкий сосуд с водой. Я возьму бумажную салфетку и осторожно положу ее на поверхность воды. Что станет с ней через некоторое время? Правильно, она промокла. Как вы думаете, почему? Вода проникает в волокна салфетки и смачивает ее.
А теперь понаблюдаем, как вода очищает.
— Я нанесу акварельную краску на ладонь. А теперь опускаю руку в воду и смотрите, что происходит? Рука чистая. Почему? Вода очистила, смыла краску.
Вывод: Она без запаха, вкуса и цвета.
Но всеми учёными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода (карточка – схема №4)
Опыт №5 «Вода жидкая, может течь»
Опыт проводит мой помощник, младший лаборант Артём.
У меня два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаю воду из одного стаканчика в другой.
— Что происходит с водой?
— Вода льется. Почему?
— Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. (карточка – схема №5)
Опыт №6 «Вода бывает теплой и холодной»
У детей по два стаканчика с водой разной температуры.
— Ребята, каким способом можно определить, какая вода в стаканах?
На ощупь дети определяют, где холодная вода, а где теплая.
— Каким способом еще можно определить температуру воды? (термометром)
— Передо мной два стаканчика, а вы сами определите, где холодная, а где теплая вода. Опускаем в стаканчики термометры и подождем. Через некоторое время вынимаем термометры.
— Что вы заметили? (ответы детей)
— Правильно у термометров разная высота столбиков, которые показывают температуру воды. В стакане с холодной водой стоял термометр с низким столбиком, а в стакане с теплой водой термометр с высоким столбиком.
Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие только в холодной.
Проблемный вопрос
— Если бы вы были рыбами, то какую бы воду вы выбрали – теплую или холодную? (ответы детей)
— А как вы думаете, где больше разных растений и животных – в теплых или холодных морях? Почему? (ответы детей)
В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из – под земли на поверхность. Это – гейзеры. От них идет пар. Как вы думаете, может ли кто–нибудь жить в таком горячем «доме». Жильцов очень мало, но они есть, например, особые водоросли.
Вывод: воды бывает теплой и холодной (карточка-схема №6)
V. Ретроспективная рефлексия
— В ходе выполнения опытов с водой, мы с вами узнали о некоторых ее свойствах. Давайте вспомним, какой же она бывает? (ответы детей с помощью карточек-схем)
— Как вы думаете, удалось ли нам справиться с планом исследования?
— Возникали ли у вас трудности в ходе проведения опытов?
— А теперь я предлагаю вам обратиться к нашей «волшебной лестнице» . Как вы считаете, какую ступень нашей лестницы мы сумели покорить все вместе.
Трехцветная лестница: на голубом фоне – смайлик грустный, ему было трудно на занятии; на желтом – смайлик серьезный, он испытывал затруднения; на красном – смайлик улыбается, у него все получилось.
Педагог крепит фишку на ту ступень лестницы, которая отражает знания, настроение по решению детей.
А теперь оцените каждый сам себя по личным «волшебным лестницам» (по желанию дети могут объяснить свое решение).
— Ребята, как вы думаете, могут ли вам пригодиться полученные знания в жизни? (ответы детей)
— О чем бы вы хотели поговорить и нового узнать на следующем занятии? (ответы детей)
— «Экологический летунчик» постарается исполнит ваши пожелания.
— На этом занятие наше подошло к концу.
— До свидания! До новых встреч!