Свидетельство о публикации №СВ/0072
Автор: Асачева Любовь Федоровна, старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 2 «Умка», Красноярский край, г. Норильск
«Модель социального партнерства детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО». Сотрудничество с семьями воспитанников всегда являлось составной частью работы педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения, ведь высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями является ребенок.
Ссылка на файл: «Модель социального партнерства детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО»
Сотрудничество с семьями воспитанников всегда являлось составной частью работы педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения, ведь высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями является ребенок.
С введением ФГОС ДО назрела необходимость изменений в организации и содержании социального партнерства ДОУ и семьи.Поэтому, «не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей ксоциокультурным нормам, традициям семьи». [4, стр. 4]
По мнению ученых, семья нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства, поэтому «искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, т.к. они получили для этого специальное профессиональное образование, понимают механизмы развития ребенка-дошкольника, видят и могут оценивать текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия». [4, стр. 6]
Однако перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольнойорганизации«открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, успехах и неудачах и т.д.
Для совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов мы,в первую очередь, разработалимодель социального партнерства с семьями воспитанников, позволяющую выстроить систему взаимодействия«Родитель — Ребенок — Педагог», где ребенок является ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными и независимыми, но содружественно-конструктивными.
Целью работы является создание единого пространства развития ребенка в семье и дошкольнойорганизации, сделать родителей участниками полноценного образовательного процесса. Успех в этом нелегком процессе зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Основные задачи работы с родителями:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Приступая к работе и обозначив приоритетное направление деятельности ДОУ, нами была определена, прежде всего,линия дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка), и учтены интересы, потребности самих детей. Эта линия задает критерии отбора нововведений и их синтез, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности.
Особое внимание мы уделяем педагогике сотрудничества. Педагогика сотрудничества — это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.