Модель воспитательной деятельности
Автор: педагог дополнительного образования Горошко Ольга Владимировна
МБОУ ДО «ЦТиВ» пгт. Ногликипгт.Ноглики
Модель воспитательной деятельности в объединении учреждения дополнительного образования
Файл:СТАТЬЯ
«Модель воспитательной деятельности в объединении учреждения дополнительного образования»
Пояснительная записка.
Современное образовательное учреждение представляет собой сложную социально-педагогическую систему, в которой ребенок проводит огромный отрезок своей жизни. И в этот отрезок жизни происходит его становление как ЛИЧНОСТИ, формируется отношение к труду, к учебе, к своему здоровью и здоровому образу жизни, закладываются основы нравственности и этического сознания, воспитываются гражданственность, патриотизм, уважение к правам, обязанностям и свободам человека. В этот период ребенок, вопреки расхожему мнению, не готовится к жизни, а проживает важнейший этап своей жизни. То есть, школьный период есть не подготовка к жизни, а сама жизнь. И с этой жизнью неразрывно связан процесс воспитания. Сегодня воспитание в системе образования выдвинуто как приоритетное, ему присвоен статус регентального (ведущего, правящего) элемента образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописан национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Также в этом документе определена основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Таким образом, сегодня, существует серьезный заказ государства образовательным учреждениям, касающийся воспитания подрастающего поколения.
Воспитание в образовательном учреждении представляет ту часть процесса социализации ребенка, которая организуется, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается педагогическими работниками. Процесс воспитания в учреждении образования не может быть разделен по рабочим циклам уроков, занятий и послеурочной деятельности, поскольку все, чем занимается педагогический коллектив, связано с воспитанием детей. В Федеральной целевой программе развития образования до 2015 г. говорится о «распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». Одна из моделей – это «инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества».
Важнейшей задачей духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание толерантной личности. Толерантность – важнейшая из базовых национальных ценностей.
Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе и культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, обозначающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, чего не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальной веры.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя оградиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения к защите прав других.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного имперетива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Сегодня в образовательном учреждении не должна вестись просто «воспитательная работа», а должны создаваться инновационные модели, формирующие ЛИЧНОСТЬ. Внутри инновационной модели воспитания должна быть создана среда, воспитывающая ЛИЧНОСТЬ. Воспитывающее образовательное пространство должно быть стержневой линией в формировании условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации.
В образовательном учреждении должна быть создана среда, воспитывающая толерантную личность. Попадая в среду образовательного учреждения, ребенок погружается в «раствор» той культурной среды, ценностные ориентиры которой проявляются в традициях, устоях, нормах, правилах поведения и т.д. И главным качеством такой среды должна являться толерантность. Толерантность означает: жить миром разных людей и жить в мире с разными людьми.
Именно сейчас, когда начало XXI века сопровождается раскатами новой человеконенавистнической угрозы, именно педагогическому и родительскому сообществу предстоит воспитать в детях доброту, которая, несмотря ни на что, обязательно спасет мир. Нам, взрослым, предстоит научить их жить МИРОМ разных людей и жить в МИРЕ с разными людьми.
В общении с носителями ценностных ориентиров формируется отношение обучающегося к миру этих ценностей, принятых как ценностные установки в данном учреждении. Носителями этих ценностей являются, в первую очередь, педагогические работники. А коль речь идет об учреждении дополнительного образования, то здесь проводниками в воспитывающем образовательном пространстве являются педагоги дополнительного образования, руководители объединений. Воспитательная среда образовательного учреждения складывается из воспитательных пространств каждого объединения. Задача педагога дополнительного образования смоделировать и выстроить в своем объединении такую воспитательную систему, которая способствовала бы созданию единого коллектива воспитателей и воспитанников, объединенных совместной деятельностью.
При создании модели воспитательной работы в объединении «Сталкер» в первую очередь была определена миссия педагога по отношению к детям, то есть тот «флаг», под которым «поплывет объединение по океану жизни».
Миссия педагога по отношению к обучающимся:
• создание условий для становления личности ребенка через созидание среды;
• создание условий, способствующих приобретению и оценке личностью ребенка индивидуального социального опыта;
• создание условий для воспитания толерантной личности.
Цель воспитания: создать «среду возможностей», основанную на принципах толерантности, в которой будут реализованы потребности ребенка.
Задачи:
• выявить уровень толерантности и сформированности установки на ее воспитание;
• выбрать направления, методы и формы педагогического воздействия;
• снять у обучающихся блокировку на восприятие идей толерантности;
• сформировать у обучающихся установку на самовоспитание толерантных отношений с окружающими людьми;
• обучить навыкам конструктивного разрешения конфликтов, преодоления противоречий и достижения компромисса;
• сформировать систему представлений о человеке как высшей ценности, обладающей высоким чувством собственного достоинства и способной уважать это чувство в другом;
• формировать убеждения, что обладание правами и свободами связано с ответственностью человека за свой выбор, поступки, отношения;
• организовать совместную деятельность и общение, направленные на реализацию социально значимых проектов;
• обучить обучающихся рефлексии своей деятельности.
1. Направления, формы, способы, приемы, оригинальные идеи и находки, используемые для достижения поставленной цели.
Для исследования уровня толерантности и сформированности установки на ее воспитание проводится диагностическое исследование. Оно проводится с применением следующего диагностического инструментария:
• экспресс-опросник «Индекс толерантности» по методике Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е.Хухлаевой, Л.А. Шайгеровой.
• тест «Эмпатические тенденции» А.Мехрабиана и Н.Эпштейна.
Далее определяются направления, формы и методы педагогического воздействия.
Основными направлениями работы педагога с обучающимися молодежного объединения «Сталкер» являются:
• информационное
• эмоционально-ценностное
• практически-действенное
1. Информационное направление.
Педагог приобщает обучающихся к общечеловеческим ценностям и достижениям. В связи с этим он формирует у обучающихся комплекс знаний об этнодемографических ситуациях в различных странах, на материках и в мире в целом; о социально-этнических изменениях, произошедших в мире; о единстве и неделимости противоречивого, многоэтнического мира; о тенденции народов к интеграции в Европе и других регионах мира; о планетарных процессах и глобальных проблемах народов.
Особое внимание обращается на воспитание исторической памяти, на формирование объективной точки зрения на становление и развитие нашего многонационального государства. Это приобретает особую важность для формирования личной позиции.
Большую ценность для обучающихся имеют этнографические знания о происхождения народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников.
Но ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение не обязательно формирует у обучающихся межкультурную толерантность. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет его впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Педагог должен создать для обучающегося такую ситуацию, при которой ребенок должен понять и осознать источник своего непонимания — иную логику мышления. Таким образом, решается задача по снятию блокировки на восприятие идей толерантности.
Очень эффективной и яркой формой работы по данному направлению являются встречи обучающихся с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для них.
Примером такой деятельности является участие обучающихся объединения «Сталкер» в проекте «Яркие краски культуры народов» Районной центральной библиотеки. Данный проект направлен на взаимодействие этнокультур народов, проживающих на территории Ногликского района. В рамках данного проекта были организованы и проведены:
• Дни русской культуры
• Дни нивхской культуры
• Дни татарской культуры
• Дни украинской культуры
• Дни молдавской культуры
Участие в данном проекте способствовало формированию толерантной позиции, так как обеспечивало встречи обучающихся с представителями иных культур, получение информации о культуре народов, проживающих на территории Ногликского района в яркой, живой, творческой форме.
Также для формирования толерантного мышления педагогом используется традиционная, но от этого не менее эффективная форма воспитательной деятельности как беседа. Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение, позволяет донести до обучающихся информацию об истинных ценностях. Для проведения бесед широко используются ИКТ (слайд-презентации, музыкальное сопровождение и т.д.), которые позволяют усилить воспитательный эффект. В рамках воспитательной системы были проведены беседы следующей тематики:
«Толерантность – что это?», «Спешите делать добро», «Друг познается в беде», «О милосердии»,«Умей уважать других».
Очень важным и действенным педагогическим приемом в реализации воспитательной модели объединения «Сталкер» является активное привлечение обучающихся к подготовке бесед, проведению тренингов, групповых игр и групповых дискуссий.
Осознание обучающимися проблематичности своего понимания других культур является предпосылкой следующего шага педагога – организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их различий; чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание не превалировало над оценкой и осуждением. Данную задачу педагог выполняет в рамках реализации следующего направления деятельности – эмоционально-ценностного.
Эмоционально-ценностное направление.
Эмоционально-ценностное направление предполагает формирование у обучающихся гуманистических ценностей, и прежде всего человеколюбие, выражающиеся в уважительном отношении к людям независимо от их политических, религиозных и других взглядов и ориентаций. Кроме этого перед педагогом стоит задача приобщить обучающихся к культурным ценностям и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них сознание граждан мира.
Групповая коммуникация реализуется через:
• тренинги
«Учимся понимать и уважать других»
«Шаг навстречу»
Социально-психологические тренинги являются важной составляющей программы воспитания обучающихся в духе терпимости и культуры мира. Социально-психологический тренинг является групповой формой работы и участие в группе имеет сильное влияние в формировании личности обучающегося. Социально-психологические тренинги существенно облегчают и ускоряют процесс овладения знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, способствует формированию оптимизации коммуникативных возможностей человека, необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и в межличностных отношениях, создает возможности для более Грамотно организованный и проведенный тренинг позволяет создать позитивную атмосферу и обеспечить готовность работать с проблемой толерантности и обсуждать ее.
• групповые игры
• групповая дискуссия
Данные формы работы лежат в основе комплекса занятий для детей и подростков по теме «Толерантность». Все занятия задуманы в стиле «неформальной педагогики», то есть:
• обучающиеся не получают оценок или формально признанных дипломов;
• занятия ориентированы на собственную активность и творчество участников;
• самыми распространенными формами работы являются групповая игра и групповая дискуссия;
• программа предполагает добровольность участия.
Данные формы работы позволяют параллельно с основной деятельностью, связанной с пошаговым разворачиванием межкультурного диалога и превращением его во внутренний диалог обучающегося, проводить деятельность, направленную на помощь ребенку в овладении им навыков групповой коммуникации, умениями критически мыслить, навыками конструктивного разрешения конфликтов, преодоления противоречий и достижения компромисса.
2. Практически-действенное направление.
Данное направление предполагает включение обучающихся в практические мероприятия и акции, связанные с проявлением толерантности.
Формы работы:
• Реализация социально значимых проектов.
Создание и реализация обучающимися различных социальных проектов есть проявление их активности и средство ее развития. Социально-педагогическое проектирование всегда связано с созданием условий для оптимального взаимодействия обучающихся в решении общественно значимых проблем. За период существования молодежного объединения «Сталкер» были созданы и реализованы проекты:
— «Украшая поселок – украшаем жизнь»
— «Не отнимай у себя ЗАВТРА»
— «Быть лучшим – быть успешным»
— «Подари улыбку миру!»
— «Научиться жить вместе»ё
— «Мы разные, мы вместе»
— «Не подлежит забвенью»
— «Утомленные мусором»
На решение проблем интолерантности, формирования толерантного мышления направлены проекты : «Мы разные, мы вместе» и «Научиться жить вместе».
Целью проекта «Мы разные, мы вместе» являлось содействие формированию толерантности у граждан пгт.Ноглики. В рамках данного проекта были использованы следующие формы и методы работы: публикация статей в средствах массовой информации, создание социальной рекламы, проведение тематических бесед, проведение фотоконкурса, проведение акций, игровых программ для дошкольников, проведение тренингов для сверстников, организация и проведение районного фестиваля «Краски мира».
Работа над проектом «Мы разные, мы вместе», члены проектной группы, состоящей из обучающихся молодежного объединения «Сталкер» и педагогов дополнительного образования, пришли к выводу, что реализация проекта положила начало деятельности по формированию толерантного мышления у населения пгт.Ноглик. И для того, чтобы получить серьезные результаты в данном направлении, необходимо перенести масштаб деятельности на уровень учреждения. В этот период в Центре детского творчества начиналась работа по проектированию Программы развития учреждения на 2013-2015 г.г., шел процесс выявления проблем, решение которых ляжет в основу стратегического документа. Участники проектной группы обратились к администрации Центра детского творчества с предложением, чтобы краеугольным камнем в Программе развития учреждения на ближайшие годы стала работа по формированию толерантности у ученического, педагогического и родительского сообществ. Данное предложение было вынесено на рассмотрение педагогического коллектива и Управляющего совета Центра детского творчества.
Очень эффективной формой работы стала реализация программы «Мой толерантный мир» на базе профильного лагеря «Лидер» Центра детского творчества, в период летних каникул. На лагере работали волонтеры — обучающиеся молодежного объединения «Сталкер». Реализация данного проекта принесла еще один очень важный результат – многие ребята, посещающие профильный лагерь «Лидер» с нового учебного года влились в ряды молодежного объединения.
Проект «Научиться жить в мире» начал реализовываться в учреждении с 2009 года. Практически сразу к нему подключились ребята из объединения «Сталкер». Участие обучающихся в проекте позволило сделать его очень результативным, интересным и насыщенным. С энтузиазмом, свойственном молодости, ребята окунулись в подготовку и проведение благотворительных концертов, акций, новогодних утренников. Данный проект можно отнести к социально-гуманитарным технологиям толерантности, представляющим пример модели «вертикальной интеграции». Модель «вертикальной интеграции» характеризуется узкой проблематикой, в нашем случае, воспитание установок позитивного восприятия в отношении детей-инвалидов.