• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Помощь
  • Реквизиты
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Методические аспекты организации духовно-нравственного воспитания

  • Публикации

Методические аспекты организации духовно-нравственного воспитания

Автор: учитель Исангужина Гульдар Шариповна.

МАОУ «Лицей № 1» Стерлитамак.

Мустай Карим: «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ»

Файл:Статья

Процесс образования, как двуединый процесс обучения и воспитания, представляет собой становление нового образа человека, актуализацию родо¬вых сущностных сил человека из заданной природой потенциальной челове¬ческой формы. Воспитание предполагает формирование социально- нравственного образа не только отдельной личности, но и самого общества как системы межличностного и социального взаимодействия. Тем самым, воспитание духовно-нравственной личности является неоспоримой и важ¬нейшей целью всякого цивилизованного общества, а также приоритетным направлением деятельности учебных заведений.

Нравственное воспитание должно быть направлено на формирование у учащегося ценностного отношения к истории и культуре страны, к своей «малой» родине, к труду, общественному богатству, к природе, к людям и самому себе. Нравственное воспитание тесно связано с гражданским и пат-риотическим воспитанием подрастающего поколения, сохранением истори¬ческой преемственности и памяти о прошлом своего народа. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников — все это становится предметом познания обучающихся, источником их социального и духовного развития.

Одним из направлений воспитания может стать изучение подрастаю-щим поколением традиций, образа жизни своих предков. Говоря о традициях, о воспитательной работе в учебных заведениях Республики Башкортостан можно делать ставку на творчество народного поэта Башкортостана МустаяКарима, который воплотил ее главные принципы.

Желая показать нравственный идеал, МустайКарим в своих произведениях особый интерес проявляет к внутренней жизни человека, ребенка. Эта жизнь начинается с того момента, когда маленький человек задается вопросом: «Для чего я живу?».

И действительно, каждый человек для ориентирования в социальной действительности, выстроенной в соответствии с нормами правовой и мо-ральной регуляции отношений между людьми, должен уметь различать добро и зло, жить в мире с соседом независимо от его веры и национальности.

Для МустаяКарима полноценной личностью является человек, умею-щий создавать духовные и материальные ценности. Главные герои его произ¬ведений — люди труда. Автор наделил их такими чертами характера как сове¬стливость, доброта уважение к старшим. И.И. Валеев пишет: «Указывая, что нравственные ценности являются категориями вечными, Мустай Карим рас¬крывает очень емко и лаконично содержание нравственности: честь, совесть, верность, привязанность и любовь к Родине, ощущение родной земли. Лич¬ность не полна если отсутствует одно из этих качеств» [Валеев И.И. Педаго¬гика МустаяКарима. — Уфа: Китап, 2002].

Нравственность, по убеждению М. Карима, ни в коем случае не должна быть размытым и неработоспособным понятием. Поэт в своих произведениях раскрывает ее конкретные составляющие, выявляет их системное взаимодей¬ствие, показывает, что личность формируется не по частям и не в вакууме, а в ее жизненных ситуациях, в нравственной системе человеческих отношений. Именно МустаюКариму принадлежат слова о том, что литература должна участвовать в становлении характеров, в воспитании высокой нравственности и гуманизма. Она призвана формировать духовный облик человека, воздейст¬вуя не только на умы, но и на души и сердца.

Нравственный человек, по мысли писателя, не может быть безответственным: он глубоко осознает свою роль в развитии духовной и материальной сфер жизни. Он не может быть немилосердным, не имеющим четкой граж¬данской позиции, безразличным к судьбе своего народа, неискренним, лице¬мерным.

Образы героев МустаяКарима служат не только выражением менталь¬ности, национального характера башкирского народа, но и образцами обще¬человеческой нравственности, и потому изучение произведе¬ний М. Карима должно быть обязательной составляющей учебной программы образовательных учреждений нашей республики.

В духовно-нравственном воспитании также важна ориентация на куль¬турно-исторические традиции народа, отражающие его национальный харак¬тер, что способствует повышению творческой активности учащихся, делает их восприимчивыми к духовной культуре народа.Как считает профессор Ф.Г. Хисаметдинова, «привитие учащимся чувства уважения, любви и гордо¬сти за свою республику, воспитание их истинными гражданами Башкортостана возможно лишь при условии глубокого познания ими истории и куль туры народов, проживающих на ее территории».

Таким образом, нравственное воспитание молодого поколения является важнейшей педагогической задачей. Со времен Платона и Аристотеля в педагогической среде укоренилось убеждение, что школа — это место, где ребенок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и учится ориенти¬роваться в мире общечеловеческих ценностей нравственного порядка, обращая их в устойчивые личностные убеждения.

Кроме того, основные направления воспитательной деятельности в образовательных учреждениях должны выстраиваться с учетом социальных, культурных традиций обучающихся, каждый из которых выступает носитем ментальных характеристик того или иного народа. Важно научить пони¬мать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, прививать толерантность, уважение ко всем народам. Формируя межнациональную толерантность, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый воспитанник знал историю, язык, литературу своего народа, сочетал чувство национальной гордости с уважением к человеку иной куль¬турной и национальной традиции, мог воспринимать и транслировать после¬дующим поколениям то лучшее, что создавалось и сохранялось богатой исторической практикой каждого народа.

Навигация по записям

Розы на тарелочке из салфеток → ← Расти здоровым, малыш!

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Зимние конкурсы

Зимняя фантазия

Зимняя фантазия

Конкурс для педагогов и воспитателей «Зимняя фантазия»

подробнее
Детские новогодние поделки

Детские новогодние поделки

Предлагаем Вам принять участие в конкурсе для детей «Новогодние поделки»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Аттестация педагогов ДОУ

Аттестация педагогов ДОУ

Подготовим все необходимые документы для аттестации!

подробнее
Самообразование педагога

Самообразование педагога

Мы выполним выбранную тему по самообразованию за вас по стандартам предъявляемых в вашем учебном заведении.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.