Свидетельство о публикации № СВ/0144
Кожева Надежда Юрьевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 39, г. Канск
Ссылка на файл: «Методические аспекты формирования культурно — гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте»
Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно- гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других качеств и функций, усвоение правил и норм поведения.
Формирование культурно- гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых- родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
В младшем дошкольном возрасте показ должен сопровождаться пояснением, причём необходимо чётко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия даётся очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямым.
— Упражнение и контроль
Без упражнения ни один навык не может быть сформирован, т. к. только в активной деятельности каждого ребёнка создаются и закрепляются динамические стереотипы.
Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом.Отсутствие контроля ведёт к формированию у детей лишь отдельных навыков.
— Пример взрослых
Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым (делай, как я) и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).
Учёба ребёнка, в основе которой лежит подражание , начинается очень рано, когда он ещё ничего не понимает. От природы у детей хорошо развита эмоционально- механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребёнок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою « энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
— Игровые приёмы
Позволяют воспитателю, с одной стороны , скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приёмы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра « в ошибки»
— Использование иллюстраций, художественного слова,фольклора, книг, бесед, инсценировок.