Музыкальное оформление уроков классического танца
Автор: преподаватель, концертмейстер Балушкина Елена Валериевна.
МБУ ДО ДХШ имени М.М. Плисецкой г.о. Тольятти, Самарская область.
Методическая разработка «Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах для хореографических школ и ДШИ» (с музыкальными фрагментами)
Пояснительная записка
Методическая разработка «Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах» предназначено для концертмейстеров классического танца хореографических школ и ДШИ. В нём изложены основные принципы музыкального оформления на уроках хореографии, а также даны характеристики музыкального сопровождения для движений в средних классах.
Цель разработки — помощь начинающим концертмейстерам в работе над музыкальным оформлением уроков классического танца. Задачи — освоение методов и приёмов подбора музыкального материала, овладение спецификой музыкального сопровождения в средних классах хореографии.
Разработка содержит пояснения к музыкальному сопровождению для основных движений классического танца, а также музыкальные фрагменты, наличие которых существенно облегчает восприятие предоставленного устного материала и даёт возможность концертмейстерам грамотно и методически верно выстраивать свою работу, используя музыкальное сопровождение с различным музыкальным характером, темпом, ритмическим рисунком и фактурой.
Музыкальный материал расположен в соответствии с традиционным чередованием движений, исполняемых на уроках классического танца. В разработке представлены музыкальные примеры для основополагающего большинства элементов классического экзерсиса, чтобы любое построение урока преподавателем-хореографом или изменения, предпринятые по ходу занятия, могли быть без труда поддержаны концертмейстером.
На уроке классического танца музыкальное сопровождение формально подчинено основным хореографическим движениям, поэтому в работу вошли фрагменты, отвечающие следующим критериям:
1. квадратность;
2. метрическая однородность;
3. интонационно-ритмическая ясность и простота.
Музыкальный материал, рекомендованный для определённого движения, намеренно подобран по принципу метрического родства, которое позволяет учащимся в случае смены музыкального оформления исполнять движения в рамках знакомой метрической пульсации.
Составитель надеется, что владение данными принципами и их совершенствование позволит пианистам чувствовать себя за инструментом свободнее и увереннее. Данная работа не только облегчит труд концертмейстера в подборе музыкального материала на уроках классического танца, но и станет отправной точкой для начинающих концертмейстеров, а также окажет практическую помощь и опытным специалистам.
Введение
Концертмейстер, только начинающий свою деятельность в классе хореографии, сталкивается с проблемой принципа подбора музыкального сопровождения к хореографическим движениям, поскольку, обучаясь в средних и высших учебных заведениях, он не получает никакой информации по данной теме. Пианист прекрасно знает, как взаимодействовать в классе концертмейстерского или камерного ансамбля, но совершенно не имеет представления о специфике работы в классе хореографии. Здесь, как и в музыкальной среде, существует своя терминология и специфика исполнения каждого движения, которую концертмейстеру придётся изучить. Как следствие, ему придётся подбирать музыкальный материал, соответствующий характеру каждого хореографического па (pas), так как звучание концертмейстерской партии призвано помогать развитию техники танца, формированию выразительности движений и умения передавать в пластике различные настроения и эмоциональные состояния. Концертмейстеру следует абсолютно точно понимать, какого темпа, ритма, характера должно быть музыкальное оформление, для чего оно предназначено и каким конкретным творческим и техническим задачам служит. В связи с этим данная разработка является для пианиста существенным ориентиром в понимании и восприятии хореографических движений и специфике подбора музыкального материала для уроков классического танца.