• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Любимое Примиусье

  • Авторские, образовательные программы

Авторская образовательная программа краеведческого факультатива

Автор: Учитель географии Ревякина Екатерина Геннадьевна.

ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат п.Матвеев Курган.

Авторская образовательная программа краеведческого факультатива «Любимое Примиусье»

Программа реализуется в рамках краеведческого факультативного курса «Любимое Примиусье», на котором воспитанники знакомятся с историей и географией Ростовской области и своего родного края.

Файл:Авторская образовательная программа

Программа краеведческого факультатива

«Любимое Примиусье»

“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”

Д.С.Лихачёв

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие обучающихся в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать обучающихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам — к замечательной Донской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Программа “ЛюбимоеПримиусье” предназначена для проведения факультатива в специальной (коррекционной) школе-интернате. Рассчитана на учащихся 14-16 лет. Программа реализуется в течение трёх лет по одному академическому часу в неделю.

Краеведение тесно связано с походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности. С краеведением связана экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Представленная программа рассчитана на учащихся 5- 10 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интерактивные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, сбор лечебных растений, трудовые десанты.

Тема “Мой дом, мой посёлок, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку, как к малой родине.

В процессе обучения ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Обучающиеся, воспитанники приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место занимает изучение истории Матвеево-Курганского района, беседы с интересными людьми, встречи.

В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-10 классов специальной школы-интерната в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к краеведению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Основной целью программы является нравственно – патриотическое воспитание, формирование гражданских позиций обучающихся, воспитанников через приобщение их к истории народа, географии родного края, поселка, знакомство с прошлым и настоящим.

Задачи программы:

  • повысить интерес к истории Донского края, своего посёлка, школы на основе расширения кругозора обучающихся;
  • способствовать формированию положительной мотивации к изучению географии, воспитанию бережного отношения и любви к природе Донского края;
  • углубить содержание основного курса и его практической направленности, развить познавательную активность;
  • развитие речевой и познавательной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование практических навыков в разных сферах и ситуациях, готовности и способности к взаимодействию и взаимопониманию, потребности в исследовательской работе;
  • подготовить школьников к поисково-исследовательской работе, к участию в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня.
  • воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

 

Программа предусматривает связь географии с историей, литературой, сценическим искусством.

Программа содержит тематические блоки, состоящие из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя изучение учебного материала на основе регионального компонента. Практическая часть — приемы использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий.

Актуальность программы состоит в том, что география является не только объектом изучения, но и средством обучения, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности во второй половине дня. Она формирует личностные и метапредметные результаты:

  • в процессе поисково-исследовательской деятельности развиваются самостоятельность, инициатива и другие волевые качества;
  • в проектной деятельности формируются умения учащихся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • в процессе проектно-исследовательской деятельности формируются и развиваются компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции);
  • участие в общем деле формирует у старшеклассников умение общаться, объективно оценивать свои действия;
  • участие в работе краеведческого факультатива способствует формированию и развитию экологического мышления старшеклассников, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • внеурочная деятельность настраивает школьников на социально значимую активность.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения;
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Основные методы обучения:

  • практические;
  • рассказ педагога и рассказы детей;
  • беседы;
  • дискуссии.
  • встречи с интересными людьми;
  • мини сочинения;
  • походы, экскурсии;
  • конкурсы, интерактивные викторины;
  • составление презентаций PowerPoint;
  • использование интерактивной доски.

Программа внеурочной деятельности обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных результатов.

В результате обучения по программе обучающиеся, воспитанники должны знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины;
  • объекты историко-культурного наследия своего края;
  • традиционные и новые методы географических исследований своей местности;
  • основные компоненты изучения краеведения;
  • особенности формирования Ростовской области и посёлка Матвеев Курган, даты основания;
  • традиции и праздники на Дону;
  • географические явления и процессы, характерные для природы Донского края, компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
  • особенности географического положения объектов природы Ростовской области и Матвеево-Курганскогорайона;
  • минералы и полезные ископаемые, характерные для территории области и района;
  • характерные черты рельефа, природные и антропогенные формы рельефа области и района;
  • современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашего края;
  • особенности использования и охраны поземных вод в области и районе;
  • основные метеоэлементы Ростовской области и района проживания, сезоны года на Дону;
  • особенности растительного и животного мира, почв области и района, их использование человеком;
  • охраняемые природные объекты на территории Ростовской области и Матвеево-Курганского района;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем в Ростовской области и своей местности;
  • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

уметь:

  • описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;
  • находить различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Ростовской области;
  • составлять: план своей местности, краткую географическую характеристику своего административного района на основе разнообразных источников информации и форм её представления, собственных наблюдений;
  • определять: на местности, плане и карте Ростовской области и Матвеево-Курганского района расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик природы своей местности, представлять результаты измерений в различной форме.
  • работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;
  • составлять рефераты, презентации;
  • применять полученные знания на практике;
  • практиковаться в умении проводить экскурсии;
  • развивать творческие и коммуникативные способности воспитанников

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения глазомерной топографической съемки территории, чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений в природе своей местности, наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности, определения параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников.

Контингент – обучающиеся, воспитанники 5-10 специальной (коррекционной) школы.

 

Продолжительность занятия – 40 мин, в том числе на компьютере не более

20 мин. (10 мин в начале занятия и 10 мин в конце).

 

Программа кружка составляет 34 часа (1 занятие в неделю).

2014-2015 учебный год

№ п/п Тема Всего часов Вид деятельности
1 Вводное занятие 1 Просмотр фильма «Моя планета», беседа.
2 Наша малая Родина – Матвеев Курган 3 Просмотр презентаций, экскурсия
3 Что такое природа 1 Экскурсия
4 Красоты миусской земли 2 Экскурсия
5 Что у нас под головой, что под ногами. 2 Экскурсия, презентация
6 Знаменитые люди Матвеева Кургана 1 Видеоролик, посещение аллеи славы
7 Растения миусской земли, занесенные в Красную книгу 3 Видеоролик, экскурсия
8 Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) 2 поход
9 Животный мир миусской земли 2 Видеоролик, создание презентации
10 Путешествие в подводный мир 1 Видеоролик
11 Интерактивная викторина «Хочу все знать» 1 Викторина
12 Мой родной поселок 2 Экскурсия, презентация
13 Составление презентаций «Мой родной поселок» 2 Сбор фотоматериала, экскурсия
14 Явления природы 1 Работа с мультимедийными дисками
15 Краеведческий музей п.Матвеева Кургана 1 Экскурсия
16 Про воздух.

Изготовление скворечников

2 Работа с мультимедийными дисками
17 22 апреля – Всемирный день Земли 1 Общешкольное мероприятие
18 Про воду 2 Работа с мультимедийными дисками
19 Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) 2 Поход
20 Мы – жители миусского края 2 Создание презентаций
Итого 34 ч

2015-2016 учебный год

№ п/п Тема Всего часов Вид деятельности
1 Вводное занятие 1 Просмотр фильма «Моя планета», беседа.
2 Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) 2 Поход.
3 Редкие и исчезающие виды флоры и фауны миусского края 4 Экскурсии, сбор растений, изучение ландшафта
4 Интерактивная викторина «Мой край родной» 1 Общешкольное мероприятие
5 Что такое экология 1 Работа с мультимедийными дисками
6 Конкурс знатоков 1 КВН (7-9 классы)
7 Донской край 3 Экскурсии
8 Население Донского края 1 Экскурсии, создание презентаций
9 Труд людей Донского края 1 Поход
10 Ландшафт Ростовской области 1 Беседа, показ видеоролика
11 Водоемы Донского края 2 Экскурсии, показ видеоролика
12 Города Ростовской области 2 Экскурсии, показ видеоролика
13 Сельское хозяйство Ростовской области 2 Экскурсии, показ видеоролика
14 КВН «Занимательная география» 1 Общешкольное мероприятие
15 Охрана родной природы 3 Экскурсия, показ видеоролика, поход
16 Составление презентаций «Ростовская область» 1 Фоторепортаж
17 Озеленение школьного двора.

Конкурс: «Лучшее украшение школьного двора»

1 Посадка растений, деревьев
18 Транспорт Ростовской области 1 Беседа, показ видеоролика
19 Памятники Ростовской области 1 Работа с мультимедийными дисками
20 Из прошлого Ростовской области 1 Работа с мультимедийными дисками.
21 Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) 1 Поход
22 Юный эколог – исследователь 2 Туристические тропы
Итого 34 ч

2016 – 2017 учебный год

№ п/п Тема Всего часов Вид деятельности
1 Вводное занятие 1 Видеоролик «Планета – Земля»
2 Мы – жители миусского края 2 Просмотр презентаций
3 Знаменитые люди района 3 Изготовление коллажей
4 Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) 2 Поход
5 Озеленение школьного двора 1 Посадка растений, деревьев
6 История возникновения посёлка 2 Видеоролик, экскурсии
Герб, флаг, гимн района 1 Беседа, презентация
7 Конкурс «Герб школы-интерната» 1 Конкурс рисунков
8 Памятники: На волковой горе «Якорь в степи» 2 Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок
9 Памятники: «Т — 34» 1 Поход, исторические справки, выставка рисунков, поделок
10 Памятники: «Женщина — мать» 1 Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок
11 Памятники: «Марусина тайна» 1 Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок
12 Памятники: «Прорыв» 1 Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок
13 Памятники: «Черный ворон» 1 Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок
14 Памятники: «Мемориальный сквер» 2 Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок, вахта памяти
15 Памятники: «Мемориал в Донской степи»у с.Самбек 2 Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок
16 На реке Миус 2 Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок
17 Особенности растительного и животного мира района 2 Просмотр видеоролика, беседа
22 апреля – Всемирный день Земли 1 Общешкольное мероприятие, поделки скворечников
18 Озеленение школьного двора.

Конкурс: «Лучшее украшение школьного двора»

1 Посадка растений, деревьев.
19 Родной мой край, тебя прекрасней нет 2 Сбор фотоматериала, составление презентаций
20 Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) 2 Поход
21 Загадки Тихого Дона 1 Викторина
Итого 34 ч

Литература

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области: учебник. – Ростов-на-Дону; ООО «Терра»; 2005.
  2. Андрианов В.И., Терещенко А.Г. «Донские памятники». Ростов н/Д, 2001.
  3. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». – Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2006.
  4. Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004.
  5. Круглов Ю.Н. «Многоликий мир казачества». — Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2007.
  6. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
  7. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.обл. ИУУ, 1995.
  8. Хрусталев Ю.П. и др. «Природа, хозяйство и экология Ростовской области» 2002.

 

Навигация по записям

Инновационные технологии в дошкольном образовании → ← Перспективный план работы с детьми в старшей группе по ознакомлению с профессией космонавт

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.