Конкурсы для воспитателей — лэпбук
Автор: Извозникова Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 1», г. Череповец
«Лэпбук в музыкальной деятельности». Материал из опыта работы по использованию лэпбука с детьми старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности
Ссылка на файл: «Лэпбук в музыкальной деятельности».
Ссылка на файл: «Лэпбук в музыкальной деятельности».
Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании дошко-льников
Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образо-ванию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольни-ков. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.
Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном вос-питании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука.
В дословном переводе с английского языка «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга). Это достаточно новое средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Если быть точнее, то лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук представляет собой картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-книжками и другими интересными окош-ками, где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает детей-дошкольников и позволяет преподнести детям нужный материал в занимательном виде.
Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он мо-жет использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музы-кальному воспитанию.
Цель использования лепбука: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Основные задачи:
1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уча-ствовать в совместной деятельности.
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и приме-нению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Примеры использования лэпбука в музыкальном воспитании
(из опыта работы)
Активно используетсялэпбук для подгрупповой формы работывкружковой деятельности по музицированию. Небольшойлэпбук изготовлен на каждого ребёнка. В нём имеются разделы, которые необходимы для обучения детей музицированию и освоения основ музыкальной грамоты:
— музыкальные инструменты;
— ритмические блоки;
— картинки (животные, явления природы, предметы);
— обозначения ритма, размера, паузы;- карточки для звукового моделирования;
— «Рабочее поле», где ребёнок выкладывает нужные карточки;
— изображение фортепианной клавиатуры;
— звуковысотные лесенки.
Кармашки лэпбука наполняются содержанием в соответствии с решаемых на занятии задача-ми и индвидуальными особенностями дошкольников. Дети, посещающие занятия по музици-рованию, имеют разный уровень музыкального развития, поэтому индивидуализация некото-рых заданий позволяет освоить материал в соответствии с возможностями ребёнка. Данные лепбуки применяются нами в работе с детьми двух-трёх возрастов одновременно.