Конкурсы для педагогов, Лучший педагогический проект.
Авторы: Руководитель: Бурашникова Наталья Анатольевна, воспитатели: Шаяхметова Зульфия Фидусовна; Сулейманова Гульнара Раисовна; учитель — дефектолог: Якунина Наталья Павловна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 14», город Туймазы Республики Башкортостан.
Педагогический проект «Литературный калейдоскоп» по теме «ОСЕНЬ». Расширение знаний и словарного запаса детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Осень» через приобщение их к богатству художественной литературы.
Ссылка на файл: Педагогический проект «Литературный калейдоскоп» по теме «ОСЕНЬ»
Ссылка на файл: Итогодая НОД «Осень»
Ссылка на файл: Артикуляционная гимнастика
Актуальность
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь. Педагоги стремятся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, используя книги и художественную литературу, также организовать детей, побуждать и руководить речевым общением между ними.
Развитие речи, обучение родному языку – главная задача развития интеллекта ребенка. Работа по развитию речи занимает большое место в системе дошкольного образования.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих взрослых. В настоящее время в силу занятости родителей дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, редко слышат от них чтение художественных произведений. В связи с этим возникают трудности в развитии образности речи.
А ведь речь – средство уникальное и незаменимое – развивается как основа многих видов человеческой деятельности.
Актуально звучат слова русского писателя Ф.М. Достоевского: «В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека».
С восприятием произведений художественной литературы расширяется осмысленное восприятие и понимание содержание, а также нравственного смысла и произведения, формируется культура речи в широком смысле этого слова.
Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную образовательную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературные произведения, в личный опыт читателя (слушателя).
В круг детского чтения входят произведения классической, современной, русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой и дидактической направленности.
Известно, что художественная литература — это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Художественное слово вызывает глубокие чувства и эмоции. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность, красочность стихотворений всегда находит отклик в душе как взрослого, так и ребенка.
Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам, этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.
Особое место в процессе развития речи отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д. Это бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Они обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Роль фольклора – хранитель народной мудрости, духовности и нравственности.
Выготский Л.С. считал, что биологическое и культурное при развитии нормальных и отсталых детей сплавлены в высший синтез. Культура, по его мнению, видоизменяет природные данные. В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одной функции другими, прокладывание обходных путей, и это открывает совершенно новые возможности в развитии детей с проблемами.
Для детей с ограниченными возможностями характерны: позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи или, если она есть, аграмматизм; несформированность связной речи, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета, неспособность грамотно сформулировать вопрос, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, способность концентрировать внимание лишь на короткий период времени
и т.д.
В психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ целесообразно использовать новые нетрадиционные способы и формы обучения, максимально приближающие к действительности, к культурному наследию, взаимодействию в разных видах деятельности. Практическая совместная деятельность взрослых и детей приближает обучение к окружающей действительности, способствует включению детей в социум, раскрывает личностный потенциал.
Речь и общение, художественное слово сопровождают все виды детской деятельности – игровую, трудовую, познавательную, продуктивную, музыкально-художественную. Чтение художественной литературы является их неотъемлемой частью.
Детей отличает особая наглядность и живость восприятия, иными словами эмоциональная непосредственность. Именно она служит основным каналом, через который дети постигают содержание, идейный смысл произведения. Ребенок долго помнит то, что окрашено сильным чувством и образом.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников отвечает социокультурная ситуация сложившаяся в современном обществе. Педагоги все чаще сталкиваются с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных норм. У большого количества детей наблюдается повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость в себе и др. Компенсировать проблему дефицита общения, стать эффективным средством речевого развития может метод проекта, используемый в современной педагогике с систематическим предметным обучением. Использование метода проектов в дошкольном образовании отвечает методике интегрированного обучения.
В условиях специального (коррекционного) учреждения метод проекта можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействиях педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей. Данная деятельность — это целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности ребенка, в том числе познавательный интерес и речевое взаимодействие.
Воспитание и развитие детей не обходится без вовлечения их в мир природы, как самого естественного источника красоты. В работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ особое внимание следует уделить наблюдению за природой, ее изменениями, бережному к ней отношению, научить любоваться ею и прививать любовь. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Ребенок полноценно запоминает ту информацию, которая затронула его эмоционально. В связи с этим, основная задача педагога – открыть для ребенка мир природы, правильно организовать исследовательскую деятельность детей, научить их наблюдать, делать выводы и отображать свои впечатления в творчестве. Специально организованная совместная работа педагогов и родителей в решении коррекционных задач по преодолению недостатков при ознакомлении с сезонными изменениями в природе позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, связную речь детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель проекта
Расширение знаний и словарного запаса детей по теме «Осень» через приобщение их к богатству художественной литературы.
Задачи проекта
В работе с педагогами:
— формировать навыки сотрудничества между специалистами ДОУ, а также другими участниками проекта;
— активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;
— способствовать расширению рамок педагогического опыта;
— активизировать современные формы работы с воспитанниками и их родителями;
— обогащать образовательные практические материалы интерактивным содержанием;
— расширять базу педагогического мастерства.
В работе с родителями:
— создавать благоприятные условия в семье для речевого развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;
— повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;
— развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития;
— побуждать родителей использовать «семейные чтения» для обогащения знаний и культуры.
В работе с детьми:
— знакомить с произведениями жанров искусства: литература: стихи А.С. Пушкина, Е. Трутневой, А. Плещеева, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого; рассказы М. Пришвина, А. Твардовского, И. С. Соколова-Микитова; музыка (классическая) П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь), А. Вивальди цикл «Времена года» «Осень»; живопись: осенние пейзажи И. Левитана, И Шишкина, Е. Волкова,
— расширять знания детей о творчестве писателей и поэтов;
способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям;
— расширять представление детей о мире по теме «Осень» (сезонные изменения, явления природы, жизнь растений);
— развивать общение детей, развивать все стороны речи, практическое овладение нормами речи;
— формировать грамматические категории речи — согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными;
— формировать падежные формы, сложные синтаксические конструкции, использовать предлоги, усваивать языковые закономерности и овладевать ими;
— способствовать автоматизации звуков, совершенствовать произношение связной речи и выразительность языка;
— обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Осень»:
Словами – предметами (существительными): осень, время года, сентябрь, октябрь, но¬ябрь, месяцы, листопад, листва, паутина, дожди, тучи, лужи, ве¬тер, туман, сырость, грязь, ненастье, свежесть, природа, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, сол¬нце, заморозки, наледь.
Словами – действиями (глаголами): летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, насту¬пает, приходит, хмурится, прощаются, увядают, желтеют, сохнут, капает, моросит, мокнут, замерзают, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.
Словами – признаками (прилагательными): ранняя, поздняя, золотая, осенняя, унылая, грустная, прощальная, туманный, дальний, богатый, длинная, короткий, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, баг¬ряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пыш¬ная, перелетные, опавшие, кружащийся, хрустящие, разноцветные, засохшие, мокрые, серые (дни), промозглый, проливной, моросящий.
Наречиями: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.
— приобщать детей к литературному богатству нашего народа (потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, песни);
— воспитывать умение слушать, понимать литературное произведение, эмоционально откликаться на них;
— формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать потешки, эпизоды сказок;
— развивать образное мышление, фантазию, творческие
способности, накопление эстетического опыта.
— развивать познавательный интерес, социально-коммуникативные навыки;
— способствовать формированию социально-нравственных норм поведения.
— развивать интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы: растениям, явлениям природы, сезонным изменениям.
— развивать познавательные и творческие способности.