Конспект занятия Космическое путешествие
Автор: Старший воспитатель Ильвира Музафарова Миркасимовна.
ГБОУ Гимназия № 1507 (отделение дошкольного образования № 790) Москва.
Космическое путешествие
Цель: Ознакомление детей с Космосом.
Задачи:
1.Воспитательные: воспитание любви к своей планете Земля.
2.Образовательные: рассказать детям о Ю. А. Гагарине, первым человеком, покорившим космическое пространство, познакомить детей с понятиями «космос», «звезда», «созвездие», «космонавт», «скафандр», «ракета»; сформировать представление о Солнечной системе.
3.Развивающие: формирование у детей целостной картины мира, развитие творческого мышления.
Оборудование и материалы:
Макет ракеты, иллюстрации.
Использование мультимедийных средств.
Ход занятия:
Слайд «Вселенная, или Космос»
Воспитатель:
Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. Наше путешествие будет не обычное, а космическое…
Ещё в далёком прошлом таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей.
В своих мечтах люди оторвались от земли и парили в небе, как птицы.
Слайд «Необъятное пространство со звёздами…»
Знаете ли вы, что такое Космос? (ответы детей)
Воспитатель: Пространство вокруг нашей планеты – это космос. Он очень большой. А в космосе есть много планет. Одна из них – наша Земля – планета, на которой мы живём.
Слайд «Земля»
Воспитатель: А знаете ли вы, как выглядит наша планета из космоса?
Ответы детей:Как голубая звездочка.
Воспитатель: А почему Земля голубая?
Ответы детей: Потому что бОльшая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озёрами.
Воспитатель: Наша планета Земля окружена слоем воздуха, называемым атмосферой, который защищает её от слишком горячих лучей солнца. Без атмосферы Земля была бы безжизненной.
(Презентация – видео «Планета Земля»).
Ребята, а если мы с вами выйдем днём на улицу, что мы увидим на небе?
(ответы детей)
Слайд «А днём мы видим самую близкую звезду – Солнце»)
Воспитатель: Солнце, а что такое солнце? Это огромная, раскаленная, похожая на шар звезда, нагревающая и освещающая планеты. Её поверхность постоянно меняется и извергает пламя, как вулкан.
Слайд «Солнце – огромный раскалённый шар».
А знаете ли вы, что наша планета Земля постоянно движется и вращается она вокруг Солнца. Вокруг Солнца вращаются и другие планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Все эти планеты образуют Солнечную систему. Давайте посмотрим.
Презентация – видео «Солнце».
Слайд « Солнце – центр солнечной системы».
Воспитатель: В пространстве космическом воздуха нет и кружат там девять различных планет. А солнце в самом центре системы и притяженьем связаны все мы.
Слайды с изображением всех планет солнечной системы.
Слайд «Другие небесные тела: метеориты, астероиды, кометы»
Астрономическую считалка»
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
А за ним уже, потом,
Девять — дальше всех — Плутон.
А. Усачева
Слайд «Звёздное небо»
Ребята, а если мы с вами выйдем ночью на улицу и посмотрим на наше небо, то что мы с вами увидим? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, звёзды и луну.
А вот луна – это единственный спутник нашей планеты Земли. Учёные считают даже, что Луна и Земля появились давным-давно в одно время. После этого воспитатель наглядно показывает и объясняет, как и почему луна превращается в месяц.
Слайд «Луна – естественный спутник Земли»
Воспитатель: У Луны есть одна замечательная особенность: она каждый день меняет свой вид. То она появляется как узкий серпик (тогда её называют «месяц»), то похожа на блин (говорят: «полная Луна»), то снова превращается в серп, похожий на букву «С», и тогда её снова называют «месяц».Это происходит из-за того, что наша планета Земля всё время вращается, и из-за её вращения нам видна то вся
Луна (когда Солнце её освещает), то её частичка (когда Земля заслоняет Луне свет Солнца).
( Презентация – видео «Луна»)
Слайд «Звёзды – раскалённые газовые шары»
Звёздочки на небе, которые мы видим – это раскалённые газовые шары. А есть звёзды поменьше и они нам не видны. А теперь я вам загадаю загадки, и мы посмотрим, кто самый догадливый:
Белые цветочки
Вечером расцветают
А утром увядают (звёзды)
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю отправиться в путешествие по звёздному небу. Когда погода ясная и безоблачная, то мы видим с вами на небе много-много звёзд. Ещё с древних времён люди наблюдали за звёздами и разделяли их на группы, которые называли созвездиями.
Самые заметные звёздочки люди соединяли воображаемыми линиями и как бы рисовали по небу, а потом смотрели, на что похожи рисунки. А рисунки получались разные: одни были похожи на людей, другие на животных или птиц.
Презентация – видео «Созвездия»
Воспитатель: Ребята, сейчас вы посмотрите на созвездия и постараетесь догадаться, на что они похожи.
На слайде изображение ракеты.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост
И поднимется до звёзд (ракета)
Воспитатель: Ребята, а для чего людям нужны ракеты? (ответы детей)
Воспитатель: Этот уникальный летательный аппарат нужен людям для исследования космоса, других планет, поиска планет, пригодных для проживания человека.
Ребята, а как вы думаете, можно ли было запустить человека в космос, не проверив возможность его возвращения на землю? (ответ детей)
Воспитатель: Конечно, так рисковать жизнью человека было нельзя. Вслед за спутниками в космос отправились космические корабли. Прежде, чем полетел в космос первый человек, учёные сначала отправляли в космическую неизвестность животных. Первыми «космонавтами»-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы.
Знаете ли вы, какие животные осваивали космос? (ответы детей)
Воспитатель: Первой в космосе побывала собака Лайка. Для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха.
3 ноября 1957 г. на Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала её в космос.
А 19 августа – 1960г. совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. Полёт совершали собаки Белка и Стрелка, которые облетели землю и вернулись на землю, а вместе с ними в космос отправились мыши. Для полета Белке и Стрелке даже сшили специальные костюмы красного и зелёного цвета. Это был первый большой успех в области космонавтики.
(Воспитатель показывает слайд с изображением космонавта в скафандре).
А теперь давайте представим, что человек сел в ракету, поднялся в космос. Аможет ли он выйти из ракеты в космосе? Что ему для этого нужно? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, человеку нужен скафандр, который снабжает человека воздухом и поддерживает температуру тела, ведь в космосе нет воздуха и человеку там нечем дышать.
Презентация – видео «Они были первыми»
После первых успешных экспериментах на животных, для полётов в космос начали готовить людей. Так появилась новая профессия – космонавт.
Воспитатель показывает слайд с фотографией Ю .А. Гагарина.
Воспитатель: А знаете ли вы, кто этот человек? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это космонавт. Это первый человек в мире, который отправился в Космос на космическом корабле «Восток-1». А произошло это событие 12 апреля 1961года, 56 лет тому назад.Человек беспримерной храбрости, мужественный и целеустремленный.Полет Юрия Гагарина, совершённый во имя мира, это — первый шаг человечества к звёздам.
Давайте посмотрим как это было.
(Презентация – видео о запуске ракеты с Ю.Гагариным на борту)
Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг нашей планеты всего за 2 часа (1 час 48 минут) и вернулся на землю целым и невредимым. После этого великого события люди поняли, что человек может находиться в космосе.
Дети читают стихи:
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
Физкультминутка:
Руки мы на плечи ставим, (Руки к плечам, вращение плечами
Начинаем их вращать. вперёд – назад)
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять!
Руки ставим перед грудью, (Руки перед грудью, рывки руками
В стороны разводим. в стороны)
Мы разминку делать будем
При любой погоде
Руку правую поднимем. (Одна прямая рука вверх, другая – вниз,
А другую вниз опустим. плавным движением одна рука опускается,
Мы меняем их местами. другая — одновременно поднимается.)
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе (Ходьба на месте)
Пошагаем мы на месте.
А теперь продолжим.
Воспитатель: Давайте посмотрим, каким был человеком Юрий Гагарин
Презентация – видео «Юрий Гагарин – космонавт №1»
Ребята, сегодня мы с вами побывали в космосе и благополучно вернулись на родную землю. Давайте же подведём итоги и посмотрим, что мы теперь знаем об этом:
Слайд «Подведём итоги»
– Что такое космос? – Пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нём небесными телами.
– Как звали первого в мире космонавта? — Юрий Алексеевич Гагарин.
– Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? — Космический корабль.
– Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? — Ракета.
– Как называется костюм космонавта? — Скафандр.
– Как называется и животное, и созвездие? — Медведица.
– Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? — Белка и Стрелка.
– Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
– Самая большая и горячая звезда во Вселенной? — Солнце.
Воспитатель:Ребята, я думаю, что после нашего космического путешествия, вы узнали много интересного про космос и кто-то из вас, я не сомневаюсь в этом, захочет стать космонавтом. И став им, откроет новую звезду или планету! И это здорово! Ведь ещё многое осталось неизученным…
Воспитатель:
Ребята!
Ждут вас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотите —
На такую полетите!
Конечно – это труд нелёгкий
Космические совершать полёты!
Но вам не надо унывать,
В себе вам силы нужно развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как будущие космонавты изучают нашу Вселенную.( Слайды: дети изучают карту звёздного неба)