Работа с родителями Конфликты в детском возрасте
Автор: педагог-психолог Кибирова Юлия Романовна
Дошкольное отделение МАОУ СОШ № 40г. Томск
Файл:Работа с родителями
Конфликты в детском возрасте
Сегодня мы немного поговорим о детских конфликтах.
Чтобы немного разобраться в сложных детских отношениях, попытаемся понять, как маленькие дети воспринимают друг друга. Подслушайте диалог двух девочек, который я прочитаю:
— У моей куклы красивое платье!
— А мне мама тапочки купила, смотри!
— Я буду дом для куклы строить, вот моя кроватка.
— А моя кукла лучше твоей, я ей косу заплетаю.
— А я своей бантики завязываю. Я уже умею бантики завязывать. А ты нет!
— А зато я умею принцессу с бантиками рисовать…
Как вы думаете, чем закончился этот диалог? (ссорой)
Что можно услышать между строк этого диалога? (я лучше чем ты, я более умелая) демонстрация себя.
Ребенку необходима уверенность в том, что его замечают, что он самый хороший. Пока малыш дома (если он единственный), ему не надо доказывать папе с мамой, что он самый хороший. Но как только он оказывается среди детей, ребенку приходится доказывать свое право на уникальность и превосходство.
Наиболее простой способ — сравнение себя со сверстником, разумеется, в свою пользу. Получается, что маленький ребенок видит в сверстнике прежде всего предмет для сравнения с собой. А сам сверстник, его личность (интересы, качества) совсем не замечаются. Они видят, что другие дети толкаются, кричат, мешают, отбирают игрушки и т. д. Но что каждый сверстник — личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями, предпочтениями — им понять еще трудно. — Это первая причина детских конфликтов.
Кроме этого, собственный внутренний мир дети осознают еще очень плохо. Дошкольники ведут себя импульсивно и зачастую не могут объяснить, зачем и почему они что-то делают (не контролируют собственное поведение). В этом и состоит вторая причина ссор и конфликтов детей.
По поводу чего возникают конфликты у вашего ребенка со сверстниками, на что жалуются дети?
У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, из-за разрушения игровых построек. Основным «аргументом» в спорах является применение физической силы: дети толкаются, дерутся, отнимают игрушки, могут кричать и плакать, стараясь привлечь внимание взрослого.
У детей среднего возраста конфликты возникают из-за ролей, того с кем играть, во что играть, кого принять в игру, а кого нет. В 4-5 лет дети решают конфликты используя словесную агрессию «Отдай», «Уйди». Отказываются выполнять требуемое действие.
В 6-7 лет дети конфликтуют из-за сюжета игры ситуации, персонажей и их действий, по поводу правил игры. дошкольники часто пользуются «угрозами» пожаловаться воспитателю, перестать играть, перестать дружить вообще.
Если взрослый, находящийся рядом с ребенком правильно себя ведет, то к старшему дошкольному возрасту ребенок научается решать конфликты самостоятельно, без агрессии.
Конфликтные ситуации и выход из них – основа социализации ребенка.
Какой мотив стоит за такими вопросами ребенка:
— Покажи, что у тебя есть?
— Во что ты играешь?
— А ты это умеешь?
Здесь нет потребности доказать свое превосходство. Здесь мы видим интерес к сверстнику. Так приходит и понимание того, что у другого ребенка могут быть другие занятия, другие игры. Они не хуже и не лучше, они другие. Но вот за этими иными занятиями и предметами дети еще не видят другого человека.
Только к 6-7 годам у ребенка проявляется интерес к самому сверстнику, и даже забота о нем.
— Покажи, ты не ушибся? Тебе не больно?
— Тебе понравился мультик по телевизору?
Это возможно только при правильном сопровождении ребенка в конфликте.
Нужно ли родителям вмешиваться в детский конфликт?
(Да, если ребенок не справляется либо проявляет агрессию)
Какова роль родителей в разрешении конфликтов?
(Помочь увидеть мотив поведения ребенка и его соперника в конфликте,
помочь определить бесконфликтные пути выхода из конфликта)
Ошибкой родителей является:
- выяснения отношений, свидетелем которых становится ребенок. Ребенок может решить, что конфликтовать — это нормально.
- Дети перенимают стиль поведения родителей в конфликтных ситуациях.
- Еще одна ошибка — задавать вопрос детям: «Тебя обижали?»
Чтобы добиться того, что бы его пожалели, вступились за него, ребенок скажет — обижали и вспомнит все конфликтные ситуации, даже те, которые были благополучно разрешены.
Таким образом, он начнет добиваться любви и внимания родителей.
Может даже специально провоцировать детей, чтобы потом рассказать родителям, как сильно его обижали.
На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга и лучшее, что могут сделать взрослые – это научить детей социально приемлемым нормам поведения и общения.
Что делать:
- Показывать ребенку на своем примере, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
- В общении с детьми делать акцент на позитивные процессы, проходящие в детском коллективе.
- Не оставлять без внимания конфликтное поведение ребенка. Выражать свое отношение к ситуации.
- Развивать самоконтроль ребенка, закреплять умение подчиняться правилам коллектива.
- Учить выражать свое желание, выслушать желание другого, договариваться.