Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Автор: воспитатель Сазонова Елена Павловна.
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Новомосковск, Тульской области.
Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
• Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря сложными словами (листопад, устилает).
• Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
• Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе.
Файл:Конспект НОД
Программное содержание:
• знакомить детей со звуком «М»;
• расширять и систематизировать знания о предложениях;
• упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
• закреплять умение называть слова, которые начинаются со звука «М»;
• воспитывать желание получать знания, желание обучаться в школе.
Оборудование:
• игрушка-мишка с рюкзаком за спиной и баночкой мёда;
• карточки с изображением гласных букв А, О, У, Ы, Е;
• наборное полотно;
• стенд с изображением предметов, начинающихся с буквы «М»;
• кубики с изображенными на них буквами;
Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.
Предварительная работа:
• разучивание игры «Он мохнатый, он большой…»;
• дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»;
• рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки;
• игра с кубиками, на которых изображены буквы;
• индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Ход занятия.
1. Организационный момент: дыхательная гимнастика.
Игра «Бульканье»
Ребенок сидит, перед ним – стакан с водой, в котором – соломинка для коктейля, нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».
Подвижная игра
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мёд у пчёл берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь медведь
Как только они услышали «рычание» медведя разбегаются по своим рабочим местам.
Воспитатель: «Ой, какой ты проказник, Мишутка! Посиди с нами на занятии, много нового и интересного узнаешь»
Сажаю игрушку-мишку возле доски.
2. Работа с предложением.
-Ребята, что делает мишка, когда ловит вас? (Мишка рычит)
Правильно. Получилось предложение «Мишка рычит».
-Скажите, сколько слов в предложении «Мишка рычит»?
-Какое первое слово в предложении «Мишка рычит»?
-Какое второе слово в предложении «Мишка рычит»
-Придумайте про Мишку новые предложения, которые состоят из двух слов (ответы детей)
-Молодцы, с заданием справились.
3. Следующее задание: (Обращаю внимание детей на Мишутку.)
-Мишутка наш совсем успокоился, уже не рычит. Чтобы он совсем развеселился давайте скажем с какого звука начинается его имя.
Правильно, со звука М.
С этого звука начинается много слов.
-Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука М (мёд, молоко, малина, муха, мотылёк, Москва, мандарин, мина, мох, март, метро…)
-Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)
Я с вами согласна. «Мама» — самое дорогое для нас слово.
Теперь поработаем с кубиками.
-Составьте слово «мама» из букв, которые расположены на кубиках (дети у доски составляют слово «МАМА»
После составления дети читают слово «мама»
Молодцы.
А теперь Мишутка объявляет весёлую перемену.
Физкультминутка.
У Мишки в рюкзаке гласные буквы. Под музыку дети совершают движения. Как только музыка перестаёт звучать, Мишка «достаёт» из рюкзака карточку с буквой, а дети, узнав букву проговаривают про неё знакомую речёвку.
А-А-А – скоро зима.
У-У-У – молоко кому.
О-О-О – едем в метро.
Ы-Ы-Ы – прочитали книгу мы.
Е-Е-Е – дайте травки мне.
Поиграли и сели на свои места.
4. Знакомство со звуком «М».
-Дети, а какие бываю звуки? (гласные и согласные)
-Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянутся, а согласные не поются)
-С какого звука начинается имя нашего гостя? (со звука «М»)
Посмотрите внимательно, как выглядит звук «М».
О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них.
Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали
(сопровождается показом детей).
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква «М»
(показываю на картинке)
Мы с вами познакомились со звуком «М»
— Прорисуйте сначала звук «М» в воздухе пальчиком (дети выполняют)
— У вас на столах лежат спички и, пожалуйста, с помощью спичек выложите букву «М». ( Дети выполняют)
5. Ребята, а кто это к нам еще в гости спешит? (муз. Из М/ф «Маша и медведь»)
ПОЯВЛЯЕТСЯ МАШКА
— Ребятки, Маша очень любит играть в музыкальные игры. Она предлагает игру «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)
(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») — фонограммы
6. Итог занятия. Дается оценка работе детей.
— Но что это? Мне кажется, наш Мишутка пошевелился. Это неспроста, может быть, у него для нас есть какой-нибудь сюрприз? (подзываю одного ребёнка, чтобы он посмотрел, что принёс Мишутка в рюкзаке)
— Ой, да это же мёд!
— Спасибо тебе Мишутка. Какая всё-таки чудесная эта буква «М», вкусная и полезная. Мишутка мы обязательно покушаем твой мёд с чаем.