Конспект мастер-класса Зимняя флористическая композиция
Автор: педагог дополнительного образования Оболенская Лада Владимировна.
МБУ ДО «ДЭБЦ» г. Колпашево.
Конспект мастер-класса «Зимняя праздничная флористическая композиция в вазе из кофе»
« Зимняя праздничная флористическая композиция в вазе из кофе»
Цель: познакомить с приёмом выполнения зимней флористической композиции из природных Материалов во флористической вазе. Задачи: образовательная: дать практические умения в изготовлении декоративной флористической композиции; воспитательная: воспитывать творческое нестандартное отношение к природному материалу; развивающая: развитие творческой самостоятельности, креативность, умение анализировать результат своей деятельности, чувство материала Содержательная: знакомство с приёмами выполнения объёмной флористической композиции Деятельная: создание условий для формирования знаний о зимних материалах во флористическом дизайне; уметь работать с технологической картой; развивать умение создавать художественно- законченное изделие, формировать чувство материала; способствовать самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Предметные: Научиться выполнять зимнюю флористическую композицию согласно технологическим требованиям; Тип занятия: комбинированный мастер- класс Возраст обучающихся: 12-18 лет Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, практическая работ, рефлексия, приём самоанализа Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы, анализ выполненной работы. Форма работы: работа в творческих группах, фронтальный опрос, упражнение на рефлексию Задание: выполнить декоративную зимнюю флористическую композицию по заданным параметрам Зрительный ряд: изделия в материале, выполненные в данной технике, слайды с названием темы мастер- класса, объекта труда, с технологической последовательностью этапов работы, в аудитории оформлена выставка флористических работ «Флористические зимние композиции». Учебно-методический комплекс, ресурсы: компьютер, подбор фотоматериалов; Материалы:
Оборудование: термопистолет, секаторы, флористический нож, кисти художественные Межпредметные связи: технология, ботаника Формы контроля: Практическое упражнение, работа с технологической картой, выставка тематическая, зачетная практическая работа, рефлексия |
||||
Задачи этапов занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | ||
1. Организационный момент | ||||
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к восприятию дальнейшей творческой дизайн — деятельности.
Задачи: психологическая подготовка к совместной деятельности на занятии, посредством использования афоризма для эмоциональной, психологической и мотивационной подготовки обучающихся к усвоению изучаемого материала. |
Приветствует,
проверяет готовность к занятию обучающихся. Создание эмоционального настроя. |
Приветствие педагога.
Самооценка готовности к занятию. Получение информации. |
||
2. Мотивация (актуализация знаний) | ||||
Проверка имеющихся знаний и умений по пройденной теме.
Задачи: создать ситуацию успеха, путем проверки владения материала, выявить уровень имеющихся знаний (ассортимент флористических материалов, ), опираясь на личный жизненный опыт обучающихся. |
Создание эмоционального настроя.
Стимулирование мотивации обучающихся. Слово педагога: — Флористика Нового Года и Рождества выделяется специальными материалами и формами, как никакая другая. Ни в какое другое время года, ни по какому другому поводу, ни в какие другие сезоны флористические работы не имеют сравнимого значения и такого количества специальных форм и материалов, символов. Многое из того, что связано с Новым Годом и Рождеством, имеет языческое происхождение, однако уже в течение многих столетий является символом христианства. Непосредственное значение звёзд, ангелов, света свечей в тёмное время года понятно. И эти же символы ценятся и в светском обществе, то есть безо всякого отношения к религии. -Перечислите материалы природного и неприродного происхождения , используемые в праздничном зимнем флористическом дизайне. -Какие формы композиций праздничного зимнего декора вам знакомы? Ответы детей: новогоднее ( рождественское) дерево, венки , композиции, букеты, гирлянды. Контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку Подведение итогов упражнения. |
Выполняют практическое упражнение.
Деление на подгруппы ( по желанию обучающихся) Выполняют задание, отвечают на вопросы, исправляют ошибки, комментируют Формулируют конечный результат своей работы. |
||
3. Целеполагание и планирование | ||||
Задачи:
развить умение формулировать тему и задачи занятия; организовать формулирование темы занятия обучающимися ; организовать постановку учебной задачи занятия обучающимися. Сообщение темы, постановка цели |
Сообщение темы и цели мастер- класса.
Слово педагога: — Обоснование значимости материала учебного для дальнейшей творческой дизайн-деятельности обучающихся. Тема нашего мастер-класса– « Зимняя праздничная флористическая композиция в вазе из кофе» |
Актуализация информации. | ||
4. « Открытие» нового знания | ||||
Работа с выставкой декоративно- прикладного творчества. | Работа с визуально-иллюстративным рядом.
Работа с выставкой изделий в материале. Анализ технологический. В аудитории оформлена выставка флористических работ «Флористические зимние композиции». |
Знакомство с новой информацией.
Анализ изделий. |
||
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Подготовка к художественной деятельности |
Озвучивание темы и объекта практической работы для обучающихся.
подготовка к самостоятельной практической работе обучающихся (материалы, инструменты). План проведения самостоятельной практической работы «Выполнение флористической композиции в вазе из кофе». |
Анализ композиционно-технологический объектов труда
( флористическая композиция). Ознакомление с технологическими картами создания флористической композиции. Высказывание мнения. Объясняют и аргументируют свой выбор. Выбор варианта материалов для практической работы согласно личным предпочтениям. Самостоятельная практическая работа обучающихся. |
||
5. Выполнение учебных действий | ||||
Практическая работа | Практическая работа
Приложение №1 Технологическая последовательность изготовления флористической композиции. |
Работа с технологической последовательностью изготовления флористической вазы.
Подбор материалов и инструментов, согласно технологической карты. Самостоятельная практическая работа. |
||
Этап закрепление
изученного материала Задачи: зафиксировать новое содержание занятия; стимулировать интерес к выполнению заданий на применение знаний и умений, используя опрос. |
Вопросы для закрепления новой информации:
-Какие материалы, по вашему мнению, возможно, ещё использовать для зимней флористической композиции? |
Фронтальный опрос.
Актуализация полученных знаний. |
||
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
проверки начала выполнения работ; проверки типичных ошибок; проверки качества работы; понимания поставленной задачи; индивидуального инструктажа с отстающими учащимися – показ выполнения трудовых приемов и операций на практике, дополнительное разъяснение теоретического материала. Подводит обучающихся к выводу о необходимости внесения коррекции при создании композиции ( при необходимости). |
Самостоятельная отработка технологических приёмов обучающимися на материалах.
Выполнение учебных действий. |
||
Выполнение и коррекция качества и уровня новых знаний, умений в создании композиции по заданным параметрам. | «Работа над ошибками», технологическая коррекция.
Уборка рабочих мест. |
|||
Работа с выставкой готовых изделий обучающихся. | Оформление мини-выставки.
Создаёт эмоциональный настрой. Участие в анализе представленных работ. |
Анализ и самоанализ достижения цели и задач, определенных педагогом. Самоанализ выполненной работы учащимися.
После завершения работы дети делают анализ и обсуждение. Оценка производится по таким показателям: степень завершения работы, аккуратность исполнения. |
||
7. Рефлексивная деятельность.
Подведение итогов занятия. |
||||
Рефлексия деятельности на занятии
Формирование способности оценивать свою деятельность. Задачи: научить соотносить полученный результат с поставленной целью, оценивать результат своей деятельности |
Слово педагога:
Какие трудности вы испытывали в процессе практической работы? Почему? Рефлексия. Предлагаются создать шарик новогодний, нарисовав его маркером. Маркеры имеются только трёх цветов – чёрный ( полный негатив), красный(оптимистическое впечатление от занятия),синий ( нечто среднее между предыдущими позициями). В зависимости от преобладающих цветов можно проследить эмоциональное состояние обучающегося после занятия, удовлетворение от сделанной работы. Слово педагога: — Спасибо всем за работу. Я надеюсь, вам занятие понравилось! |
Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, что надо сделать по-другому, исправить. | ||
Литература
- Смирнова Е. Новогодние композиции. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век» , 2005. – 96с. – («Школа флористики»)
- Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год / Н.В.Осипова – М.: Вече, 2005. – 160с. – (Секреты фитодизайнера)
- Осипова Н.В. Цветы и праздники / Н.В.Осипова – М.: Вече, 2006. – 160с. – (Секреты фитодизайнера)
- Рошаль И. В. Азбука цветов, Кристалл. Терция, С.-Петербург, 1998
- Карл- Михаэль Хааке. Основы флористического мастерства. — ООО «Дизайнер-БУКС», 2013.-376с.
Приложение №1
Технологическая последовательность изготовления зимней праздничной флористической композиция в вазе из кофе
Материалы:
- Заготовка флористической вазы в клеевой технике;
- клей для термопистолета;
- пиафлор для сухих растений;
- свеча декоративная (высота не более 10 см);
- природный материал в ассортименте ( ветки рябины, палочки корицы, орехи ( фундук, грецкие орехи), шишки сосны кедровой, сосны обыкновенной, экзотические шишки, сезаль) ;
- глитер (блёстки для декоративного творчества);
- клей ПВА;
- шпагат пеньковый;
- искусственные ягоды на ветке;
- кофе молотый
Оборудование: термопистолет, секаторы, флористический нож, кисти художественные
Технологическая последовательность изготовления зимней праздничной флористической композиция в вазе из кофе
- С помощью флористического ножа сформировать из пиафлора основу для композиции и вклеить в вазу, используя термопистолет. Готовая форма из пиафлора должна быть плотно закреплена в вазе с пощью клея.
- Пиафлор закрашиваем смесью клея ПВА и глитера. Составляем нижний ярус композиции с помощью коры сосновой , фундука,грецких орехов, шишек среднего размера. На этом ярусе будет располагаться основная часть флористической композиции.Закрепляем в центре композиции декоративную свечу с помощью деревянных шпажек( длина 7 см)- аккуратно вставляем бамбуковые шпажки в сечу на полосиу длины, оставшуюся часть шпажек вклеиваем в пиафлор.
- Горизонтальные линии композиции выполняем из линейного природного материала- палочек корицы, искусственных ягодных веток, окрашенных веток кустарников.
- Композиционный центр ( там , где находится декоративная свеча) уравновешиваем равной по объёму деталью- это может быть шишка, праздничная фурнитура, самодельная флористическая игрушка — шары, звезда,какой- либо символический праздничный элемент ( посох или санки Деда Мороза,варежки Снегурочки, звёзды и тому подобное). Детали стараемся располагать группами, помня правило: если деталь используем в одном месте, всегда её дублируем в другом месте композиции.
- Тонируем ветки:смазываем материалы клеем ПВА и посыпаем смесью молотого кофе и цветного глитера, высушиваем. Ветки закрепляем термоклеем так, чтобы они шли через центр композиции, зрительно придавая ей вытянутую форму. Самая длинная ветка не должна превышать 30 см. Для придания рыхлости , в композицию можно добавить несколько веточек кермека или перистых листьев. Бант из пенькового шпагата придаст композиции завершенность.
Вашему вниманию представлены примеры композиций, составленных во флористических кофейных вазах обучающимися студии «Природа и фантазия» ДЭБЦ.