Мастер-класс в системе дополнительного образования
Автор: педагог дополнительного образования Оболенская Лада Владимировна.
МБУ ДО «ДЭБЦ» город Колпашево.
Конспект мастер-класса: «Ароматическое поппури»
Задачи:
Содержательная: знакомство с приёмами выполнения зимней флористической ароматической композиции; Деятельная: создание условий для формирования знаний о зимних ароматических композициях во флористике; уметь работать с технологической картой; развивать умение создавать художественно- законченное изделие, формировать чувство материала; способствовать самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Предметные: Научиться составлять зимнюю флористическую ароматическую композицию согласно технологическим требованиям; обобщение знаний обучающихся об растительных ароматических материалах для зимней аромо-флористики; Тип занятия: комбинированный Возраст обучающихся: 12-18 лет истарше Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, практическая работ, рефлексия, приём самоанализа Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы, анализ выполненной работы. Форма работы: работа в творческих группах, фронтальный опрос, упражнение на рефлексию Задание: выполнить декоративную флористическую аромокомпозицию по заданным параметрам Зрительный ряд: изделие в материале, эстетически оформленная коллекция ароматических природных материалов, Учебно-методический комплекс, ресурсы: компьютер, подбор фотоматериалов, раздаточный материал, краска металлических оттенков (акрил, гуашь); основы керамические для составления композиций; масла ароматические – пихтовое, апельсиновое, мандарина, масло лимона, масло гвоздичного дерева, масло розмарина. природный материал в ассортименте :
Инструменты и приспособления: кисти художественные (по числу обучающихся) В аудитории оформлена выставка детских флористических работ «Ароматы и флористика», примеры растительных ароматических материалов: корица молотая и строганная, гвоздика целая, кофе в зернах, мускатный орех (молотый), лавровый лист (цельнолистовой), набор натуральных ароматических масел в ассортименте. Межпредметные связи: технология, ботаника, культурология Формы контроля: Практическое упражнение, работа с технологической картой, выставка тематическая, зачетная практическая работа, рефлексия |
||||
Задачи этапов занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | ||
1.Организационный момент | ||||
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к восприятию дальнейшей творческой дизайн — деятельности.
Задачи: психологическая подготовка к совместной деятельности на занятии, посредством использования афоризма для эмоциональной, психологической и мотивационной подготовки обучающихся к усвоению изучаемого материала. |
Приветствует,
проверяет готовность к занятию обучающихся. Создание эмоционального настроя. Зачитывание афоризма: «Чёрный как дьявол, чистый, как ангел, и сладкий как поцелуй любви» .Так описал этот запах французский дипломат Шарль Тайлеран. Какой продукт имеет , на ваш взгляд, такой запах? Французский дипломат так описал поразивший его запах кофе, именно запах, но не вкус. Обоснование значимости материала учебного для дальнейшей творческой дизайн-деятельности обучающихся. |
Приветствие педагога.
Самооценка готовности к занятию. Получение информации. Учащиеся слушают афоризм и отвечают на вопрос, в чем их смысл, о каком ароматическом природном материале идёт речь. Вступают в диалог с педагогом, отвечают на вопросы. Высказывают предположения. |
||
2.Мотивация (актуализация знаний) | ||||
Проверка имеющихся знаний и умений по пройденной теме.
Задачи: создать ситуацию успеха, путем проверки владения материала прошлых занятий, выявить уровень имеющихся знаний (ассортимент флористических материалов). |
Создание эмоционального настроя.
Стимулирование мотивации обучающихся. Выполнение практического упражнения : «Ароматические природные материалы, используемые во флористическом дизайне». Работа по группам. ü Назовите знакомые вам ароматические природные материалы, используемые во флористическом декоре; Слово педагога: -Приветствуется использование нашей коллекции натуральных ароматических материалов. Ответ (общий для всех групп): корица, кофе, ветки эвкалипта разных видов, ветки хвойных растений, гвоздика, мускатный орех, лавровый лист, ароматические масла в ассортименте, засушенные ломтики и цедра разных видов цитрусовых, перец чёрный, перец душистый, мята в ассортименте. Оценивает коллективную работу Контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку Подведение итогов упражнения. |
Выполняют практическое упражнение.
Деление на подгруппы ( по желанию обучающихся) Выполняют задание, отвечают на вопросы, исправляют ошибки, комментируют Осуществляют взаимопроверку Выставляют балльные оценки Обучающиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: побеждает группа назвавшая больше неповторяющихся ответов. Формулируют конечный результат своей работы. |
||
3.Целеполагание и планирование | ||||
Задачи:
развить умение формулировать тему и задачи занятия; организовать формулирование темы занятия обучающимися ; организовать постановку учебной задачи занятия обучающимися. Сообщение темы, постановка цели |
Сообщение темы и цели мастер- класса.
Слово педагога: -Новогодние праздники приходят в наши дома. Подготовка к празднику начинается в душе: хочется заняться подарками, дать волю фантазии. Мы сами становимся чудотворцами. И сегодня на занятии мы будем вспоминать, знакомиться, создавать… Запахи! Тема нашего мастер-класса– Ароматическое поппури. |
Актуализация информации. | ||
4. « Открытие» нового знания | ||||
Задачи: сформировать новые знания об ароматических материалах в процессе практической самостоятельной деятельности;
Знакомство с учебным материалом занятия |
Сообщение нового материала.
Приложение № 1 ( информационный материал по теме прилагается) |
Определяют на слух, знакомятся с новым материалом. | ||
Работа с выставкой декоративно- прикладного творчества. | Работа с визуально-иллюстративным рядом.
Работа с выставкой изделий в материале. Анализ технологический. |
Знакомство с новой информацией.
Анализ изделий. |
||
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Подготовка к художественной деятельности |
Озвучивание темы и объекта практической работы для обучающихся.
подготовка к самостоятельной практической работе обучающихся ( материалы, инструменты). План проведения самостоятельной практической работы «Выполнение флористической ароматической композиции». |
Анализ композиционно-технологический объектов труда
( ароматические композиции). Ознакомление с технологическими картами создания флористической ароматической композиции Высказывание мнения. Объясняют и аргументируют свой выбор. Выбор варианта для практической работы согласно личным предпочтениям. Самостоятельная практическая работа обучающихся. |
||
5. Выполнение учебных действий | ||||
Самостоятельная практическая работа | Самостоятельная практическая работа
Приложение №2 Технологическая последовательность изготовления ароматической флористической композиции. |
Работа с технологической последовательностью изготовления ароматической флористической композиции.
Создание эскиза работы обучающимися. Подбор материалов и инструментов, согласно технологической карты. Самостоятельная практическая работа. |
||
Этап закрепление
изученного материала Задачи: зафиксировать новое содержание занятия; стимулировать интерес к выполнению заданий на применение знаний и умений, используя опрос. |
Вопросы для закрепления новой информации:
Какие символические и традиционные материалы, возможно использовать для зимней ароматической композиции? Ответы: лавровый лист ( цельнолистовой); мускатный орех; гвоздика целая или молотая; корица молотая и строгая; кофе молотый ив зёрнах, ветки хвойных растений, гвоздика, ароматические масла в ассортименте, засушенные ломтики и цедра разных видов цитрусовых, перец чёрный в зёрнах, куркума, перец душистый, воск пчелиный, сухофрукты, яблоки сушёные. Какие из данных материалов являются традиционно символическими материалами Нового Года и Рождества? Какие материалы принято использовать для ароматических композиций круглый год? |
Фронтальный опрос.
Актуализация полученных знаний. |
||
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
проверки начала выполнения работ; проверки типичных ошибок; проверки качества работы; понимания поставленной задачи; индивидуального инструктажа с отстающими учащимися – показ выполнения трудовых приемов и операций на практике, дополнительное разъяснение теоретического материала. Подводит обучающихся к выводу о необходимости внесения коррекции при создании композиции ( при необходимости). |
Самостоятельная отработка технологических приёмов обучающимися на материалах.
Выполнение учебных действий. |
||
Выполнение и коррекция качества и уровня новых знаний, умений в создании композиции по заданным параметрам. | «Работа над ошибками», технологическая коррекция.
Уборка рабочих мест. |
|||
Работа с выставкой готовых изделий обучающихся. | Оформление мини-выставки.
Создаёт эмоциональный настрой. Участие в анализе представленных работ. |
Анализ и самоанализ достижения цели и задач, определенных педагогом. Самоанализ выполненной работы учащимися (от каждой творческой группы).
После завершения работы дети делают анализ и обсуждение. Оценка производится по таким показателям: степень завершения работы, аккуратность исполнения, степень сложности, оригинальность. |
||
7. Рефлексивная деятельность.
Подведение итогов занятия. |
||||
Рефлексия деятельности на занятии
Формирование способности оценивать свою деятельность. Задачи: научить соотносить полученный результат с поставленной целью, оценивать результат своей деятельности |
Упражнение на рефлексию: учащимся предлагается составить букет из цветов. Предлагаются заранее заготовленные из разноцветной бумаги изображения цветов: красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, коричневые, черные. В зависимости от преобладающих цветов можно проследить эмоциональное состояние обучающегося после занятия, удовлетворение от сделанной работы.
Слово педагога: — Спасибо всем за работу. Я надеюсь, мастер- класс вам понравился! |
Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, что надо сделать по-другому, исправить. | ||
Литература
- Куприенкова И.В. Все о цветах и букетах: Искусство составления букетов, икебана. Рецепты исцеляющих цветочных настоев, омолаживающих кремов, масок, лосьонов и ванн. – М.,2005. – 192с.
- Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год / Н.В.Осипова – М.: Вече, 2005. – 160с. – (Секреты фитодизайнера)
- Осипова Н.В. Цветы и праздники / Н.В.Осипова – М.: Вече, 2006. – 160с. – (Секреты фитодизайнера)
- Суханова А.П. Ароматы в вашем доме. Культура использования душистых растений. – М.,2002. – 128с.
- Суханова Н.П., Амбрамян С.А. Вторая жизнь цветов, Колос, М., 1994
Информационные материалы для занятия. Приложение №1
Свежая хвоя и мандарины – этот запах мы любим с детства. Он означает, что вот-вот дом наполнится радостью, за столом соберутся самые дорогие люди. Мы будем сидеть при свечах, беседовать и рассматривать подарки, терпеливо ожидая чуда. Так может пахнуть только Новый Год.
Признаться, совсем не хочется верить, что за столь богатые эмоции мы должны быть благодарны всего лишь комбинации молекул, которые при вдыхании раздражают нервные окончания и передают информацию в головной мозг. По крайней мере, примерно так выглядит научное определение запаха.
А вот древние мудрецы считали запах тончайшим определением материальной природы, ведь человек погружен в мир ароматов с рождения. Считается, что обычный
человек воспринимает 10 тысяч запахов, но подавляющее их большинство не доходит до нашего сознания – проще говоря, не имеет для нас никакого названия.
О целебных свойствах душистых растений людям известно с давних времен. Древние греки считали их символами радости, счастья и здоровья. Как гласит легенда, наставником бога медицины Асклепия был кентавр Хирон, который умел распознавать полезные цветы и травы и заставлял больных вдыхать их ароматы.
Сегодня, может быть, это покажется забавным, но в Элладе пучки укропа преподносили как букетики цветов. Венками из сельдерея и лавра венчали победителей.
Теперь мы знаем, что растения выделяют летучие вещества – фитонциды, которые консервируют и лечат, повышают урожаи и отпугивают вредителей. Аромат многих растений благотворно воздействует на нервную систему человека. При этом различают тонизирующие (стимулирующие) и успокаивающие запахи.
Душистыми растительными смесями с древних времен пользуются в странах Востока, но и в Западной Европе они получили широкое распространение. Цветки розы, лаванды, гвоздики, лилии, жасмина, фиалки, пиона, комнатного лимона долго сохраняют аромат в повядшем и высушенном состоянии. Если к ним добавить некоторые травы, специи, семена, кору, листья, эфирные масла, то можно создавать прелестные композиции запахов.
К началу третьего тысячелетия ученые постарались суммировать и научно обосновать сведения об ароматах. Установлено, что один и тот же запах может быть приятен одним людям и неприятен другим. Кто-то предпочитает сильные и резкие , кто-то – сладковатые, цветочные. Кроме того, на “нюхательные” пристрастия может влиять смена сезонов. Например, зимой хвоя (хвойное масло) дает бодрящий аромат, а летом оказывает дурманящее, пьянящее действие.
Существует два основных способа приготовления ароматических растительных смесей. При первом используют частично влажный растительный материал. Каждый слой подвядших цветков и листьев пересыпают морской или поваренной солью и хранят в герметичной посуде около двух недель. Затем смесь дополняют сухими травами, специями, фиксаторами запахов, тщательно перемешивают и вновь плотно закрывают. Через шесть недель добавляют несколько капель душистой эссенции или масла и выдерживают еще две недели. Готовую смесь помещают в сосуд с небольшим отверстием (для этой цели подходит заварочный чайник).
Более популярен второй способ, при котором применяют полностью высохшие растения. Душистые лепестки сразу смешивают с другими компонентами и хранят в герметичной посуде шесть недель. Затем помещают в широкую чашу и закрывают крышкой. Когда помещение надо наполнить ароматом, крышку снимают и слегка ворошат содержимое.
Душистыми смесями наполняют небольшие подушки или сумки, саше. Очень нарядны прозрачные стеклянные сосуды, наполненные сухими разноцветными лепестками и листьями, особенно если они подобраны по цвету и фактуре. После
длительного использования материал “оживляют”, добавляя несколько капель эссенции, масла.
Приложение №2
Технологическая последовательность изготовления ароматического поппури.
Все понимают, что Новый Год – праздник традиций. Но, перефразируя древнюю мудрость, есть время укреплять традиции и время от них отступать. Пусть на этот раз верная спутница праздника – ёлка – немного отойдет в тень, а символом, эмблемой новогодней встречи станут запахи…
Новый Год и Рождество – время восхитительных праздничных ароматов. Придать вашему дому “запах праздника” поможет ароматическое поппури, которое можно поставить и в холле, и в гостиной, и в спальне. Все ингредиенты просто складывают в красивую чашу. С ингредиентами можно экспериментировать, добавив, свои любимые.
У индейцев есть традиция: на память о каждом хорошем событии засушивать связанные с ним различные пахучие предметы. Время от времени они вдыхают их аромат и вновь переживают самые счастливые дни жизни. Попробуйте и вы сделать собственные душистые копилки воспоминаний.
Вам потребуются следующие материалы (1 порция):
- две горсти шишек (сосны, лиственницы, ели)
- одна горсть сухой кожуры апельсина (лимона)
- мускатный орех (молотый)
- корица молотая и строганная
- гвоздика целая
- грецкий орех (лучше мелкий)
- фундук
- кофе в зернах
- стружки древесные (средней величины)
- лепестки розы
- окрашенные золотистым аэрозолем колоски нигеллы или шишки.
Технология приготовления:
а). Смешайте все ингредиенты, кроме окрашенных в золотой цвет. Затем добавьте 10 капель масла гвоздичного дерева и 15 капель сладкого апельсинового эфирного масла. Все хорошо перемешайте. Можно использовать масло розмарина, лимона, пихтовое масло.
б). Положите смесь в полиэтиленовый пакет, герметично упакуйте и оставьте на три недели, периодически встряхивая. Когда смесь будет готова, сложите ее в красивую чашу, украсьте сверху природным материалом, окрашенным в золотой цвет. Если ароматическое поппури будет стоять рядом с теплой батареей, то аромат будет особенно интенсивным.