Конспект занятия Сувенир к Светлому Празднику
Автор: педагог дополнительного образования Оболенская Лада Владимировна.
МБУ ДО «ДЭБЦ» город Колпашево.
Конспект занятия «Сувенир к Светлому Празднику»
Занятие в студии флористического дизайна в системем дополнительного образования
Файл:Конспект занятия
Сувенир к Светлому Празднику
Технологическая карта занятия
Тема: | Сувенир к Светлому Празднику |
Раздел программы: | Пасхальная флористика |
Тип занятия: | комбинированное занятие |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Виды детской деятельности: | Познавательная деятельность, практикум технологический, коммуникативная, двигательная, фронтальный опрос, рефлексия. |
Задачи: | Содержательная: знакомство с приёмами выполнения флористической пасхальной композициисогласно композиционным требованиям;
Деятельная: создание условий для формирования знаний о требовании к ассортименту флористических пасхальных материалов; учить создавать композицию, согласно композиционно- технологическим требованиям (применение технологических карт)- «Пасхальное яйцо»; уметь работать с технологической картой; развивать умение создавать художественно- законченное изделие, формировать чувство материала; развитие креативного мышления в прикладном творчестве, развитие технологической грамотности; воспитывать аккуратное отношение к материалам. |
Предметные: | Научиться выполнять флористическую пасхальную композициюсогласно композиционным требованиям пропорционального построения композиции; обобщение знаний обучающихся о материалах для пасхальной флористики; уметь оцениватьсвои знанияс помощью приёмовсамооценки и самоконтроля; |
Учебно-методический комплекс, ресурсы | Компьютер, подбор фотоматериалов, раздаточный материал;
природный материал сезонный в ассортименте ; декоративная праздничная фурнитура, искусственные цветы Инструменты и приспособления: ножницы, термопистолеты(по числу обучающихся), иглы флористические |
Основные понятия: | Пасхальная флористика, атрибут, пришпиливание |
Межпредметные связи: | Технология, ботаника, культурология |
Формы контроля: | работа с технологической картой, выставка тематическая, самостоятельнаяпрактическая работа, фронтальный опрос, самоанализ, рефлексия |
Задачи этапов занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Результаты (в том числе УУД)
|
1.Организационный момент | |||
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к восприятию дальнейшей творческой дизайн — деятельности.
Задачи: психологическая подготовка к совместной деятельности на занятии, посредством использования беседыдля эмоциональной, психологической и мотивационной подготовки обучающихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует,
проверяет готовность к занятию обучающихся. Создание эмоционального настроя. Предлагаю обратиться к вашему жизненному опыту. Какое время года сейчас мы наблюдаем в природе? Какие черты весеннего сезона в природе вам больше всего нравятся, назовите их. Какие чувствавы испытываете, ожидая долгожданную весну? Ответьте для себя на этотвопрос и запомните ответ. |
Приветствие педагога.
Самооценка готовности к занятию. Получение информации. Вступают в диалог с педагогом, отвечают на вопросы. |
Личностные: умение проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность
Коммуникативные: умение сотрудничать с педагогоми сверстниками |
2.Мотивация (актуализация знаний)
|
|||
Проверка имеющихся знаний и умений по теме занятия.
Задачи: создать ситуацию успеха, путем проверки владения материала прошлых занятий, выявить уровеньимеющихся знаний (ассортимент весенних и пасхальных флористических материалов). |
Какие природные материалы используются во флористическом дизайне весной (или ассоциируются с весенним сезоном)?
Назовите их. Ответы обучающихся: — это первоцветы, ветки деревьев и кустарников с почками и листиками, зелёная пророщенная трава, весенние цветы. Какие цветовые гармонии ассоциируются с весенним пробуждением? Назовите их. Ответы обучающихся: Какие праздники весенние вам знакомы? Назовите их. Ответы обучающихся. Какой Праздник будет отмечаться в ближайшее время в ваших семьях? Ответы обучающихся: — Праздник Светлой Пасхи. Назовите, пожалуйста, материалы, используемые во флористическом дизайн для создания флористических пасхальных композиций. Какие символы используютсяв пасхальном флористическом декоре? Прежде чем ответить на эти вопросы, предлагаю ознакомиться с презентацией. Демонстрация презентации «Пасхальная флористика» см. Приложение №1 Ответы обучающихся фиксируются на доске с помощью интеллект – карты. см. Приложение №2 Материалы для флористических пасхальных композиций, это-… |
Выполняют практическое упражнение.
Деление на подгруппы ( по желанию обучающихся) Обращение к собственному субъективному опыту. Заполнение технологического списка материалов, атрибутовтрадиционных для пасхальнойфлористики. |
Познавательные: умение
ориентироваться в своей системе знаний; извлечение необходимой информации из имеющегося объёма знаний, поиск и выделение обходимой информации; Личностные: умение понимать важность новых современных знаний для человека и принимать его; иметь желание совершенствовать багаж имеющихся знаний, опыта; проявлять интерес к изучаемому предмету; выстраивание межличностных отношений при групповых формах работы;. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение выполнять работу в соответствии с заданным планом; |
3.Целеполагание и планирование | |||
Задачи:
развить умение формулировать тему и задачи занятия; организовать формулирование темы занятия обучающимися ; организовать постановку учебной задачи занятия обучающимися. Сообщение темы, постановка цели |
Сформулируйте, пожалуйста , как может звучать тема нашего занятия сегодня.
Ответы детей. Тема занятия: «Сувенир к Светлому Празднику» Объект деятельности — пасхальная аранжировка. Обоснование значимости материала учебногодля дальнейшей творческой дизайн — деятельности обучающихся. |
Актуализацияполученной информации. | Познавательные: умение делать самостоятельные выводы; умение извлекать нужную информацию Регулятивные: умение определять и формулировать цель занятия самостоятельно (или с помощью педагога);
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
4.«Открытие» нового знания | |||
Работа с виртуальнойвыставкой декоративно- прикладного творчества.
Работа с изделием в материале. |
Слово педагога:
Пасха — самый светлый из христианских праздников! На Руси принято в этот день обмениваться крашеными яйцами, печь куличи. Это и окончание строгого Великого поста, и праздник жизни, добра. Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальныйогонь),Жизнь (пасхальные куличи, яйца, зайцы, ягнята, птички). Традиционными пасхальными цветами считаются яркие оттенки — красный, жёлтый, зелёный, оранжевый. Их чаще используют не только для покраски яиц, но и для упаковки подарков, а также для составления пасхальных флористических композиций. Показ фотоматериалов слайдовых и демонстрация изделий в материале. Цвета Праздника Пасхи, выбор цветового решенияв современных пасхальных флористических работах обусловлен не столько религиозной Символикой, сколько желанием сделать их радостными, праздничными, яркими или современными, модными, конечно, если речь не идет об оформлении Храма. Используются трендовые цветовые решения. Приложение №3 (примеры цветовых гармоний). В традиционном пасхальном дизайне стараются придерживаться следующей символики цвета: В пасхальные композиции цветы подбираются яркие, но предпочтение отдается классическим сортам, без излишней пестроты и оригинальности форм. По цвету композиции должны быть выдержаны в традициях Пасхи с учетом символики цвета. Самыми популярными пасхальными цветами являются гиацинты, тюльпаны и нарциссы, символизирующие воскрешение природы после зимних холодов, популярны первоцветы- пролески, подснежники, крокусы, мускари, а также розы и гвоздики, традиционно считающиеся «цветами Христа». Ими украшают столы, куличи, пасхальные венки, иконы. Экзотические цветы редко используются на Пасху, поскольку при всей своей красоте они не соответствуют духу этого праздника. Никогда не используют растения с колючками, шипами и с «ядовитой» репутацией. Работа с визуально-иллюстративным рядом. Приложение №1. |
Знакомство с новой информацией.
Анализ изделий. Обращение к собственному субъективному опыту. Заполнение технологического списка материалов, атрибутов традиционныхдля пасхальнойфлористики. |
Регулятивные: умение понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности, способности консруктивно оценивать свой труд;
Коммуникативные: умениеслушать, участие в обсуждении; умение действовать в команде по правилам, слушать и слышать друг друга и педагога; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на занятии. Познавательные: анализ объекта; участвовать в оценке и обсуждении изучаемого объекта; |
Актуализацияимеющихся знаний и умений необходимых для изучения новой темы.
Задачи: создать ситуацию успеха, актуализация информации и практической работы на занятии. |
Слово педагога:
Праздник Пасхи — это символ возрождения, а потому здесь кроме христианского праздника мы имеем, гораздо более древние языческие корни. Это — весна, следовательно, также возрождение новой жизни после зимы. И здесь флористы вовсю эксплуатируют тему луковичных растений. Из них ведь (также как из яиц ) «вылупляются» своеобразные цыплята-бутоны, которые потом вырастают в красивые цветы. А ветки с почками, набухающими и готовыми раскрыться для новой жизни листьев? Таковасимволика возрождения во флористическом дизайне…И это основная идея представленной вашему вниманию флористической аранжировки. |
Выполняют задание, отвечают на вопросы, исправляют ошибки, комментируют
Формулируют конечный результат своей работы |
Познавательные: умение
ориентироваться в своей системе знаний; извлечение необходимой информации из имеющегося объёма знаний, поиск и выделение обходимой информации; Личностные: умение понимать важность новых современных знаний для человека и принимать его; иметь желание совершенствовать багаж имеющихся знаний, опыта; проявлять интерес к изучаемому предмету; выстраивание межличностных отношений при групповых формах работы;. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение выполнять работу в соответствии с заданным планом; |
Задачи: сформировать новые знания о пасхальных композициях в процессе практической самостоятельной деятельности;
создать условия для усвоения обучающимися понятий: «атрибут », «пасхальная флористика», используя практическую дизайн- деятельность при самостоятельной практической работе . Изучение новой темы занятия |
Было бы большой ошибкой считать, что символами Пасхи являются только крашеные яйца и куличи. На самом деле традиции встречи этого весеннего праздника чрезвычайно богаты, и каждый сможет найти в них что-то близкое для себя. В частности, к числу самых распространенных элементов пасхального оформления относятся фигурки птиц и зайцев, свечи, перья, венки и прочие всевозможные флористические композиции. Согласитесь, «палитра» набирается более чем солидная, и придумать с ее помощью праздничное убранство интерьера – дело если не техники, то фантазии.
Атрибуты в пасхальных композициях — это … Как расшифровать термин «атрибут». Что это? Атрибут – это символ, он может принадлежать к основе аранжировки (объект аранжировки,фантазийная или подарочная работа), или дать только дополнительный акцент. Каждый флориствыбирает вариант цветового решенияи подбор материалов для его реализации, по желанию ( или современное цветовое решение или традиционное для данного праздника) |
Определяют на слух, знакомятся с новым материалом. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение осуществлять анализ объектов, определение основной и второстепенной информации;
Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Регулятивные: умение принимать учебные задачи; учиться работать по предложенному педагогом плану. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать и принимать речь других. |
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Подготовка к художественной деятельности Техника безопасности при работе с колюще- режущими инструментами. |
Работа с изделиемв материале — аранжировка «Пасхальное яйцо».
Анализ технологический и композиционный изделия в материале. Назовите растительные природные материалы , использованные в аранжировке. Назовите материалы животного происхождения. Назовите приёмы крепления материалов в композиции- «приклеивание» и «пришпиливание». Какой материал мы используем для пришпиливания? ( Иглы флористические) Прежде чем приступить к практическойработе предлагаю вам ознакомиться с технологической картой выполнения аранжировки поэтапно. см. Приложение №5. (наглядность предлагается для каждого обучающегося) Какой вид пиафлора предлагает использовать технологическая карта. Ответы обучающихся: — пиафлор для живых растений. Возможна замена пиафлора и живого растительного материала? Ответы обучающихся: — заменяем пиафлор для работы с сухим материалом и используем консервированный или искусственный природный материал. К какому виду пасхального декора мы можем отнести данную аранжировку? Ответы обучающихся: — флористическое пасхальное яйцо; Какие пасхальные атрибуты использованы в композиции? Ответы обучающихся: — Форма гнезда в композиции, символические материалы- ветки вербы, ветки берёзы с серёжками, яичная скорлупа, весенние материалы ( или их искусственные заменители). Побуждает к высказыванию собственного мнения Ответы обучающихся. При выполненииработы предлагаю заполнить технологическую карту «Пасхальная флористика», которая поможет вам структурировать ваш жизненный опыт,имеющиесязнания и новую информацию. В финале занятия вы представите свою работу, анализируя согласно предложенной схеме. см. Приложение № 5. Созданиеэмоционального настроя. Стимулирование мотивации обучающихся. Фронтальный опрос: Какие требованияк форме декоративнойкомпозиции, по-вашему, мнению, необходимо соблюдать, независимо от её новизны или традиционности в оформлении? Ответы обучающихся: — Чётко читаемая форма; — Соблюдение динамики в расположении деталей. — Соблюдение баланса в конструкции изделия. Как в композиции используется приём «точки роста»? Какие материалы традиционно не используются в создании пасхального декора? Ответы обучающихся: — Материалы с колючками и шипами; — Материалы чёрного цвета; — Материалы несущие культурно- негативную энергетику; Подготовка к самостоятельной практической работе обучающихся ( материалы, инструменты). Сообщение темы и цели практической работы. Практическое задание: выполнить пасхальную аранжировку в материале, согласно, технологической карты. Цель практической работы: научитьсявыполнять флористическую декоративную композицию, заданного формата, учиться анализировать свою работу . Для своей творческойдеятельности вы подготовили основы для создания флористических композиций — основа у всех стандартно- одинаковая, но в композициях авторское решение дизайна. Слово педагога: — Вспомните те чувства, эмоции, настроения,которые вы испытывали, когда думали о наступлении сезона весны. Постарайтесь, чтобы в вашей работе флористической, они нашли своё отражение Техника безопасности при работе с колюще- режущими инструментами, клеевыми пистолетами. Правила поведенияпри работе. |
Анализ композиционно-технологический объектов труда
( флористическая пасхальная аранжировка). Ознакомление с технологическими картами создания флористической пасхальной аранжировки. Работа с технологической схемой. Высказывание мнения. Объясняют и аргументируют свой выбор. Выбор варианта для практической работы согласно личным предпочтениям. Самостоятельная практическая работа обучающихся. Актуализация знаний по технике безопасности. Комментирование правил работы с колюще- режущими инструментами. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с участниками учебного процесса; участие в обсуждении
умение работать в группе; умение действовать в команде по правилам, слушать и слышать друг друга и педагога; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на занятии. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объекта Регулятивные: принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания ( составление плана действий); высказывать свои предположения; развивать толерантное отношение к мнению других. |
5.Выполнение учебных действий | |||
Самостоятельная практическая работа | Самостоятельная практическая работа
План проведения самостоятельной практической работы- создание пасхальной флористической аранжировки с соблюдением пропорционального решения композиции и подбора цветовой гармонии( трендовоеили традиционное). Работа индивидуальная. |
Работа с технологической последовательностью изготовления флористическойпасхальной композицией.
Создание эскиза работы обучающимися. Подбор материалов и инструментов, согласно технологической карты. Самостоятельная практическая работа. |
Регулятивные: планирование собственной учебной
деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблемы; Коммуникативные: умение работать в группе; умение действовать в команде по правилам, слушать и слышать друг друга и учителя; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на занятии. |
6.Физминутка | |||
Физкультминутка | Гимнастика для глаз.
И.п. – сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10-15 сек .И.п. – сидеть с закрытыми глазами. Не открывая глаз, круговые движения глазными яблоками, по 2-3 раза в каждую сторону. И.п. – сидя. 1- сек. напряжением закрыть глаза (зажмурить). 2 – раскрыть глаза и посмотреть в даль. Повторить 3-5 раз. Посидеть с закрытыми глазами 10-15 сек. |
Выполнение упражнения. | Личностные:
установка на здоровый образ жизни Регулятивные: умение осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений педагога, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. |
5.Выполнение учебных действий | |||
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
проверки начала выполнения работ; проверки типичных ошибок; проверки качества работы; понимания поставленной задачи; индивидуального инструктажа с отстающими учащимися – показ выполнения трудовых приемов и операций на практике, дополнительное разъяснение теоретического материала. Подводит обучающихся к выводу о необходимости внесения коррекции при создании композиции ( при необходимости). |
Самостоятельная отработка технологических приёмов обучающимися на материалах.
Выполнение учебных действий. |
Познавательные:
умение анализировать и делать выводы; Регулятивные:вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оцениватьправильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; |
Выполнение и коррекция качества и уровня новых знаний, умений в создании композиции по заданным параметрам. | «Работа над ошибками», технологическая коррекция.
Уборка рабочих мест. |
||
Работа с выставкой изделий обучающихся. | Оформление мини-выставки.
Создаёт эмоциональный настрой. Проверка практического упражнения. Каждый респондент комментирует свой подбор материалов согласно технологической схеме. Напоминает обучающимся о схеме анализа готового изделия, принятого в объединении ( имеется наглядность в классе учебном): Стилистическое решение Цвет. Форма. Движение. Композиция. Материалы (ничего одинакового, ничего лишнего). Общее эмоциональное впечатление . Выполнение практического упражнения на композиционный анализ ( соответственно технологической карты «Пасхальная флористика». Выполнение практического упражнения. Анализ детских работ педагогом. Педагог по — требованию вносит необходимую коррекцию в анализ. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии. |
Анализ и самоанализ достижения цели и задач, определенных педагогом. Самоанализ выполненной работы учащимися (от каждой творческой группы).
После завершения работы дети делают анализ и обсуждение. Оценка производится по заранее оговорённым категориям. |
Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки — обязательная часть решения любой задачи;
Коммуникативные: не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждениях; владение монологической и диалогической формой речи; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при заполнении задания; построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками; умение действовать в команде по правилам, слушать и слышать друг друга и учителя; Регулятивные: оцениватьправильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; |
Этап закрепление
Изученного ранее материала Задачи: зафиксировать новое содержание занятия; стимулировать интерес к выполнению заданий на применение знаний и умений, используя опрос и практическое упражнение. |
Какие затруднения вы испытывали?
Какие моменты занятия вам более всего запомнились? Поднимите руки, кто самостоятельно сам сможет выполнить подобную композицию? Кто думает, что не справится с данным заданием? |
Фронтальный опрос. Актуализация полученных знаний. |
Познавательные :
умение ориентироваться в своей системе знаний; классифицировать объекты на основе их общих признаков, умение анализировать и делать выводы; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: умение осуществлять контроль своих учебных действий; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; способность к мобилизации по достижении цели; умение организовывать свою учебную деятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: умение работать в группе; умение действовать в команде по правилам, слушать и слышать друг друга и учителя; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на занятии. |
7 Рефлексивная деятельность.
Подведение итогов занятия. |
|||
Рефлексия деятельности на занятии
Формирование способности оценивать свою деятельность. Задачи: научить соотносить полученный результат с поставленной целью, оценивать результат своей деятельности |
Упражнение на рефлексию: учащимся предлагается оформить «Лестницу Достижений»Предлагаютсясоздать смайлик , нарисовав его маркером. Смайлик располагается на ступенях лестницы. В зависимости от степени достижения творческого удовлетворения.
Внизу ступенек написано слово «не понял». Первая ступенька – «немного понял», вторая – «понял», третья – «хорошо понял», четвертая – «отлично понял». Поставьте смайлик рядом со ступенькой, наиболее точно, по – вашему мнению, отражающую степень вашего понимания материала урока. Слово педагога: — Спасибо всем за творчество. Я надеюсь, вам занятие понравилось! |
Формулируют конечный результат своей работы на занятии. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили( что получилось, что не получилось и почему).
Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, что надо сделать по-другому, исправить. |
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, анализировать сам учебный процесс, который привёл к полученным результатам, воспринимать, интерпретировать и обобщать информацию;
Регулятивные: умение проводить рефлексию учебной деятельности; осуществлять контроль учебных действий. Личностные: умение понимать значение знаний для человека и принимать его; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Литература
- Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год / Н.В.Осипова – М.: Вече, 2005. – 160с. – (Секреты фитодизайнера)
- Осипова Н.В. Цветы и праздники / Н.В.Осипова – М.: Вече, 2006. – 160с. – (Секреты фитодизайнера)
- Асманн Петер. Современная флористика / Пер. с нем. Е.Я.Юдаевой. – М.: Культура и традиции, 1998. – 224с
- Рошаль И. В. Азбука цветов, Кристалл. Терция, С.-Петербург, 1998
- Карл- Михаэль Хааке. Основы флористического мастерства. — ООО «Дизайнер-БУКС», 2013.-376с.