Конспект занятия по чтению ненецкой сказки «Кукушка»
Автор: воспитатель Егорова Наталья Владимировна
МБДОУ №72 город Калуга
«Использование православных сказок в духовно нравственном воспитании дошкольников»
Файл:Конспект занятия
Конспект занятия по чтению ненецкой сказки «Кукушка»
Цель: осознание нравственного долга детей перед родителями.
Задачи: Учить детей понимать главную мысль сказки. Расширять представления детей о сказках разных народов мира. Воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости, уважения к матери.
Предварительная работа: Повторение названий зимующих и перелетных птиц, беседа о заповедях Божьих, чтение сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость «Айога», «Морозко» , «Золушка» сказки о доброте душевной «Понятия не имею», рождественский рассказ «В метель и вьюгу», цикл рассказов «Мы послушные дети», рассматривание репродукций икон, прослушивание передач священника Олега Чебанова на детском православном сайте «Купелька» (Заповеди Божьи, Путешествие по храму).
Материалы и оборудование: мяч, иллюстрации с изображением мам.
Примерный ход занятия:
Вводная часть.
Дети стоят свободно на ковре.
В.: Придумано кем-то просто и мудро —
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро — солнцу и птицам!
Доброе утро — улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Собрались все дети в тут.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Основная часть.
В.: Ребята, кто сегодня вас утром разбудил? А какие слова вам сказали с утра, а вы что ответили ? Да, ребята, мама, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. А какие вы знаете пословицы о семье, о маме?
Игра с мячом «Как я помогаю маме»
В.: Ребята, а кто еще есть в вашей семье, кто еще помогает вам и мамам?
В.: А вот сегодня я хочу рассказать вам сказку о детях, которые не заботились и не помогали своей маме, как вы. Я пока не скажу название сказки, а вы потом придумаете сами, Но, сначала давайте немного разомнемся,
Физкультминутка «Птички».
Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек
Птички-невелички, машут ручками-приседают, «летают» по коврику)
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)
Птички спрятались в дупло, (Детки садятся на свои стульчики)
Там не тронет их никто. («Прячутся» — закрывают голову ручками)
Слушание ненецкой сказки «Кукушка» и просмотр иллюстрации к сказке. Беседа по содержанию сказки:
В.: Какое название можно придумать для этой сказки? Кто такая кукушка? Почему мать оставила детей? Почему эту женщину называют мать-кукушка? Как вы считаете, правильно ли поступали дети? А правильно ли поступила мать? Как вы думаете, отчего заболела мама? Какими были дети? (беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными) Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка? (ответы детей) А как вы поступаете со своей мамой? Считаете ли вы себя заботливыми детьми? Вы жалеете свою маму? Как это проявляется? Авы хотели бы изменить сказку?
В.: Где сказано нам как надо вести себя по отношению к своим родителям? А что мы знаем из заповедей про родителей? («Уважай отца и мать, будет в жизни благодать»). Что означает слово «благодать»?
Давайте поиграем еще в одну игру, она называется «Смайлики». Я вам буду называть поступки, а вы будете показывать улыбкой какой это поступок, хороший или плохой:
- птенец выпал из гнезда;
- дети не играют с больным мальчиком;
- голодная бездомная кошка сидит около дома;
- дед Мороз заболел;
- приход мальчика с магнитофоном в лес;
- бабушка уронила зонт в лужу;
- внучка помогает бабушке печь пирожки;
- дочка подает тапочки пришедшему домой папе;
- встреча гостей с хлебом и солью;
- мальчик успокаивает плачущую девочку в детском саду;
- поссорившиеся мальчик и девочка мирятся;
- мальчик преподносит букет цветов девочке;
- мальчик делится конфетами с жадным другом;
- дедушка на ночь читает книжку внукам.
Заключительная часть.
В конце занятия подвести итог с помощью игры «Закончи предложения»:
Я услышал (а)….
Она заставила меня задуматься о (об)….
Сказка меня научила…..
Предложить детям рассмотреть фотографии и репродукции картин о маме.