Конспект занятия для обучения грамоте дошкольников
Автор: педагог дополнительного образования Пушкарева Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное учреждение «Дом детского творчества №1»г. Иркутск
Конспект занятия для обучения грамоте дошкольников по теме «Звук [М], буква М».
Файл:Конспект для обучения грамоте дошкольников
Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Иркутска «Дом детского творчества№1
Конспект открытого занятия по обучению грамоте.
Направленность: социально-педагогическая.
Тема: Звук [М], буква М.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель: дать знания о букве М и сформировать навык четкого произношения звука [М].
Задачи:
Образовательные:
• Дать представление о букве М, основные характеристики.
• Познакомить детей со звуком [М] и его произношением в слове.
Развивающие:
• Развивать у детей фонематический слух и восприятие звука.
• Сформировать у обучающихся умение различать звуковой состав слова со звуком [М].
Воспитательные:
• Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
• Приучать к систематическому труду и аккуратности в выполнении заданий.
Дидактические средства: синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), рабочие тетради, цветные ручки, серия сюжетных картинок.
Методы: репродуктивный, наглядный, практический, метод проблемного обучения.
Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая.
Источники:
• Бунеев, Р.Н. По дороге к Азбуке. Пособие по речевому развитию для детей. В 5 ч.. Ч 3 (5-6 лет)/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – Изд. 3-е перераб.- М.: Баласс, 2014.- 64 с.
• Гаврина, С.Е., Слова и предложения /Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.-М.: Академия развития, 2000, — 9 с.
• Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий.- М.: Просвещение, 2007.- 50 с.
• Гордеева, С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения.- М.: Просвещение, 2007. – 70 с.
• Илларионова, Ю.Г. Учим детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1976.- 40 с.
• Сидорова, У.М. Учим слова и предложения. – М.: Просвещение, 2014.- 100 с.
Ход занятия:
I.Организационный этап (3 минуты):
1. Приветствие.
2. Отсутствующие.
3. Готовность обучающихся.
4. Организация внимания всех обучающихся.
II. Этап подготовки обучающегося к активному и сознательному усвоению нового материала (5 минут).
1. Цель, тема, задачи.
2. Постановка проблемы.
3. Игра с мячом «Горячо-холодно».
Задание: педагог произносит слово «горячо» — дети отбрасывают мяч, слово- «холодно» — ловят, «холодно», на слове «горячо».
III. Этап усвоения новых знаний (5 минут).
Слово педагога.
Ребята, откройте, пожалуйста, рабочие тетради на странице 20 и обратите внимание на картинку с коровой. Как мычит корова?
Дети произносят: «МУ-У-У».
Какой звук для вас новый?
Правильно, звук [М].
Что происходит с губами при произнесении звука [М]? (смыкаются).
Запомните:
Звука [М] — согласный, потому что не поется; звонкий (положите руки на свое горлышко и «услышите» звонкость).
А сейчас познакомимся с буквой м.
• Дети рассматривают иллюстрацию с буквой м.
• Произносят вместе с педагогом стихотворение и пальчиком обводят на картинке букву:
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква М.
IV. Этап проверки усвоения и закрепления новых знаний (8 минут).
1. Игра «Поймай звук».
Задание: выделяете из ряда согласных звуков звук [М] и хлопайте в ладоши: [К,М,Т,М,Т,М].
2. Игра «Третий лишний».
Задание: из трех картинок дети выбирают ту, в которой нет звука (М).
3. Игра «Звуковая птичка».
Задание: определить место звука (в начале, середине, конце) в словах:
малина, самолет, гном, мыло, дом, комар.
А теперь, вспомните названия продуктов, в которых есть звук [М].
Дети называют слова: масло, молоко, мороженое, макароны.
4. Задание: разделите слова на слоги: малина, мышка, дом, лампа, муравей, мама, макароны, комар, мыло.
V. Физкультминутка (2 минуты).
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают.
VI. Этап закрепленных новых знаний ( 5 минут).
1. Задание: составьте по схеме прямые и обратные слоги и запишите в тетрадь:
А А
У У
О М О
И И
Дети из букв составляют слова и записывают их в тетради.
2. Задание проведите звуко-слоговой анализ слов: мак, маки.
3. Задание: подбери прилагательное к словам:
• кошка (какая?): красивая, пушистая…
• лошадь (какая?): выносливая, быстрая…
• цыпленок (какой?) маленький, желтый…
4. Задание: составьте предложения.
• Медведь – малина (Медведь очень любит малину).
• Мяч – Марина (Марина играет в мяч).
• Мебель – магазин (В магазине продают мебель).
VII. Этап информации о домашнем задании (1 минута):
Задание: придумайте слова со звуком [М].
VIII. Этап подведения итогов занятия (1 минута).
1. Выводы:
• О каком звуке мы сегодня говорили?
• Чем согласные звуки отличаются от гласных?
• Что такое слог?
2. Рефлексия:
• Занятие было интересным?
• Какую оценку вы себе поставите за работу?