Авторская программа педагога-психолога
Автор: педагог-психолог Бердова Вероника Викторовна.
МБДОУ детский сад «Березка» пгт. Игрим.
Югорская семья — компетентные родители
Данная программа создана во взаимодействии со старшим воспитателем в целях просвещения родителей
Файл: Программа
Цели и задачи
Создание психокоррекционной среды по повышению родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений в условиях ДОУ.
• Актуализация потребности родителей в получении специальных знаний, умений,
навыков по выстраиванию детско-родительских отношений.
• Мотивация родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ.
• Информирование родителей о возрастных и индивидуально-психологических
особенностях ребенка.
• Проведение мероприятий по формированию адекватной позиции отца и матери.
• Проведение психологических тренингов с родителями по безусловному принятию
ребенка.
Практическая значимость программы
Программа является результатом обобщенного теоретического и методического
материала, практического опыта, накопленного авторами, в процессе работы и с
учетом социально-экономической ситуации современности.
Данная программа нацелена на активизацию родительских навыков и умений, а
также повышению их компетентности в вопросах воспитания ребенка и
взаимодействия с ДОУ.
В процессе развития программы предусматривается ее доработка и
корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.
Ожидаемый результат
Результаты работы по программе должны показать, что дети, родители которых
учились по данной программе, демонстрируют меньше отклонений в поведении;
родители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми, а приобретенные
навыки позволяют эффективно справляться с возникающими проблемами в семье.
Оценивание результатов работы методом анкетирования, опроса.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на один учебный год и реализуется поэтапно:
1 этап – рекламирование и приглашение родителей в данные учебные группы.
2 этап – мотивирование родителей на собраниях (дается информация по реализации
данной программы.
3 этап – проведение мероприятий по просвещению родителей.
4 этап – анализ эффективности проводимых мероприятий.
Общий объем 24часа.
Программа состоит из 12 занятий, продолжительностью 2 часа (один раз в месяц).
Занятия проводятся с группой родителей в 12-15 человек.
Формы сотрудничества
Среди наиболее популярных форм сотрудничества, используемых в практике
общения с родителями в ДОУ: встреча родителей в форме «круглого стола»;
дискуссионная встреча; родительская конференция; консультация; вечер вопросов и
ответов; педагогическая «гостиная»; образовательно-игровой тренинг; деловая игра;
практикум типа: «Что, Где, Когда?», «Устами младенца» и т.п.; Познавательно-игровая
викторина детей и взрослых; семейный вечер типа: «Посиделки», «Рождественские
забавы» и т. п.; тематические досуги детей и взрослых на основе календарного,
фольклорного материала, спортивных заданий типа: «Масленица», «Праздник
урожая», «Спортландия», «Мой папа (мама) самый лучший» и т.п.; визуальные
средства общения: тематическая выставка (ширма, буклет, памятка), «Почтовый ящик»
для вопросов и пожеланий родителей и пр.; библиотека для семейного чтения; работа
«телефона доверия»; День открытых дверей; рукописный альбом (фотоальбом) об
опыте семейного воспитания; семейные маршруты выходного дня (спортивные,
экологические и пр.); акции с участием детей и взрослых и др.
Для родителей с детьми в возрасте от одного года до семи лет, не посещающими
дошкольное учреждение, организуется консультации специалистов дошкольников при
базовом ДОУ.
Данная программа может быть трансформирована для разновозрастной группы.
В целях повышения эффективности проведения занятий и для сохранения
высокой мотивации участников рекомендуется формировать родителей детей одной
возрастной группы.
Содержание программы
Основные темы, рекомендуемые для семейного воспитания:
Тема 1. Для детей от года до трех лет.
Безусловное принятие ребенка. Организация здорового образа жизни ребенка в
семье. Воспитание аккуратности и опрятности без насилия. Шлепнуть – не шлепнуть?
Способы поддержки малыша в исследовании мира. Игра со взрослым — источник
комфортного самочувствия ребенка. Как понимать «язык» телесных проявлений
ребенка. Не критикуйте «границы», которые устанавливает ребенок. Как запугивание
приводит к травме развития. Как обращаться с детскими «Хочу». Влияние имени на
развитее ребенка. Сензитивные периоды в развитии ребенка. Как малыш
«защищается» от того, что ему не нравится. Встреча с детским садом.
Тема 2. Для детей трех лет.
Хочу все делать сам. Стойкое непослушание. Двигательный и речевой опыт
малыша в повседневном общении с ним дома; В чем проявляется индивидуальность
ребенка; О ценности контакта с ребенком «глаза в глаза»; О праве ребенка быть самим
собой; Детское выражение «Я сам» — что за ним стоит; Может ли 3-летний ребенок
быть «хозяином» своих чувств; Почему важно давать ребенку возможность активно
двигаться; Любовь и недовольство ребенком. Что делать, если ребенок жалуется на
сверстников; О природе капризов и упрямства; Телевидение входит в жизнь малыша.
Развитие, активизация словарного запаса ребенка.
Тема 3. Для детей четырех лет
Воспитание – не дрессура. Что такое совместный «язык контакта» с ребенком;
Как поддерживать в ребенке чувство самоценности; Родительские заботы двуязычной
семьи; Бабушки и дедушки в семье как носители культурных и духовных ценностей;
Домашние игры, развивающие речь; Семейный этикет; Содержание игрового общения
с ребенком дома для развития любознательности, воображения, творчества и пр.;
Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, оригами и т.д. Животные в
доме; Виды игр и игрушек для домашних праздников и будней; О пользе домашнего
чтения; Педагогика родительского запрета; Признание родителями права ребенка на
сильные эмоции; Родительские и супружеские роли матери и отца в глазах ребенка.
Закон «зоны ближайшего развития».
Тема 4. Для детей пяти лет.
Почему дети играют во «взрослую жизнь»; Полоролевая идентификация. Борьба
за внимание. Как «встретиться» с внутренним миром своего ребенка; Разговорная речь
взрослого как средство воспитания; Как помогать ребенку выражать «запретные»
чувства; Умение вести беседу с ребенком. Как научить ребенка конкретно и точно
просить то, что ему нужно; Экологически ценное поведение и домашние игры; Как
поддерживать инициативу ребенка в установлении дружеских отношений со
сверстниками; Об удовлетворении социальных потребностей ребенка (в чувстве
собственной значимости, принадлежности); Почему мера родительского наказания
должна учитывать и различать намерение и действие ребенка; Приобретение книг для
детской домашней библиотеки; Дошкольник и семейный туризм: «за» и «против».На
равных, — возможно ли это с пятилетним ребенком. «Зона радости».
Тема 5. Для детей шести лет.
Возрастные кризисы. Дисциплина или дрессировка? Самооценка или чувство
самоценности. Эмоциональная поддержка ребенка в роли будущего школьника;
Тревога родителей. Сочувствие родителей. Родительские ожидания на пороге школы.
О пользе игры для социального взросления ребенка: сюжетно-ролевые,
дидактические, подвижные игры. Детские конфликты и конкурирование ребенка со
сверстниками. Дети нуждаются в правилах. Вопрос о наказаниях. Фантазии ребенка.
Когда дети лгут. Домашняя подготовка к школе. Ребенок и природа; Воспитательный
потенциал книги; О пользе художественного творчества; Как воспитывать у ребенка
выборочное отношение к телевизионным передачам; О праве ребенка на собственное
мнение. «Активное слушание» — когда и как надо слушать ребенка.