Сюжетно-ролевая игра в процессе гендерного развития
Автор: Воспитатель Ваземиллер Юлия Леонидовна.
МАДОУ «Гамовский детский сад Мозаика» Пермский край, село Гамово.
Исследовательская работа «Сюжетно-ролевая игра в процессе гендерного развития»
Характеристика проекта
Вид проекта: педагогический
Время проведения проекта: 2017-2018 г.
Организация заявитель: МАДОУ Гамовский детский сад « Мозаика»
Тип проекта: исследовательский, практика – ориентированный.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: ноябрь 2017- 2018г.
Раздел программы: программа « Мозаика», раздел социальное развитие
Тематическое поле: игра, гендерный подход в воспитании
Введение
Актуальность проекта: проблема воспитания и обучения детей посредством сюжетно-ролевых игр и в соответствии с их гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящих курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утратили способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, в связи с чем, в современном обществе в воспитании детей наблюдается явный крен в сторону феминизации.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Но при этом следует отметить, что на фоне указанных выше изменений в социуме меняются внутренние психологические позиции детей. Так, многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка, игру в жизни детей трудно переоценить, именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни, наибольшего расцвета в младшем дошкольном возрасте достигает сюжетно-ролевая игра.
Объект проекта: гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Предмет проекта: сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: составляет предположение о том, что процесс гендерного воспитания детей среднего дошкольного возраста может быть более успешным при систематическом использовании в воспитательной деятельности сюжетно-ролевых игр для создания ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста и осуществлении руководства ими.
Цель проекта: разработать перспективный план организации сюжетно-ролевых игр как средства гендерного воспитания детей 4 года жизни.
Задачи проекта
- Изучить научно-исследовательскую и методическую литературу по проблеме проекта.
- Изучить особенности сформированности представлений детей 4 года жизни о своей гендерной принадлежности.
- Разработать и реализовать систему сюжетно-ролевых игр, ориентированных на гендерное воспитание младших дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в расширении представлений воспитателей в области педагогики о специфике составления и внедрения в работу системы сюжетно-ролевых игр, направленных на освоение гендерных ролей детьми младшего дошкольного возраста.
Ресурсы: материально – техническая база. Тематические наборы оборудования и игрушек для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Автобус».
Предполагаемый продукт проекта: сюжетно – ролевые игры по средствам гендерного развития,
Этапы проекта
Подготовительный этап
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Результат |
1. | Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме | Ноябрь 2017 | Определение нормативной базы исследования |
2. | Теоретическое обоснование | Ноябрь 2017 | Теоретическое обоснование проблемы |
3 | Подбор диагностических методик | Декабрь
2017 |
Анкета для родителей
Опросник для детей |
- Теоретические основы проблемы гендерного воспитания детей дошкольного возраста
- Формирование представлений о гендерной принадлежности у детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.
К трехлетнему возрасту дети осознают свою гендерную принадлежность, а на четвертом году жизни у них начинает формироваться гендерная устойчивость (понимание неизменности гендерной принадлежности). Из этого следует, что это тот период, в процессе которого взрослые должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Поскольку детям свойственно идентифицировать себя с взрослыми своего пола (девочки стремятся быть похожими на значимых для них женщин, а мальчики, соответственно, на мужчин), то само собой разумеющимся фактом является то, что в воспитании должны одинаково принимать участие как женщины, так и мужчины. Однако реальная ситуация в социуме свидетельствует об обратном. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости как девочки, так и мальчики в большинстве случаев подвергаются преимущественно женскому (мамы, бабушки) влиянию. Кроме того, в течение длительного времени пребывания в ДОУ дети также подвергаются исключительно женскому влиянию [9]
При воспитании детей младшего дошкольного возраста следует учитывать тот факт, что между девочками и мальчиками существует множество гендерных различий. В ходе продолжительного изучения детей дошкольного возраста ими были выделены следующие группы гендерных различий:
- Физиологическое различия, которые заключаются в том, что мальчики проявляют больший интерес к движениям, стремление к лучшему результату, большую подражаемость взрослым. Они быстрее преодолевают страх, показывают большую ловкость и смелость, стремятся к усложнению материала, любят упражнения, требующие мышечных усилий. Их привлекают быстрые резкие движения и элементы соревнования. Девочки же овладевают двигательными навыками медленнее, но при этом их движения отличаются большей ритмичностью, чистотой и выразительностью.
- Различия в развитии интеллектуальной сферы:
— девочки лучше, чем мальчики, запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух (слова, предложения, рассказы). У них наблюдается превосходство в богатстве словесных ассоциаций;
— у мальчиков внимание более неустойчивое, у них более продолжительный период включаемости. У девочек более высокие показатели по избирательной устойчивости, объему и произвольности внимания. Кроме того, для девочек важна эмоциональная окрашенность информации, влияющая на усиление внимания;
— в интеллектуальной сфере у мальчиков отмечают большую выраженность зрительно пространственных способностей, а у девочек — вербальных (речевых);
— девочки опережают мальчиков в темпах увеличения словаря, речевой активности и ясности речи, они начинают использовать предложения раньше мальчиков, в речи же мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия) [11]
— продуктивная интеллектуальная деятельность мальчиков обеспечивается преимущественно посредством затрат энергетического резерва, применением «условно силового» способа решения интеллектуальных задач, девочки же выполняют аналогичные задания на базе принципиально иных механизмов, так называемой самоорганизации, которые заключаются в своеобразной подстройке процессов регуляции к специфическим особенностям предлагаемых заданий[3].
- Различия в общении. Мальчики более активны в разговорах со сверстниками своего пола (3-5 лет), при этом их общение часто имеет конкурентный характер. Девочки более активны в общении с матерью. На такое формирование речи детей, по мнению А.Л. Сиротюк, влияет отношение взрослых, которые, обращаясь к мальчикам, чаще всего используют прямые указания, а в разговоре с девочками употребляются чувственные слова.
- Различия в развитии эмоциональной сферы:
— у мальчиков и девочек выраженность эмоциональных реакций различна по времени: мальчики на эмоциональный фактор реагируют кратковременно, но ярко и избирательно, а затем их мозг перестает реагировать на воздействия, и они переключаются на продуктивную деятельность, а девочки, напротив, дают мощную эмоциональную реакцию, которая усиливается при повторном воздействии;
— одним из наиболее значимых гендерных различий является большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками (факт преобладания агрессивности у мальчиков объясняется не только врожденными особенностями, а разными для мальчиков и девочек социально одобряемыми моделями поведения: в то время как агрессивные реакции у девочек считаются несоответствующими их полу, осуждаются и запрещаются, к агрессивным реакциям мальчиков взрослые относятся более снисходительно, рассматривая в них проявление силы, активности, умения постоять за себя) [11];
— у девочек, ярче, чем у мальчиков, выражена склонность к страху (количество страхов больше) [12];
— зависимость, застенчивость, боязливость и тревожность в большей степени присущи девочкам, однако, наряду с этим, мальчики в большей степени, чем девочки, склонны переживать разлуку с близкими людьми, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности [4].
- Различия в интересах и предпочтениях, что особенно ярко проявляется в игровой деятельности детей. Как показывают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Броди, В. Хартуп и др.), в дошкольном возрасте наиболее значимы различия в сюжетно-ролевых играх: в тематике, содержании игр, предпочитаемых игровых сюжетах, ролях, игрушках. Мальчики наибольший интерес проявляют к играм героической, военно -приключенческой тематики, а также к строительным и конструктивным играм. Девочек же привлекают игры семейно_бытовой тематики («Дом», «Дочки_матери»). Т.А. Репина отмечает, что различия в игровой деятельности проявляются и в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по игре, а Т.В. Антонова выявила, что в играх девочки в большей степени ориентируются на партнеров по игре, а мальчики — на сам ход игры[3].
О.В. Дыбина отмечает различия в ориентации мальчиков и девочек в предметном мире, проявляющих интерес к разным сторонам окружающей действительности. Мальчиков привлекает мир техники, вещей, предметов, а девочек — взаимоотношения людей, предметы быта[7].
В этом возрасте дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка. Гендерное самосознание ребенка дошкольного возраста включает:
— внешность;
— имя;
— «образ Я» (во времени — в настоящем и в будущем);
— установки (социума, собственные);
— роли (социума, собственные).
Содержание гендерного сознания детей четвертого года жизни еще весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей, поскольку они внутренне мотивированы на приобретение ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями: т.е. мальчики должны принимать на себя мужские, а девочки — женские роли.
Выводы по главе:
- Гендерное воспитание — это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации, целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе;
- Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста, так как социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения;
- К трехлетнему возрасту дети осознают свою гендерную принадлежность, а на четвертом году жизни у них начинает формироваться гендерная устойчивость, соответственно, это тот период, в процессе которого взрослые должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
1.2 Значение игры в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В качестве ведущей деятельности для младшего дошкольника признается игра, связанная с формированием новых мотивов, обеспечивающая моделирование человеческих отношений. Игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребенка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности» [9]
Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Именно при помощи игры происходит умственное, нравственное и физическое развитие. Причем все компоненты развития связаны между собой, что если один из них не сформирован, то остальные дальше, просто не развиваются.
Творческие игры — игры придуманные детьми, в играх отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире. Для каждой игры характерны: тема, замысел, сюжет, содержание и роль.
Игры с правилами — группа игр, имеющие готовое содержание, специально разработанное взрослыми, в них заранее установлена определённая последовательность действий. В каждой игре ставится задача, решение которой связано с выполнением правил. Некоторые игры с правилами имеют сюжет. Среди игр с правилами много народных игр, они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости[11].
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития личности ребенка дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Игра — важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.
Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.
В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития [10].
В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей. Игра выступает как оболочка — некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.
Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:
— умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы, направленные на её развитие;
— обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
— обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
— уметь организовывать начало игры;
— широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и др.;
— создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
— уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;
— уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);
— регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;
— предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
— учить детей обсуждать игру и оценить её[11].
Дошкольное детство — сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.
Таким образом, поскольку ведущим видом деятельности младшего дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам.
- Сюжетно-ролевые игры как средство гендерного воспитания младших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру — деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме — это свободный вид совместной деятельности детей.
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом[10].
Принято различать сюжет и содержание игры
Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников.
Содержание игры — это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвёртая — читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. [11]
Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.
Виды сюжетно-ролевых игр:
— Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях;
— Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, строительство, колхоз, армия);
— Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.);
— Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение;
— «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками[11].
Значение сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании огромно. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности не потому, что ребёнок большую часть времени проводит в играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.
Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно:
- В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля.
- В игре формируются взаимоотношения ребенка со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознание.
- В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действие и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому — сюжеты и содержание игр.
Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Игры мальчиков более предметны, девочек — более словесны. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят трактора, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) — у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) — у девочек. В связи с этим детей надо учить играть, как в детском саду, так и в семье[9].
В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны, призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола, в результате чего у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я — девочка и буду ею постоянно» и «Я — мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в своих личностных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими и чуткими, проявлять заботу в отношении других людей: родных, близких и т.д. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы и т.д[11].
При организации сюжетно-ролевых игр в рамках гендерного воспитания следует учитывать следующее:
- Необходимо избегать шаблонных действий и реплик.
- Игра должна обладать хорошим сюжетом и идентичными ролями.
- Действие ребёнка в игре подобны действиям режиссёра: ребёнок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становиться озвучкой того, что происходит.
Успешность использования сюжетно-ролевой игры в ДОУ, несомненно, зависит от организационной деятельности детей педагогом:
- Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
- Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
- Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.
- Если игра «затухает», педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Кроме того, опытный педагог нередко сам принимает позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с детьми. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные воспитательные задачи.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при сопровождении педагогом, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет отличаться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех моделей поведения взрослых (женщин и мужчин), с которыми дети постоянно сталкивается в семье. Поэтому в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой детей, взрослые должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Проектировочный этап
1 | Подбор тематики с\ролевых игр | Декабрь
2017 |
Темы с\ролевых игр с учетом гендерного подхода |
2. | Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, создание условий и оформление необходимого материала | Февраль
2018 |
Набор диагностик. |
3. | обогащение атрибутов к сюжетно-ролевым играм; (подготовить необходимые атрибуты для сюжетно – ролевой игры: «Салон красоты», «Поликлиника», «Магазин» для девочек, «Дорожные движения», «Спасатели», «Моряки» для мальчиков), | февраль
2018 |
Анализ ситуации в группе |
4. | составить план работы по гендерному воспитанию в игре для детей и родителей; провести мониторинг | февраль
2018 |
План руководства развитием с/р игры |
— наработка практического материала по организации и проведению мероприятий, игр с детьми с учетом их гендерных особенностей; ( сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Мастерская», «Магазин», «Парикмахерская», «Шоферы»). Такие игры позволят детям раскрыть в себе гендерную принадлежность.
— расширение педагогических знаний у родителей по данной проблеме и привлечение их к участию в педагогическом процессе; (провести мероприятия детей совместно с родителями, чтобы родители рассказали о своих профессиях, совместно с родителями дети делали атрибуты сюжетно – ролевых игр: для девочек и для мальчиков).
— провести беседу с детьми.
— провести анкетирование для родителей;
— составить план работы по гендерному воспитанию в игре для детей и родителей; провести мониторинг
Мониторинг:
Цель: выявить представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, исследовать своеобразие интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре; изучить отношение родителей к игре как методу гендерного воспитания.
Анкета для родителей
- Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?
- Какова роль матери в полоролевом воспитании ребёнка?
- Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка?
- Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?
- Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т. п.)
- Что бы Вы хотели узнать о полоролевом воспитании мальчиков/девочек?
- На какие вопросы Вы хотели бы услышать ответ: гендерное воспитание, физическое состояние, здоровый образ жизни ребенка, культура поведения и приобщения к культурным ценностям?
- Проявляете ли Вы заинтересованность и участие в конкурсах, совместной деятельности с детьми?
Для выявления представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек используется метод опроса.
- Как тебя зовут?
- Ты мальчик или девочка?
- Мальчик и девочка – одинаковые или разные?
- В какие игры играют мальчики, а в какие – девочки?
- С кем интереснее играть – с мальчиками или девочками?
- Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?
- Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тётей или дядей)?
- Кто в семье самый сильный?
- Кто в семье создает уют в доме?
- Что в семье делают папа и мама?
Реализация проекта
Примерное направление содержания сюжетно-ролевых игры для младшего дошкольного возраста
Темы
Дата проведения |
Игры | Приемы вовлечения детей в игру |
«Семья»
Ноябрь 2017 |
Прием гостей
День рождение куклы
Кукла заболела.
Вызов скорой помощи
Семья переезжает в новую квартиру Новоселье
Поездка на автобусе
Непредвиденная дорожная ситуация
|
Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель
У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками?
Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.
В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.
Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!
На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются по магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.
|
«Мастерская»
Ноябрь 2017 |
Перерыв на обед
|
Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.
|
«Магазин»
Ноябрь 2017 |
Магазин открывается
Купим одежду кукле
|
Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.
Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.
|
«Парикмахерская»
Декабрь 2017 |
Новые прически
Причешем куклу
|
Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики — клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.
Воспитатель обращается сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать. |
«Шоферы»
Декабрь 2017 |
Мы едем, едем, едем…
На бензозаправке
Шоферы уходят в рейс |
Воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики — «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки — «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора.
Педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.
Воспитатель может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило — никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы». Затем воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно в игру
|
«Поликлиника»
Декабрь 2017 |
У врача
|
Игру во «врача» воспитатель может начать с игры-занятия. Утром педагог обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Светлана больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит воспитателя отнести куклу в «больницу» (медицинский кабинет).
Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что Светлана уже поправляется и завтра ее выпишут. Предлагает детям подготовить все необходимое для встречи Светланы. Когда Светлану «выписывают» из «больницы», медсестра приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за выздоравливающей: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и тепло одевать на прогулку.
|
Игрушки заболели
|
Воспитатель спрашивает детей, кто хочет взять на себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог одевает белый халатик, шапочку и предлагает полечить заболевшего мишку. Воспитатель должен давать детям проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает ребенку помощь, только при затруднении.
|
Подготовить необходимые атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр. Зона девочек: Поликлиника, Магазин, Парикмахерская, и зона мальчиков: Дорожные движения, Спасатели и т. д. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей, и моя роль, как воспитателя в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Следующим этапом нашей реализации проекта будет непосредственно сюжетно – ролевые игры, где девочки должны понять и прочувствовать свою роль в этой жизни, а мальчики свою. Кто из них мальчик, девочка и какую роль они играют. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские( приложение 1).
Родители тоже играют немало важную роль в процессе гендерного воспитания. Нужно организовать совместную работу с родителями, это будет изготовление вместе с детьми дома изготовить атрибуты для сюжетно – ролевых игр. Так же проведем мероприятия, посвященные профессиям.
Ожидаемые результаты проекта
- Создание в детском саду условий для воспитания, образования и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.
- Совершенствование гендерного воспитания детей; дифференцированного воспитания, предусматривающего индивидуальный подход, основанный на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.
- Разработка методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности и творческого потенциала воспитателей, способствующих гендерной социализации детей.
- Разработка практических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений по реализации гендерного подхода в воспитании детей в условиях детского сада.
- Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
- Приобретение родителями воспитанников знаний об особенностях воспитания детей разного пола
Заключение
Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике.
Развитие новой отрасли педагогики представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической реальности.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Гендерная педагогика — наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры.
Одна из задач, стоящих перед гендерной педагогикой — теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте.
Гендерный подход в воспитании исходит из того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Поскольку ведущим видом деятельности младшего дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам.
Значение сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании огромно. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности не потому, что ребёнок большую часть времени проводит в играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.
Содержание гендерного сознания детей младшего дошкольного возраста еще весьма ограничено, тем не менее, оно является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей, поэтому при воспитании мальчиков и девочек очень важной является организация совместных сюжетно-ролевых игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Список использованной литературы:
- Андреева Г.М. Социальная психология. — 5-е изд., дополн. — М.: Аспект Пресс, 2008г. — 149 стр.
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2009г. — 128 стр.
- Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1987г. — №7. 45-50 стр.
- Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. — М.: Флинта; Наука, 2011г. 176 стр.
- Доронова Т.Н. Пол или гендер? (девочки — налево, мальчики — направо!) Обруч: образование, ребенок, ученик, 2009г. № 3. 3- 6 стр.
- Дыбина О.В. « Полоролевая ориентация детей в предметном мире» Детский сад от А до Я, 2006г. — № 1. 141-146 стр.
- Клецина И.С. Гендерная психология. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Питер, 2009г. — 496 стр.
- Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального М., 1975г. С. 763-776стр.
- Конькова Н.О. Организация сюжетно-ролевых игр // (Электронный ресурс).
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008г. — 250 стр.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. — 2-е изд., испр. — М.: ГНОМ , 2000г. — 96 стр.
- Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. — Ч. 1. — Мурманск, 2001г. 77-87 стр.
- Яковлева Н.С. Значение игровой деятельности в развитии дошкольника // Педагогика, 2010г. — №8. 20-24стр.