Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Зеленская Алина Леонидовна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 9, город Надым.
«Приемы, используемые для формирования навыков смыслового чтения и работы с текстом».
Ссылка на файл: «Приемы, используемые для формирования навыков смыслового чтения и работы с текстом».
В работе описаны приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся на уроках литературного чтения.
Эффективным средством в овладении навыком смыслового чтения стали приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.
1. Прием «Задай вопрос»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.