Свидетельство о публикации № СВ/0139
Лепихова Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 38», г. Балашиха
Ссылка на файл: Презентация «Использование фольклора при организации и проведении праздников с детьми дошкольного возраста».
Ссылка на файл: Презентация «Использование фольклора при организации и проведении праздников с детьми дошкольного возраста».
Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Так считал известный ученый Г.С. Виноградов. Я хочу поделиться опытом использованияв образовательном процессе нашего детского сада одного из пластов фольклора, включающего в себя художественное народноетворчество, исполняемое взрослыми и изучаемое детьми, в целях развития патриотических чувств и нравственных качеств личности дошкольников.В настоящее время в современном обществе, к сожалению, уделяется недостаточноевнимание воспитанию этих качеств у детей. Многие семьи не в полной мере понимают значениеих формирования и влияния на дальнейшее становление личности. В связи с этим, на мой взгляд, проблема нравственного и патриотического воспитания является актуальной. Большая роль в этом отводится педагогам. Я, как музыкальный руководитель, решаю данную проблему, приобщая воспитанников всех возрастов к истокам народной культуры.
(Слайд3). Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров — прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Изучение народного творчества необходимо потому, что в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Детям, порой,бывают недоступны многие обряды, окончательный их смысл они не понимают и воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а глубинная сущность и тот смысл, который придавался нашими предками, для них остаются закрытыми и они часто истолковывают их по-своему. Если педагог обладает знаниями традиций праздничной культуры, то он сумеет познакомить с ними детей, привить интерес к их возрождению. Одним из направлений приобщения детей к истокам народного творчества и развития их творческих способностей я считаю представление музыкального фольклора в разных формах: (слайд4)музыкальных сказках, народных праздниках, традиционных и обрядовых развлечениях.Образовательный процесс в нашем детском саду в этом направлении построен на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, и включает в себя постепенное знакомство дошкольников с обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей и культурой.
(Слайд5) Фольклорные праздники — это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие.Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Каждый ребенок может принять участие в празднике, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, танцы, песни о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая их, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.