Индивидуальная программа педагогического развития
Автор: воспитатель Кесян Нарина Сергеевна.
МБДОУ №7 «Ивушка» город Белореченск, Краснодарский край.
Индивидуальная программа педагогического развития. Тема: «Развитие математических способностей старших дошкольников через игровую деятельность»
Файл:Индивидуальная программа педагогического развития
Файл:Поход к лисе
Файл:Игра КВН
Файл:Математический-досуг
Файл:Путешествие в волшебную страну Геометрию
Файл:мир-загадок
Файл:Путешествие по страницам сказки
Файл:Сюжетно-ролевая-игра-«Магазин»
Файл:Экспериментальная деятельность
Индивидуальная программа педагогического развития на 2016- 2017 учебный год
Тема: «Развитие математических способностей старших дошкольников через игровую деятельность»
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что математическое развитие детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения, а заданное в программе содержание позволяет развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность.
Программа предусматривает углубленное формирование математических понятий и представлений у детей через игру. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Игра ценна в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Основная цель программы:
— развитие элементарных математических представлений детей через игровую деятельность.
Основные задачи программы:
— формирование способности сравнивать и классифицировать предметы по свойствам (форма, размер, материал, объем, вес);
— развитие умения преобразовывать геометрические фигуры, воссоздавая их из частей;
— формирование умения осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания;
— развитие способности считать, сравнивать количество предметов по образцу, числу с использованием цифр;
— действовать по плану ориентировки на местности;
— развивать умения определять время по часам;
— продолжать знакомство с количественным составом чисел из единиц;
— измерение длины различными мерками;
Программа «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игру» рассчитана на детей, чей возраст: 5- 6лет.
Образовательная деятельность данной программы проводятся как с группами детей (2- 3 чел.), так и индивидуально. Каждая образовательная деятельность состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. А также на занятиях применяются:
- подвижные игры,
- элементы психомышечной тренировки,
- продуктивные виды деятельности,
- соревнования.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
- «Физическая культура» — дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
- «Конструирование, ручной труд» — знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
- «Экологическое воспитание» — изучают последовательность времен года.
- «Изобразительная деятельность» — развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
- «Игра», где знания и умения, полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.
Методика использования развивающих игр по развитию математических способностей:
Математические мероприятия проводятся ежемесячно, в них используются: задачки- шутки, занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи- шутки, головоломки могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей, в подвижных играх, викторинах, вечерах досуга, математических КВНах.
Образовательная деятельность проводится всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах.
Роль воспитателя при ознакомлении с игрой заключается в объяснении правил игры, ознакомлении с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Важным условием эффективности применения игр является стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь конечного результата.
К концу года дети должны:
- Называть дни недели по порядку.
- Считать в пределах 10 прямым и обратном счетом.
- Самостоятельно решать поставленные задачи, выбирать приемы и средства в решении этих задач,проверять правильность решения задачи.
- Должны хорошо ориентироваться на листе бумаги и ограниченной плоскости, составлять силуэты из геометрических фигур.
- Использовать условные символы в решении поставленных задач.
- Уметь увеличивать и уменьшать числа на одну единицу.
- Сравнивать предметы различными путями.
- Уметь задавать вопросы, используя слова: сверху, снизу, между, над, под и т.д.
Содержание развивающих игр по развитию математических способностей для детей 5- 6 лет
Название игры | Цель |
«Цвет и форма» | Упражнение в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире. |
«Одно свойство» | Закрепление знания свойств геометрических фигур, развитие умения быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. |
«Кто в теремочке живет» | Обучение отвечать на вопрос «Сколько?». Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10. |
Д/и «Баранки»
Лабиринты «Веселые палочки» |
Упражнение детей в определении расположения предметов (справа, слева или в середине)
Обучение ориентироваться по схеме, выкладывая символические изображения предметов из счетных палочек. |
«Подбери фигуру»
«Дорисуй фигуру» |
Закрепление знания свойств геометрических фигур, развитие умения быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. |
Д/и «Найди пару» | Упражнение детей соотносить число с цифрой; счет до десяти |
Д/И «Разложи по порядку цифры» | Упражнение детей соотносить число с цифрой; счет до десяти |
Д/И «Геометрические цветы» | Закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения. |
«Домино» | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
«Волшебная дощечка»
«Разложи фигуры» |
Упражнение детей в воссоздании силуэтов по схеме, придумывая свои варианты.
Развитие логического мышления, закрепление счета и знания геометрических фигур. |
«Логические блоки Дьенеша» | Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать. |
«Живая неделя» | продолжение обучения называть дни недели по порядку. |
Содержание развивающих мероприятий по развитию математических способностей для детей 5- 6 лет
Дата | Тема мероприятия | Цели мероприятия |
Сентябрь | МОД « «Путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик- семицветик». | — развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать;
— закрепление знаний детей о геометрических фигурах; — продолжениеобучения записывать решение задач с помощью математических знаков и цифр; — воспитание у детей самостоятельности, взаимопомощи. |
Октябрь | МОД «Мир загадок» | — закрепление представлений детей о геометрических фигурах;
— закрепление знаний основных цветов синий, желтый, красный, зеленый; — повторение прямого и обратного счета, количественного и порядкового. |
Ноябрь | Экспериментальная деятельность: «Измерение объемов сыпучих веществ (гороха)» | — обучение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки;
— упражнение в присчитывание и отсчитывание предметов; — побуждение интереса к занятиям математикой; — развитие творческого воображения. |
Декабрь | Математический досуг по мотивам произведений С.Я.Маршака «Теремок с цифрами» | — повторение порядкового счета, закрепление названия и отличительных признаков геометрических фигур; — развитие внимания, смекалки, умения работать в коллективе. |
Февраль | Сюжетно- ролевая игра «Магазин» | — упражнение в присчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10;
— развитие интереса и уважение к профессии продавца; — ознакомление с правилами поведения в магазине. |
Март | МОД «Поход к лисе» | — формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
— формирование умения составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов; — закрепление навыков счета в пределах десяти, обучение обратному счету от 10 до 1; — воспитание доброго отношения к лесным жителям, культуры поведения. |
Апрель | «Путешествие в волшебную страну Геометрию» | — закрепление знания геометрических фигур. |
Май | Игра «КВН» | — закрепление счета в пределах 10, знание цифр, умение ориентироваться по схеме;
— развитие логического мышления, умения определять длину при помощи условной мерки; — формирование умения распределять предметы по длине, знание геометрических фигур, форм. — развитие творческого мышления. |