Статья предназначена для учителей-дефектологов педагогов ДО
Автор: воспитатель Гасюк Ирина Федоровна.
МБДОУ «ДС № 97 «Светлица» Город Норильск, Красноярский край.
Изобразительная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Статья предназначена для учителей-дефектологов, педагогов дошкольного образования. В статье освещаются возможности использования изобразительной деятельности для сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
Файл:Статья
Статья предназначена для учителей-дефектологов, педагогов дошкольного образования. В статье освещаются возможности использования изобразительной деятельности для сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития.
Острота проблемы заключается в том, что детям с ЗПР свойственны нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания [4].
Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: дети испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка [3].
С другой стороны овладение изобразительными умениями и навыками требует осуществления сенсорного воспитания. В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения работы, сравнивать свою работу с объектом, сопоставлять части изображения между собой и т. д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение работы.
Необходимы еще и специальные графические умения, т. е. умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т. д [8].
На пути к развитию таких умений имеются существенные препятствия. Так, например, у многих воспитанников наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки.
Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда оправдывает себя при использовании в практике работы с детьми с ЗПР, вследствие особенностей их психического развития. Педагогам, работающим с данным контингентом детей, желательно акцентировать свое внимание на личностно-ориентированной модели воспитания, т.е. определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая коррекционную направленность процессов воспитания и обучения в целом.
В силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми с ЗПР требует привлечения разнообразных технологий, методов и приемов.
Это и явилось отправной точкой для решения данной проблемы через изобразительную деятельность.
Работу по формированию сенсорных способностей начала проводить постепенно, учитывая большой разброс индивидуальных возможностей каждого ребенка. В планировании занятий применяла принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.
Главной особенностью работы стал комплексный подход. Он предполагает:
— планирование по спирали – на каждом последующем этапе усложнялись задачи, навыки детей не только закреплялись, но и усложнялись;
— организация деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— проведение занятий интегрированного характера, что позволяет решать несколько разноплановых задач;
— реализация индивидуально-дифференцированного подхода, что предполагает при единой целевой установке различные способы выполнения задания каждым ребенком;
— использование игровой мотивации на всех занятиях;
— продолжительность занятий определялась состоянием детей в данный день и степенью сложности материала.
Характеризуя методы и приемы работы, необходимо отметить, что обучение должно носить наглядно-действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, затем действия осуществляются совместно. При этом взрослый постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ребенка к действиям. Кроме того, речь взрослого выполняет контролирующую функцию, педагог каждый раз должен напоминать ребенку цель задания и способ его выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения [5].
На втором этапе обучения дети способны выполнить задание по наглядному образцу после тщательного анализа, объяснения и показа педагога. Педагог руководит действиями ребенка, оказывает ему помощь.
На третьем этапе обучения можно подойти к выполнению заданий по инструкции с опорой на образец.
Начала работу с формирования способности воспринимать цвет, форму, т.к. это имеет для ребенка большое практическое значение. Благодаря цвету, даже самые несовершенные работы в процессе творчества преображались, и дети испытывали радость и чувство удовлетворения от своего труда.
При работе над цветовосприятием учитывала, что в данном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок и т. д. п. Поэтому при работе над световосприятием использовала естественные формы.
Вначале при определении цвета применяла прием примеривания, сопоставления путем приложения. Когда цвета вплотную прилегали друг к другу, дети видели их одинаковость или неодинаковость.
Когда дети научились определять сходство и различие цветов и формы при непосредственном контакте, то стали переходить к выбору по образцу — к настоящему восприятию, а затем и называнию цветов и формы. Система работы закрепляла у детей умение дифференцировать, знать названия и правильно употреблять их в речи.
При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака. Целесообразно использовать следующие приемы обследования: показ величины (протяженности, высоты и ширины предмета), проведение пальцами по указанной протяженности, измерение ее разведенными пальцами или руками, сравнение величины предметов путем наложения или приложения. Значительное место в работе следует отводить тренировочным упражнениям, игровым ситуациям, а в дальнейшем, дидактическим играм.
При формировании представлений о геометрических фигурах, телах и форме предметов большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно («рука в руке»), затем по подражанию и образцу [3].
Формирование сенсорных эталонов происходит в условиях игровой и непосредственной образовательной деятельности. Большую роль играют занятия по изобразительной деятельности. Здесь происходит знакомство детей с формой предметов и цветом, с величиной и строением, пропорциями и соотношением между предметами. На первых порах идет обследование формы. Активно задействуются зрительные и тактильные анализаторы, через игры «Узнай наощупь», «Чудесный мешочек», «Фрукты – овощи», «Закрой окошко» и др. На занятиях лепкой закрепляем знания, работаем над формообразующими движениями раскатывание прямыми и круговыми движениями. Здесь же происходит определение пропорций сложных предметов снеговик, куколка, народные игрушки. Выполняется сравнение объектов по величине. Происходит многократное повторение схожих действий, т. е. идет автоматизация моторных навыков. На занятиях аппликацией простор для работы над преобразованием форм и величин. Выкладывание из готовых фигур, обведение шаблонов помогает ребенку запоминать эти качества. При составлении композиций происходит сравнение частей по величине, идет подбор цвета. Дети учатся вырезать симметричные изделия, попутно определяя части сложной формы, закрепляются цвета и оттенки.
Для организации обучения и воспитания детей с ЗПР очень важно вызвать и поддерживать интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать.
В ходе интересных игровых действий (прятанье и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт [2; 8].
Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения — вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.
Система работы предполагает и развитие тонкой ручной моторики, которая включает в себя кистевую и пальцевую гимнастику, упражнения на выполнение движений в заданном ритме, задания, направленные па развитие произвольного внимания. Данные упражнения помогают корригировать отклонения в развитии тонких пальцевых и кистевых движений, улучшают дифференциацию движений, укрепляют мышцы рук, способствуют подготовке рук к изобразительной деятельности. Кистевая гимнастика развивает у детей свободные кистевые движения. Дети перестают вертеть лист бумаги в процессе рисования, что они делают для правильной передачи формы предмета, и начинают совершать кистевые формообразующие движения.
Пальцевая гимнастика проводится обычно в течение 2-3 минут в начале занятия по изобразительной деятельности или в середине — в форме физкультминутки.
Все упражнения выполняются детьми сначала одной — ведущей рукой, затем другой рукой, а позже, по мере усвоения, двумя руками одновременно. Положение локтя при их выполнении следует фиксировать. Если ребенок затрудняется в их выполнении, берем кисть ребенка в свою руку и совершаем совместные действия. Важное место при выполнении этих заданий занимает речь, которая носит эталонный характер. Педагог строит свои подкрепляющие высказывания таким образом, чтобы закрепить возникающий в представлениях ребенка зрительно — двигательный образ предмета или животного.
Много внимания на занятиях по изобразительной деятельности уделяется развитию речи детей. Необходимо постоянно уточнять и постепенно расширять запас слов, обозначающих названия цветов, формы, местоположения, пространственных и пропорциональных соотношений и т. д. Слова, значения которых детьми хорошо усвоены, следует вводить в ситуативную, а затем в контекстную речь.
Развитию этих умений способствует также использование «литературного ряда», планируемого к каждому занятию и включающего адаптированные стихотворные и прозаические тексты.
Гибкое сочетание подгрупповой и индивидуальной работы позволяет выравнивать внутригрупповые различия воспитанников, восполнить пробелы в развитии ребенка на предшествующих годах жизни и предоставляет ему возможность оказаться в ситуации успеха среди сверстников. А это в свою очередь оказывает позитивное влияние на мотивационную сторону личности детей.
На каждом занятии определенное время отводится удобной «посадке» детей для работы, которая не обязательно предполагает размещение ребенка за столом. Это может быть кресло, мягкий модуль, ковер. Стол не всегда служит рабочей поверхностью для детей данной категории. Лист бумаги может находиться на полу, на мольберте. К данной проблеме следует подходить индивидуально. Удобно детей расположить недалеко друг от друга.
Поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности помогает использование нетрадиционных техник изображения [1].
Пальчиковая живопись. Рисунок наносится пальцем, ладонью, ребром ладони.
Оттиск с помощью овощей. Гладкую поверхность овощей опускают в краску, отпечатывают на листе бумаги, на поверхности с песком. Можно использовать в коллективных работах для создания натюрморта.
Флоротипия. На листья различных растений (как свежих, так и сухих) наносят краску (кистью, поролоном) и отпечатывают на листе бумаги. Для того чтобы краска лучше удерживалась, не скатывалась, отпечатывалась, в нее добавляют клей ПВА. Большие листья можно обрезать ножницами, придать нужную форму. Глянцевая бумага для таких работ не подходит. Флоротипию используют для изображения пейзажей, составления узоров, изображения букетов, декоративного рисования.
Техника тычка. Для данной техники используется жесткая сухая кисть, густая гуашь, один или несколько цветов. Копчики сухой кисти опускаются в краску и вертикально к листу бумаги делаются отпечатки. При правильной технике получаются большие «пушистые» точки, которые хорошо использовать при заполнении контура животных, изображений явлений природы (дождь, снег).
Рисование с помощью зубной пасты. Пасту прямо из тюбика наносят на контур рисунка, подсушивают. Получается объемный рисунок. Используют белую пасту по цветному фону (снеговик, неваляшка). Можно окрашивать как контур, так и внутри него.
Отпечатывание с помощью ткани. Полоску ткани сложить в рулон. Складывать не ровно, а со складками. Если ткань сложилась плотно — расправить. Верхнюю часть рулона завязать.
Расправленную ткань окрасить. Ткань следует использовать хлопчатобумажную, так как синтетические волокна плохо удерживают краску. Окрашенную ткань отпечатывают на листе бумаге. Как правило, при таком сложении отпечатываются розы. Используются для изображения букетов, открыток.
Отпечатывание пробкой, крышкой. Используются пробки, крышки разного материала, размера. На поверхность крышки, пробки кисточкой или поролоном наносится гуашь, отпечатывается на листе бумаги (либо крышки опускаются в краску или окрашенную поролоновую подушечку). Можно окрашивать как всю поверхность крышки, так и оборотную сторону, только контур. Для наиболее качественного окрашивания крышки, чтобы не скатывалась гуашь, ее также смешивают с клеем ПВА. Отпечатывают на листе бумаги. Используют для создания изображения предметов круглой формы, множества кругов (гроздь винограда, ветка рябины, мимоза, гусеница), для декоративного рисования.
Рисование пластилином. Раскатываются пластилиновые палочки или шарики, которые затем размазывают но бумаге в определенном направлении. Рисунок получается объемным.
Рисование канцелярским клеем. Педагогом заранее на контур изображения наносится канцелярский клей, который затем высыхает. Толстой кистью или поролоном наносится жидкая, хорошо растекающаяся краска.
Тонирование бумаги с помощью мыла. Плотный белый лист бумаги смочить водой, затем «намыливать» куском мыла всю его поверхность. Мыло наносить не равномерно. Можно в некоторых местах нанести значительно больше. На просохший лист наносить аккуратно краску. Фон получается объемным, пушистым (зима, аквариум).
Для формирования у детей сенсорных процессов и изобразительных навыков применяла следующие приемы:
— чтение художественной литературы с описанием характерных признаков предметов и явлений природы, загадывание загадок;
— рисование на «волшебной доске», манке, стекле и т. д.;
— вырезание деталей, помогающих уточнить форму;
— игры с мозаикой, пуговицами, цветными палочками, нитками и др.
— игровые упражнения с пластилином и соленым тестом «Чудесные превращения» и др.
Процесс работы строился на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете уровня его возможностей.
В результате анализа диагностических данных возникала необходимость закрепления у детей полученных знаний и умений в совместной и самостоятельной деятельности.
В своей группе организовала уютный, эстетически оформленный уголок по изобразительной деятельности. Здесь находятся «Полочка красоты» с образцами народного искусства, репродукциями картин, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Полочка «Умелых рук» с различными материалами и инструментами по изодеятельности. «Занимательная полочка» с подборкой дидактических игр и альбома для упражнений. «Экран творчества» где дети самостоятельно размещают свои работы.
Вся методика работы была построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяло в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать к самостоятельной передаче свойств предметов, используя изобразительные материалы: карандаши, краски, пластилин и т п.
С учетом лексических тем разработала «Занимательную книжку» для совместного творчества взрослых и детей. В процессе выполнения небольших заданий, составленных в стихотворной форме, дети осваивали представления о сенсорных эталонах, развивали аналитическое восприятие, учились анализировать, а также готовили руку к письму. У них развивалось элементарное творчество.
В процессе творческих заданий ребенку предоставлялась возможность проявить себя. Такие занятия раскрепощали детей, они стали более смелыми, инициативными.
Посредством использования вышеуказанных технологий, у детей складывались представления об основных цветах спектра, форме и разновидностях величины. Появлялась произвольность и координированность движений руки, развивалась мелкая мускулатура пальцев, точность зрительного восприятия и сенсорно-моторного интеллекта. Работы стали более яркими, выразительными, дети научились правильно называть и более точно передавать характерные особенности предметов: форму, величину, цвет.
Опыт работы показал, что изобразительная деятельность предоставляет большие возможности не только для сенсорного развития дошкольников с ЗПР, но и для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.
Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы.
В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5 (70).
2.Былино, М.В. Познаем мир в играх, звуках и красках: пособие для работы с детьми с особенностями психофизического развития дошкольного и младшего школьного возраста / М.В. Былино, Ю.В. Захарова, О.В. Клезович. — Минск: Харвест, 2006. — 132 с.
3.Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольникольников с интеллектуальной недостаточностью / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева. – СПб.: КАРО, 2005.- 304 с.
4.Екжанова Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2001.
5.Екжанова, Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста / Е.А. Екжанова // Дефектология. — 1989. — № 4. — С. 48-55.
6.Захарова Ю.В. Я учусь рисовать: пособие для детей старшего дошкольного возраста и детей, имеющих трудности в обучении. / Ю.В. Захарова. — М, 2005. – 265с.
7.Комарова Т. С. О взаимности дидактических игр и изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 6 – С . 25- 29.
8.Разумова Г. В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика. – 2006. — №1. – C. 46 – 51.