Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе «Звуки [п],[п’]. Буква П».-001393-07-12-16
Конспект НОД по обучению грамоте детей
Автор:воспитатель Ворокова Татьяна Петровна
МБДОУ Детский сад №17 «Золотая рыбка»ЯНАО, г.Салехард
Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе «Звуки [п],[п’]. Буква П».
Файл:Конспект НОД
Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе «Звуки [п],[п’]. Буква П».
Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П.
Образовательные задачи:
1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п‘].
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог»;
5) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
6) совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки; пособие «Весёлая азбука».
Ход занятия
I. Организационный момент:
— Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).
— Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и
Пак. Они познакомят нас новым звуком.
II. Знакомство с новой темой.
— Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
-А теперь внимательно слушаем загадки:
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Дети: Это Паук.
— Следующая загадка:
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)
Дети: Птицы.
— Продолжаем.
Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Дети: Поезд.
— Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Дети: Поросёнок.
— Молодцы, ребята!
Игра “Какой одинаковый звук спрятался в словах? ”
А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.
Дети: Звук [п].
Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (П)
К нам сегодня не случайно в гости пришли куклы Пак и Пик. Как вы думаете почему? (в именах кукол есть звуки П и П’)
У кукол сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.
Пак — как паровоз: “П – п – п! ” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П — П
А Пик тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’
— Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».
И у них совсем испортилось настроение.
Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.
Давайте поднимем ему настроение и поиграем с ним.
3. Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись! ”
Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)
— Что делают губы при произнесении звука П?
Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?
Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы) .
Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)
Расскажем о звуке П.
Пак и Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.
— Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?
Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и]. Он всегда делает согласные мягкими.
— Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
Как вы думаете, какой характер у звука П?
Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П — П – П мы его обозначаем синим цветом
А звук П’ – П’ – П’ согласный, глухой, мягкий, ласковый. Мы его обозначаем зеленым
IV. Выделение звуков на слух: Игра «Сигнальщики».
Воспитатель произносит слова— паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.
Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
— Молодцы, ребята.
Игра «Место звука в слове»
Выделение звука П в словах.
Пак и Пик приготовили еще одну игру «Место звука в слове»
Дети называют картинку и определяют место звука П в словах (в начале слова, в середине и в конце слова)
паук, пальто, пуговица, пушка, подушка, пугало, трап, карп, сноп, шип, серп, липа, лампочка, шапка, лопата, шляпа…
V. Игровое упражнение «Дополни предложение».
Воспитатель читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п‘].
— На огороде выросли красные … (помидоры)
— Мама испекла вкусный … (пирог)
— Мальчик на почте отправил … (письма)
— Полина сняла … (пальто).
VI. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.
— Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.
— П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])
— Он какой? (Согласный, мягкий)
— Каким цветом обозначим? (Зеленым)
— П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л] )
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
— И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Ск. всего звуков в слове ПИЛА? ( Всего 4 звука)
— Ск. гласных? (2)
-Назовите их: ([и],[а])
-Ск. согласных? (2)
— Назовите их. ([пь, л])
VII. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
VIII. Знакомство с буквой П.
— Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п‘] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
— Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).
— На что она похожа?
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
— Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
— Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
— Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
IX. Чтение слогов и слов.
Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.
Слова: ПАПА, ПАУК. (Дети читают ).
X. Итог занятия.
— С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п‘] и буквой П.
— Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
— А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.