Авторская программа Живая старина
Автор: воспитатель Ржевская Светлана Александровна
МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка»г. Нижневартовск
Программа «Живая старина»
Файл:Живая старина
Актуальность темы
Данная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Нашу культуру одолевает засилье массовой западной культуры. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо знакомство с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.
Цели и задачи программы:
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Задачи:
1. Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире
2. Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством педагога и самостоятельно на занятиях по художественному труду.
3. Изучить технологию изготовления традиционной народной тряпичной куклы.
4. Воспитывать уважение к семье, традициям и культуре русского народа.
Целевая аудитория:
Содержание программы
Отбор содержания программы основывается на следующих принципах:
1.Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2.Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багаж и совершенствованию нравственных чувств.
3.Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведения об истории и культуре народного творчества.
4.Системность. Принципы системного подхода, который предлагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Этапы реализации программы
1 этап подготовительно-организационный:
• Осуществление связи с социумом, посещение с детьми музея, библиотеки.
• Изучение истории возникновения русской народной куклы.
• Выстраивание целостного педагогического процесса.
• Подбор методической литературы об истории куклы.
• Составление плана работы с детьми.
• Оформление схем последовательности изготовления кукол.
• Подбор материалов для изготовления кукол.
2 этап практический:
Ознакомление детей с историей и значением куклы, в жизни русского народа. Изготовление с детьми игровых, обрядовых и обереговых кукол.
3 этап заключительный:
— проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов.
-обобщение результатов работы по реализации Программы.
— проведение коррекции затруднений в реализации Программы.
Для реализации программы используются следующие формы работы:
подгрупповая (используется на общих занятиях);
индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
Организация выставок по различным тематикам;
Экскурсии;
Мастер – классы;
Досуги;
Праздники, развлечения.
Методы и приёмы:
-наглядные (использование иллюстраций, множественных образов, показ способа действия и т. д.);
-словесные (рассказ, указание, объяснение и т.д.);
— практические.
Работа с родителями
Особую значимость при формировании интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражает им.
Материально-техническое обеспечение
Традиционные:
• полочка красоты;
• уголок ряженья;
• книжки-раскраски, книжки –раскраски;
• игрушки, карточки, картинки; книги, иллюстрации и др.;
• оборудование для прослушивания звукозаписи, видеозаписи;
• наличие тематических звука — и видеозаписей;
• подборка стихов, песен; пословиц, поговорок, скороговорок, сказок народов мира. Художественная литература для изучения трудовых и боевых подвигов людей нашей страны
• оборудование для инсценировки сказок, стихов и песен;
• оборудование для игр (подвижных, дидактических, тематических, творческих, настольных);
• оборудование для проведения концертов и выступлений, посвященных праздничным датам;
• костюмы и оборудование для проведения народных и обрядовых, фольклорных мероприятий;
• сценарии проведения мероприятий;
• эскизы для изготовления кукол.
• лоскутки различной формы и размера;
Инновационное:
• информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
• мультимедийные презентации;
• мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Критерии оценки результативности программы.
Результативность реализации программы.
Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится два раза: в начале и конце учебного года. По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. Результаты выполнения заданий заносятся в журнал педагогической диагностики, что позволяет педагогам корректировать индивидуальную воспитательную работу.
По результатам мониторинга можно сказать о положительной динамике:
1.Знают различные виды русской тряпичной куклы, историю возникновения, о традициях создания и применения- 95%
2. Умеют изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания- 94%
3.Умеют изготавливать куклу по традиционной народной технологии- 95%
4.Дети научились разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации соответствующие традиционным обрядам – 90%
5. Знание о предметах искусства – 78 %
5. Удовлетворенность родителей 100%
Целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с историей народной куклы, в тесном единстве детей, педагогов и родителей, позволила нам заинтересовать детей, привить у них интерес к сохранению народных традиции. Дети не только узнали историю возникновения куклы, но и научились её изготовлять, соотносить по виду (игровая, обереговая, обрядовая) самостоятельно организовывать ролевые игры с использованием сюжета старины и народных кукол. Используя в активной речи русский фольклор .Мы уверены, что – это и есть, искомая нами всеми, веков связывающая нить. которую мы должны передать своим детям точно также как передавалась она нам, из поколения в поколение из уст в уст.
Список литературы
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. —
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. – СПб.:ООО «Издательство»
«Детство -Пресс», 2011г.-528с.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» : Программа. Учебно-методическое пособие. – второе изд., перераб. И доп. – СПб. «Детство-Пресс», 1998.