• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Помощь
  • Реквизиты
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Живая старина

  • Авторские, образовательные программы
авторская программа Живая старина

Авторская программа Живая старина

Автор: воспитатель Ржевская Светлана Александровна

МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка»г. Нижневартовск

Программа «Живая старина»

Файл:Живая старина

Актуальность темы

Данная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Нашу культуру одолевает засилье массовой западной культуры. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо знакомство с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Цели и задачи программы:

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Задачи:

1. Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире
2. Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством педагога и самостоятельно на занятиях по художественному труду.
3. Изучить технологию изготовления традиционной народной тряпичной куклы.
4. Воспитывать уважение к семье, традициям и культуре русского народа.

Целевая аудитория:

авторская программа Живая старина
Целевая аудитория:

Содержание программы

Отбор содержания программы основывается на следующих принципах:

1.Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2.Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багаж и совершенствованию нравственных чувств.
3.Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведения об истории и культуре народного творчества.
4.Системность. Принципы системного подхода, который предлагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Этапы реализации программы

1 этап подготовительно-организационный:

• Осуществление связи с социумом, посещение с детьми музея, библиотеки.
• Изучение истории возникновения русской народной куклы.
• Выстраивание целостного педагогического процесса.
• Подбор методической литературы об истории куклы.
• Составление плана работы с детьми.
• Оформление схем последовательности изготовления кукол.
• Подбор материалов для изготовления кукол.

2 этап практический:

Ознакомление детей с историей и значением куклы, в жизни русского народа. Изготовление с детьми игровых, обрядовых и обереговых кукол.

3 этап заключительный:

— проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов.
-обобщение результатов работы по реализации Программы.
— проведение коррекции затруднений в реализации Программы.

Для реализации программы используются следующие формы работы:

подгрупповая (используется на общих занятиях);
индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
Организация выставок по различным тематикам;
Экскурсии;
Мастер – классы;
Досуги;
Праздники, развлечения.

Методы и приёмы:

-наглядные (использование иллюстраций, множественных образов, показ способа действия и т. д.);
-словесные (рассказ, указание, объяснение и т.д.);
— практические.

Работа с родителями

Особую значимость при формировании интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражает им.

Материально-техническое обеспечение

Традиционные:

• полочка красоты;
• уголок ряженья;
• книжки-раскраски, книжки –раскраски;
• игрушки, карточки, картинки; книги, иллюстрации и др.;
• оборудование для прослушивания звукозаписи, видеозаписи;
• наличие тематических звука — и видеозаписей;
• подборка стихов, песен; пословиц, поговорок, скороговорок, сказок народов мира. Художественная литература для изучения трудовых и боевых подвигов людей нашей страны
• оборудование для инсценировки сказок, стихов и песен;
• оборудование для игр (подвижных, дидактических, тематических, творческих, настольных);
• оборудование для проведения концертов и выступлений, посвященных праздничным датам;
• костюмы и оборудование для проведения народных и обрядовых, фольклорных мероприятий;
• сценарии проведения мероприятий;
• эскизы для изготовления кукол.
• лоскутки различной формы и размера;

Инновационное:

• информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
• мультимедийные презентации;
• мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Критерии оценки результативности программы.

Результативность реализации программы.

Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится два раза: в начале и конце учебного года. По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. Результаты выполнения заданий заносятся в журнал педагогической диагностики, что позволяет педагогам корректировать индивидуальную воспитательную работу.

По результатам мониторинга можно сказать о положительной динамике:

1.Знают различные виды русской тряпичной куклы, историю возникновения, о традициях создания и применения- 95%
2. Умеют изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания- 94%
3.Умеют изготавливать куклу по традиционной народной технологии- 95%
4.Дети научились разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации соответствующие традиционным обрядам – 90%
5. Знание о предметах искусства – 78 %
5. Удовлетворенность родителей 100%

авторская программа Живая старина
Критерии оценки результативности программы

Целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с историей народной куклы, в тесном единстве детей, педагогов и родителей, позволила нам заинтересовать детей, привить у них интерес к сохранению народных традиции. Дети не только узнали историю возникновения куклы, но и научились её изготовлять, соотносить по виду (игровая, обереговая, обрядовая) самостоятельно организовывать ролевые игры с использованием сюжета старины и народных кукол. Используя в активной речи русский фольклор .Мы уверены, что – это и есть, искомая нами всеми, веков связывающая нить. которую мы должны передать своим детям точно также как передавалась она нам, из поколения в поколение из уст в уст.

Список литературы

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. —
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. – СПб.:ООО «Издательство»
«Детство -Пресс», 2011г.-528с.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» : Программа. Учебно-методическое пособие. – второе изд., перераб. И доп. – СПб. «Детство-Пресс», 1998.

Навигация по записям

Бизиборд — Весёлая улитка → ← ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕЧЕВОМУ ТВОРЧЕСТВУ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Зимние конкурсы

Зимняя фантазия

Зимняя фантазия

Конкурс для педагогов и воспитателей «Зимняя фантазия»

подробнее
Детские новогодние поделки

Детские новогодние поделки

Предлагаем Вам принять участие в конкурсе для детей «Новогодние поделки»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Аттестация педагогов ДОУ

Аттестация педагогов ДОУ

Подготовим все необходимые документы для аттестации!

подробнее
Самообразование педагога

Самообразование педагога

Мы выполним выбранную тему по самообразованию за вас по стандартам предъявляемых в вашем учебном заведении.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.