• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Живая старина

  • Авторские, образовательные программы
авторская программа Живая старина

Авторская программа Живая старина

Автор: воспитатель Ржевская Светлана Александровна

МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка»г. Нижневартовск

Программа «Живая старина»

Файл:Живая старина

Актуальность темы

Данная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Нашу культуру одолевает засилье массовой западной культуры. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо знакомство с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Цели и задачи программы:

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Задачи:

1. Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире
2. Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством педагога и самостоятельно на занятиях по художественному труду.
3. Изучить технологию изготовления традиционной народной тряпичной куклы.
4. Воспитывать уважение к семье, традициям и культуре русского народа.

Целевая аудитория:

авторская программа Живая старина
Целевая аудитория:

Содержание программы

Отбор содержания программы основывается на следующих принципах:

1.Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2.Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багаж и совершенствованию нравственных чувств.
3.Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведения об истории и культуре народного творчества.
4.Системность. Принципы системного подхода, который предлагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Этапы реализации программы

1 этап подготовительно-организационный:

• Осуществление связи с социумом, посещение с детьми музея, библиотеки.
• Изучение истории возникновения русской народной куклы.
• Выстраивание целостного педагогического процесса.
• Подбор методической литературы об истории куклы.
• Составление плана работы с детьми.
• Оформление схем последовательности изготовления кукол.
• Подбор материалов для изготовления кукол.

2 этап практический:

Ознакомление детей с историей и значением куклы, в жизни русского народа. Изготовление с детьми игровых, обрядовых и обереговых кукол.

3 этап заключительный:

— проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов.
-обобщение результатов работы по реализации Программы.
— проведение коррекции затруднений в реализации Программы.

Для реализации программы используются следующие формы работы:

подгрупповая (используется на общих занятиях);
индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
Организация выставок по различным тематикам;
Экскурсии;
Мастер – классы;
Досуги;
Праздники, развлечения.

Методы и приёмы:

-наглядные (использование иллюстраций, множественных образов, показ способа действия и т. д.);
-словесные (рассказ, указание, объяснение и т.д.);
— практические.

Работа с родителями

Особую значимость при формировании интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражает им.

Материально-техническое обеспечение

Традиционные:

• полочка красоты;
• уголок ряженья;
• книжки-раскраски, книжки –раскраски;
• игрушки, карточки, картинки; книги, иллюстрации и др.;
• оборудование для прослушивания звукозаписи, видеозаписи;
• наличие тематических звука — и видеозаписей;
• подборка стихов, песен; пословиц, поговорок, скороговорок, сказок народов мира. Художественная литература для изучения трудовых и боевых подвигов людей нашей страны
• оборудование для инсценировки сказок, стихов и песен;
• оборудование для игр (подвижных, дидактических, тематических, творческих, настольных);
• оборудование для проведения концертов и выступлений, посвященных праздничным датам;
• костюмы и оборудование для проведения народных и обрядовых, фольклорных мероприятий;
• сценарии проведения мероприятий;
• эскизы для изготовления кукол.
• лоскутки различной формы и размера;

Инновационное:

• информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
• мультимедийные презентации;
• мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Критерии оценки результативности программы.

Результативность реализации программы.

Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится два раза: в начале и конце учебного года. По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. Результаты выполнения заданий заносятся в журнал педагогической диагностики, что позволяет педагогам корректировать индивидуальную воспитательную работу.

По результатам мониторинга можно сказать о положительной динамике:

1.Знают различные виды русской тряпичной куклы, историю возникновения, о традициях создания и применения- 95%
2. Умеют изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания- 94%
3.Умеют изготавливать куклу по традиционной народной технологии- 95%
4.Дети научились разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации соответствующие традиционным обрядам – 90%
5. Знание о предметах искусства – 78 %
5. Удовлетворенность родителей 100%

авторская программа Живая старина
Критерии оценки результативности программы

Целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с историей народной куклы, в тесном единстве детей, педагогов и родителей, позволила нам заинтересовать детей, привить у них интерес к сохранению народных традиции. Дети не только узнали историю возникновения куклы, но и научились её изготовлять, соотносить по виду (игровая, обереговая, обрядовая) самостоятельно организовывать ролевые игры с использованием сюжета старины и народных кукол. Используя в активной речи русский фольклор .Мы уверены, что – это и есть, искомая нами всеми, веков связывающая нить. которую мы должны передать своим детям точно также как передавалась она нам, из поколения в поколение из уст в уст.

Список литературы

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. —
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. – СПб.:ООО «Издательство»
«Детство -Пресс», 2011г.-528с.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» : Программа. Учебно-методическое пособие. – второе изд., перераб. И доп. – СПб. «Детство-Пресс», 1998.

Навигация по записям

Бизиборд — Весёлая улитка → ← ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕЧЕВОМУ ТВОРЧЕСТВУ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.