Методическая разработка Детям о Новокузнецке
Автор: воспитатель Бахарева Ирина Владимировна.
МБ ДОУ «Детский сад №249» Новокузнецк.
Методическая разработка «Детям о Новокузнецке»
В пособии представлен ряд бесед с детьми старшего дошкольного возраста о достопримечательностях Новокузнецка. Но данные беседы можно легко адаптировать к любому другому городу.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина своей Родины. Развитие любой страны зависит во многом от любви и уважения к родному государству и его людям. Чувство патриотизма не возникает само по себе, его надо воспитывать с ранних лет. Всем известно, что любовь к Родине начинается с отношения детей к родным и близким людям, к своему дому и детскому саду, к улице. на которой он живет, к родному городу.
Для формирования и воспитания патриотических чувств , взрослые — родители и педагоги используют разнообразные приемы и методы. Главный метод — это наблюдение за окружающим миром. Экскурсии, целевые прогулки, обследование помогают обогатить знания детей о семье, о городе, о Родине. Наблюдение обычно начинают с объектов ближайшего окружения (квартира, дом, двор, детский сад), а затем границы расширяются до ближайших улиц, значимых объектов города. Наблюдение сопровождается чтением художественной литературы, заучиванием стихотворений, дополняются дидактическими и сюжетными играми, трудовой и продуктивной деятельностью.
Знания о городе у детей накапливаются постепенно и здесь важно обратить внимание взрослых на разговор с детьми об увиденном, о детских впечатлениях. Дело в том, что в последние годы дети испытывают дефицит общения с взрослыми, поэтому много внимания следует уделять беседам с ребенком.
Во время бесед взрослые не только расширяют и закрепляют знания у детей, но и формируют у них положительное эмоциональное отношение к тому, о чем разговаривают. Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Этот вид работы имеет большое значение и для развития связной речи: в разговоре с взрослыми ребенок делится своими впечатлениями о увиденном, услышанном, прочитанном, учится в разговоре выражать свои мысли законченными предложениями, грамматически правильно строит их. У них расширяется словарный запас, словарь становиться активным.
Педагоги нашего детского сада к проблеме формирования патриотических чувств у детей относятся с большой ответственностью. В первую очередь, их заинтересовала идея познакомить дошкольников с родным городом. Так родилась книга «Детям о Новокузнецке». В нее вошли фотографии улиц, зданий, достопримечательностей города с текстовым сопровождением, стихи и песни собственного сочинения.
Предлагаем методические рекомендации к книге «Детям о Новокузнецке». После прочтения книги, мы уверенны, что дети заинтересуются историей своего города, захотят узнать больше о его значимых местах и объектах. Совершите увлекательные прогулки по старым и новым улицам города, а затем обязательно побеседуйте с детьми.
В своих рекомендациях мы не только предлагаем конкретные вопросы по содержанию текстов о городе, но и рекомендуем сюжетные и дидактические игры, а так же, темы занятий продуктивной деятельностью.
Данные рекомендации могут применяться при знакомстве детей с любым городом России, т .к. описываемые объекты есть в любом промышленном городе.
Познавательная, игровая, изобразительная, речевая деятельность в конечном итоге будет способствовать решению задач по воспитанию патриотизма у детей.
Желаем успеха!
ГЕРБ ГОРОДА
Цель: Уточнить знания детей о гербе города Новокузнецка. Воспитывать интерес, уважение к символике родного города. Развивать связную речь — монологическую и диалогическую; обучать составлению рассуждений. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширять понятийный словарь, активно им пользоваться. Ввести в лексикон слова: Герб, символ, губерния, кузница, кузнец, флаг.
Обсуждение текста
1.Что такое герб?
2.О чем можно узнать, глядя на герб нашего города?
3.Опишите герб нашего города?
4.Что означает каждая часть герба (цвет, символика)
5.Если бы тебе предложили создать герб семьи, детского сада, каким бы он был?
6.Как называют жителей Новокузнецка?
Познание
Экскурсия к зданию администрации
Познакомить с геральдикой России, города Новокузнецка. Рассказать детям о том, что у каждого государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн. Познакомить с гербом России и родного города.
Рассматривание альбомов
«Мой любимый город Новокузнецк», «Родина моя — Россия»
СКР:
Дидактические игры
«Собери герб города Новокузнецка»,
«Создай герб детского сада». Рассматривание иллюстраций в книгах о городе;
фотографий, открыток города Новокузнецка
ХЭР
Рисование
«Этот знак есть у любого, и у города большого, у района, у страны…»
Аппликация
«Подарок детям города Кемерово» (герб Новокузнецка)
Лепка
Барельеф «Герб города»
Развитие речи
Художественная литература и общение
Выучить стихотворение Н.Н. Симоненко «Этот знак есть у любого. Выучить стихотворение В.Степанова «Герб России. Задание : придумайте однокоренные слова к словам «город», «кузнец». Беседы о городе , составление рассказов о достопримечательных местах Новокузнецка.
ВОКЗАЛ
Цель: Продолжать знакомить детей с важными для города объектами. Расширить знания детей о вокзале и его роли в жизни города и горожан. Дать понять, что вокзал — это средство путей сообщения. Развивать связную речь — диалогическую и монологическую. Развивать творческую речевую деятельность по придумыванию загадок. Активизировать бытовой словарь, точно и правильно использовать слова обозначающие названия предметов. Продолжать учить осваивать слова, обозначающие дифференцирование признаков объектов (железная дорога, железнодорожный вокзал, транспорт). Знакомить с профессиями людей, работающих на железной дороге (железнодорожники, машинист, проводник, контролер, диспетчер, обходчик). Обратить внимание на тот факт, что со временем городской вокзал преобразился, расширился, стал более современным. Развивать творческую продуктивную деятельность
Вопросы по тексту
1.С чего начинается каждый город?
2.Для чего нужен вокзал городу, горожанам?
3.Назовите виды железнодорожного транспорта?
4.Какие улицы ведут к привокзальной площади?
5.Кто из вас был на вокзале, что вам понравилось?
6.Почему говорят: «Вокзал — первая встреча с городом»?
7.Для чего и кого предназначено новое здание вокзала ?
Объяснить детям, что означают слова — перрон, станция, товарный вагон, виадук
Познание:
Рассматривание иллюстраций, открыток о городе, предложить найти фотографию вокзала, сравнить фотографии вокзалов до реконструкции и после. Родителям дать совет, чтобы во время поездок на дачу, в гости обращали внимание детей на красоту цветников привокзальной площади , обновлённый облик старого вокзала и на новое здание вокзала пригородного сообщения.
Рассматривание иллюстраций, открыток о городе, предложить найти фотографию вокзала, сравнить фотографии вокзалов до реконструкции и после. Родителям дать совет, чтобы во время поездок на дачу, в гости обращали внимание детей на красоту цветников привокзальной площади , обновлённый облик старого вокзала и на новое здание вокзала пригородного сообщения.
Экскурсия: Посетить оба здания вокзала, отметить , что вокзал для пассажирских поездов дальнего следования отделили от вокзала пригородных поездов. Город растёт, строится, население города увеличилась, поэтому появилась необходимость вместо небольшого строения пригородных касс , построить современное , просторное и уютное здание вокзала , все здесь устроено для удобства гостей и горожан.
Старый вокзал тоже изменился, как внутри , так и снаружи: на крыше появились шпили, были установлены новые электронные часы, внутри здание преобразилось — стало более современным, деревянные конструкции заменили на хромированные, полностью изменились подземные переход , пустили эскалаторы.
С.К.Р.
Дидактические игры
«Вокзал — хорошо или плохо», «Похожи — не похожи», «В ожидании поезда», «Собери поезд», «Баранья голова» (Все о железной дороге и вокзале).
Строительные игры
«Поезд», «Вокзал»
Сюжетные игры
«Путешествие поездом», «Вокзал встречает гостей», «Голубая стрела»
Х.Э.Р.
Рисование
«Поезд будущего» , «Голубой вагон бежит, качается»
Аппликация
«Голубой вагон» , «Поезд»
Развитие речи
Беседы
«Каким должен быть вокзал нашего города для гостей и горожан», «Вокзал твоей мечты».
Загадки
Бежит конь вороной,
Много тянет за собой.
Кто по рельсам, по путям
Поезда приводит к нам.
В поле лестница бежит
Дом по лестнице бежит.
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара.
Паровозова сестричка
Кто такая?….. (электричка)
Предложить детям самим придумать загадки о вокзале, вагоне, поезде, рельсах, электричке и т.д.
Чтение и беседа по серии рассказов Б.Житкова «Железная дорога» («Вагон», «Вокзал», «Какая платформа», «Как мы поехали»)
КУЗНЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ
Цель: Продолжать знакомить детей с историей города. Воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам кузнецкого края, бережное отношение и интерес к достопримечательностям родного города, кузнецкой крепости. Совершенствовать монологическую речь, помочь детям овладеть понятийным содержанием слов: крепость, осада, оборона, рубеж, реставрация, музей, экскурсия, история, острог.
Вопросы по тексту
1.Что такое крепость, для чего она была нужна Кузнецку?
2.Почему крепость построили на горе, как эта гора называется?
3.Что делали жители для того, чтобы крепость стала неприступной?
4.Что сейчас находиться в крепости?
5.Для чего горожане создали в крепости музей?
6.Что вам больше всего понравилось в музее – крепости?
Познание:
Экскурсия в музей «Кузнецкая крепость», рассматривание иллюстраций о музее, рассказ воспитателя о истории Кузнецкой крепости. Рассматривание фотографий крепости до реставрации и после. Заочная экскурсия «В прошлое Кузнецка», «С чего начинается история города»
С.К.Р.
Дидактические игры
«Составь целое», пазлы «Кузнецкая крепость».
С.Р.И. На прогулке зимой построить снежную крепость, обыграть ее.
Х.Э.Р.
Аппликация
«Охранная башня Кузнецкой крепости»
Лепка
«Кузнецкая крепость» (по фотографиям и картинкам)
«Пушки у стен крепости»
Развитие речи : Составление рассказа из личного опыта «Что больше всего понравилось в музее – крепости»
Д.И. «Какой, какая, какое», «Назови ,что видел в музее»
ПЛОЩАДЬ ПОБЕД
Цель: Продолжать знакомить детей с историей города Новокузнецка и его значимыми местами. Расширять знания детей о площади Побед — самой первой площади города. Воспитывать уважение к ветеранам войны. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Вопросы по тексту
1.Где в городе находиться площадь Побед?
2.Почему ее называют первой?
3.Какую роль в годы Великой Отечественной войны играла площадь Побед?
4.Какие памятники сооружены на площади в память о войне?
5.Почему именно танк — памятник водружен на постамент возле завода на площади Побед?
Познание
Экскурсия на площадь Побед, к мемориальной доске, где выбиты имена работников КМК погибших на войне. Рассказы ветеранов, бабушек и дедушек, которые были очевидцами трудовых подвигов новокузнечан.
С.К.Р.
Д.И. « Собери целое»
С.Р.И. «Мы – защитники Родины»
Составление альбома «Мой прадед защищал Россию»
Презентация «Имена героев носят улицы нашего города»
Х.Э.Р.
Рисование
«Танк-памятник», «Солдат на посту», «Салют Победы».
Аппликация
«Праздничный салют», «Вечный огонь», «Цветы для ветеранов войны»
Лепка
«Танк», «Солдат на посту»
Развитие речи: разучивание стихотворений «Праздник победы» Н.Френкеля, беседы по стихотворениям «Парад победы» С. Викулов, «Победитель» М.Дудин.
Д.И. «Доскажи слово», «Скажи наоборот»,
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Цель: Продолжать знакомить детей с историей земли кузнецкой. Уточнить знания детей о краеведческом музее и его экспонатах. Воспитывать интерес и уважение к прошлому родного города и его людям. Развивать диалогическую и монологическую речь детей при описании музея. Учить отвечать на вопросы по тексту распространяемыми предложениями. Активизировать понятийный словарь (Краеведение, краеведческий музей, предки, история, экспонат, макет, чучело, коллекция, выставка).
Вопросы по тексту
1.Как вы узнали, что речь идет о краеведческом музее (стих-е)?
2.Чем краеведческий музей отличается от музея изобразительных искусств и чем эти музеи похожи?
3.Что помогает нам узнать о прошлом нашего города и края?
4.Какие бытовые сценки из жизни предков вам особенно интересны?
Познание
Экскурсия в краеведческий музей по темам: «Быт предков», «На защите земли русской», «Игрушки и игры наших предков», «Чем славится земля кузнецкая», «Животный и растительный мир Сибири».
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Что быдо до…» (игра – путешествие в прошлое предмета), «Что сначала, что потом?» (орудия труда, предметы быта)
Коллаж «Предметы старины далёкой»
С.Р.И. по русским народным сказкам
Х.Э.Р.
Рисование: «Матрешка», «Роспись глиняных игрушек» «Народные игрушки»
Аппликация:
«Терем»
Лепка: «Посуда наших предков»
Развитие речи:
беседа — фантазия «Краеведческий музей через 100 лет»,
беседа «Что нужно делать, чтобы сохранить историю Кузнецка для потомков?».
Чтение и рассказывание бытовых русских народных сказок, стихотворений Некрасова, рассказов Л.Н. Толстова, сказок А.С. Пушкина.
Разучивание потешек, пословиц, поговорок, закличек. Знакомство с природными приметами сибирского народа.
Знакомство с фольклором коренных жителей земли кузнецкой — телиутов, шорцев.
ЦИРК
Цель: Продолжать знакомить детей с одним из красивейших зданий города Новокузнецка – Цирком. Воспитывать уважение к творчеству архитектора и труду строителей. Развивать интерес к артистам цирка. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя по тексту.
Вопросы по тексту:
1.Почему взрослые и дети любят цирк?
2.На какой улице в нашем городе расположен цирк?
3.Чем необычно его строение?
4.Как вы узнаете, что представление началось?
5.Как называется площадка, где выступают артисты цирка?
6.О каких артистов цирка говориться в тексте?
7.Каких артистов – циркачей называют любимцами публики?
Познание
Посещение представлений в цирке.
Рассказ воспитателя о творчестве новокузнецких артистов цирка.
Рассматривание афиш, посещение мини – зоопарка в цирке.
С.К.Р.
Дидактические игры: «Узнай по фрагменту, какому артисту нужен этот предмет?», «Чем отличаются клоуны», «Найди четыре (5,6,7) отличий», «Парные картинки», «Собери целое», «Кто выступает?» (ТРИЗ) – Пантомима.
С.Р.И. «Цирк», «Сегодня на манеже…» , «Семья идёт в цирк», «Репетиция цирковых артистов»
Х.Э.Р.
Рисование:
«Веселое представление»
«Я был в цирке и видел…»
«Клоун на арене»
«Воздушные гимнасты»
Лепка:
«Веселые клоуны»
«Девочка на шаре»
Аппликация:
«Разноцветные огни»
«Жонглеры»
«Клоун»
Развитие речи: Д.И. «Кто работает в цирке», Составление рассказа по плану воспитателя «Цирк»
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Цель: Продолжать знакомить детей с городом Новокузнецком. Расширять знания о кукольном театре. Воспитывать интерес и любовь к театру и людям, работающим в нем. Развивать диалогическую и монологическую речь. Учить отвечать на вопросы по тексту, делиться впечатлениями.
Вопросы по тексту:
1.Как называется театр, в котором куклы живут?
2.Каких кукол можно увидеть в этом театре?
3.Кто управляет куклами?
4.С кем можно сравнить кукловодов?
5.Что больше всего вам понравилось в кукольном театре?
Познание:
Экскурсия к зданию, где находиться кукольный театр. Рассмотреть афиши, познакомиться с репертуаром театра. Посещение кукольных спектаклей.
Рассказ воспитателя о истории кукольного театра
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Узнай по фрагменту» «Угадай сказку», «Парные картинки»
С.Р.И. « Кукольный театр даёт представление»,
Театрализованные игры по сказкам. Показ детьми кукольных театров.
Х.Э.Р.
Рисование:
«Кукольный театр»
«В гостях у Петрушки»
«Куклы»
Аппликация:
«Петрушка»
«Буратино»
Лепка:
«Буратино»
«Марионетки» (Человек в движении)
Развитие речи: беседа о кукольном театре, придумывание сценок, сказок.
Показ кукольных театров, театров
Разучивание стихов, потешек, небылиц. Разыгрывание небольших сценок, этюдов.
Ознакомление с художественной литературой: А.Толстой «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино»
УЛИЦА КИРОВА
Цель: Продолжить знакомить детей с главной улицей города Новокузнецка. Расширять знания детей о центральной улице Кирова. Воспитывать любовь и интерес к родному городу. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Вопросы по тексту:
1.Назовите центральную улицу города, в честь кого она названа?
2.Какие значимые объекты и здания находятся на улице Кирова?
3.Где начинается и заканчивается улица Кирова?
4.Почему эту улицу называют самой красивой?
5.Нравиться ли вам гулять по улице Кирова? Почему?
Познание
Экскурсия по улице Кирова (от универмага до Левого берега). Рассматривание открыток «Новокузнецк». Знакомство с содержанием книги «Детям о Новокузнецке»
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Путешествия по улице Кирова», «Угадай по фрагменту», «Парные картинки», «Улица Кирова через сто лет»
С.Р.И. «На автобусе по улице Кирова», « Строим новый сквер»
Х.Э.Р.
Рисование:
«Семья гуляет по улице Кирова»
«Моя любимая улица»
«Транспорт на нашей улице»
Лепка:«Семья на прогулке», «Фонтан».
Аппликация: «Клумбы на улице Кирова»
Развитие речи: Д.И. «Кто больше назовёт», «Остановки улицы Кирова»
Составление рассказов из личного опыта «Что я видел на улице Кирова»
ДРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
Цель: Продолжать знакомить детей со значимым для города объектом – Драматическим театром имени С. Орджоникидзе, его архитектурой и интерьером. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Учить отвечать на вопросы по тексту, составлять описательные рассказы. Расширять понятийный словарь: холл, роспись, лепнина, резьба, архитектура, интерьер, гримерная, муза, Мельпомена.
Вопросы по тексту:
1.Где расположено здание драматического театра им. Серго Орджоникидзе?
2.Как называется площадь перед театром?
3.Чем выделяется здание театра среди других зданий?
4.Чья скульптура возвышается над фронтоном театра?
5.Чтобы попасть в зрительный зал вы должны пройти через холл, чем он примечателен?
6.Как называют людей, которые пришли в театр?
7.Как называют людей, которые показывают спектакль?
8.Почему театр гордиться своим внутренним интерьером, чем он примечателен?
9.Люди, каких профессий учувствовали в строительстве театра?
10.Какие помещения театра предназначены только для артистов?
11.Если вы посещали драматический театр, поделитесь своими впечатлениями?
Познание:
Экскурсия на театральную площадь. Посещение театра. Рассказ воспитателя о истории новокузнецкого театра им. Орджоникидзе
С.К.Р.
Дидактические игры :
«Угадай по фрагменту и назови», «Кто работает в театре», разрезные картинки «Угадай сказку», «Баранья голова» (театрализованные слова)
Сюжетно – ролевые игры: Семья идет в театр, Театр.
Игры драматизации: по русским народным сказкам, потешкам, небылицам.
Х.Э.Р.
Рисование: «Театр», «Идёт спектакль», «Ёлка в театре»
Лепка: «Герои любимых сказок»
Аппликация: «Театр», «Балерина», «Карнавальная маска»
Ручной труд: «Карнавальные маски», изготовление атрибутов к театральной деятельности.
Развитие речи: Составление рассказа из л. опыта «Как я ходил в театр», Театрализованные игры, показ кукольного театра детьми.
ПЛОЩАДЬ ТОРЖЕСТВ
Цель: Познакомить детей со значимыми для города местами- городскими площадями. Расширять знания детей о главной площади г. Новокузнецка – площади Торжеств. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Вопросы по тексту:
1.Почему площадь Торжеств горожане называют главной площадью города?
2.Какие праздники горожане отмечают на площади Торжеств?
3.Какие мероприятия проходят на площади Торжеств летом, зимой?
4.Почему вы любите площадь Торжеств?
5.Какие новые объекты появились на площади за последнее время?
Познание : Рассматривание фотографий, иллюстраций, где можно проследить за преобразованием и расширением площади Торжеств.
Чтение глав из книги о городе «Детям о Новокузнецке». Посещение площади в будничные и праздничные дни.
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Узнай по фрагменту», «Найди пару», «Найди отличия», «Собери целое» «Четвертый лишний «
С.Р.И. «Ярмарка», «Семья на празднике города»
Х.Э.Р.
Рисование:
«Елка на главной площади»
«Артисты приехали!»
«Здравствуй, масленица!»
«Дети катаются с горки»
Лепка:
«Дети катаются с горки»
«Елочные игрушки»
«Дед Мороз»
«Снегурочка»
Аппликация:
«Городская елка»
«Елочные игрушки»
«Дед Мороз»
«Праздничный салют»
Развитие речи: рассказывание детьми на тему «Почему я люблю бывать на площади Торжеств», беседа по серии фотографий «Городская ёлка»
БУЛЬВАР ГЕРОЕВ
Цель: Продолжать знакомить детей со знакомым для города и горожан объектом – Бульваром Героев. Воспитывать уважение и гордость к памяти о воинах, павших в годы Великой Отечественной войны. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Учить делиться своими впечатлениями, выражать свои мысли четко и понятно. Расширять понятийный словарь: Мемориал, ансамбль, обелиск.
Вопросы по тексту:
1.Почему Бульвар Героев называют местом памяти?
2.Как называется огонь, который горит, не угасая на Бульваре Героев?
3.Из каких памятников состоит мемориал?
4.Кому посвящены барельефы ансамбля мемориала возле Вечного огня?
5.Чем, кроме стел и памятников украшен Бульвар Героев?
6.Почему вы любите гулять на Бульваре Героев?
Познание :
Экскурсия на Бульвар Героев. Рассматривание альбомов, книг, открыток на тему «Великая Отечественная война». Беседы на тему: «Будем помнить всегда», «Памяти павших будем достойны»
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Угадай по фрагменту»
«Составь целое»
«Парные картинки»
«Лабиринты»
С.Р.И. «Защитник отечества», «Медсанбат», «Танкист», «Летчик»
Х.Э.Р.
Рисование:
«Вечный огонь»
«9 мая на Бульваре Героев»
«Салют»
«Почетный караул»
«Цветник на Бульваре Героев»
«Самолеты летят»
Аппликация:
«Бульвар Героев» — коллективная работа
«Солдат на посту»
«Самолеты летят»
Развитие речи: Составление описательного рассказа по м. таблице «Бульвар героев», разучивание стихотворения «Вечный огонь» К.Чибисова. Беседа по стихотворению «Рассказ ветерана»
ФОНТАНЫ ГОРОДА
Цель: Продолжать знакомить детей с архитектурой родного города. Расширять знания детей о фонтанах. Развивать дилогическую и монологическую речь. Воспитывать интерес к архитектуре города, учить видеть красивое.
Вопросы по тексту:
1.Для чего нужны в городе фонтаны?
2.Назовите места в городе, где находятся фонтаны?
3.Чем похожи фонтаны и чем они отличаются?
4.Почему горожане летом любят проводить время возле фонтанов?
5.С чем можно сравнить падающие струи воды в фонтанах?
6.Назовите ваши любимые фонтаны, объясните ваш интерес к ним?
7.Где находится «Поющий фонтан»?
Познание:
Рассматривание открыток с изображением и местом нахождения
4 главных фонтанов города. Экскурсии к городским фонтанам. Рассказ воспитателя об истории происхождения городских фонтанов и о их значении в жизни новокузнечан.
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Узнай по фрагменту»
«Составь фонтан»
«Собери целое»
Х.Э.Р.
Рисование:
«Фонтан летом»
«Зимний фонтан»
«Семья гуляет возле фонтана»
Лепка: «Фонтан на театральной площади» ( барельеф)
Аппликация: «Сказочный фонтан»
Развитие реч: составление рассказа на тему «Городские фонтаны»,
Составление описательного рассказа по фотографии «Фонтан в парке Гагарина»
СПАСО – ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР
Цель: Продолжать знакомить детей с историей города. Расширять знания детей о Спаса – Преображенском соборе. Воспитывать интерес и уважение к культуре России. Развивать дилогическую и монологическую речь. Дать понятие о храме, о православии.
Вопросы по тексту:
1.Что обозначает слово собор?
2.Где в нашем городе находиться собор?
3.Когда он построен?
4.Опишите архитектуру собора
5.Изменился ли собор за долгое существование?
6.Кто из вас был в соборе, и что вам там понравилось?
Познание:
Рассмотреть открытки, альбомы о городе Новокузнецке. Беседы о посещении детьми собора. Чтение глав из книги «Библия для детей»
Х.Э.Р.
Рисование: «Терем», «Крепость».
Аппликация: «Колокола».
Аппликация: «Колокола».
НОВОСТРОЙКИ
Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом Новокузнецком. Дать понять, что город с каждым годом становиться красивее – появляются новые современные дома, здания, улицы, город растет. Воспитывать уважение и интерес к труду архитекторов, строителей. Развивать дилогическую и монологическую речь. Учить отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.
Объяснить детям понятия: новостройки, новоселы, проспект.
Вопросы по тексту:
1.Как называют людей, которые возводят новые дома?
2.Люди каких профессий работают на стройке?
3.Почему труд строителей называют тяжелым и почетным?
4.Назовите, какие красивые здания построены в нашем городе?
5.Какие здания в нашем городе можно назвать новостройками?
6.Какие объекты в нашем городе названы в честь людей, которые стоят дома, заводы?
Познание: Рассматривание книг, буклетов , открыток о Новокузнецке.
Экскурсия к новостройке. Просмотр д.ф. «Город строится»
Беседы на тему «Как строится дом»
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Машины – помощники», «Подбери инструмент», «Лото», «Профессии», «Вывески», «Найди 5 отличий», «Что сначала, что потом?».
Х.Э.Р.
Рисование: «Дома бывают разные», «Строительство нового дома», «Дома на нашей улице»
Лепка:
«Домики для трех поросят»
«Крепость»
«Строитель»
Конструирование из бросового материала: «Дом будущего»
Аппликация: «Дворец», «Дома на нашей улице» ( коллективная)
Развитие речи : составление рассказа по картине «Дом строится», Д.И. «Кому что нужно для работы», беседа по пословицам о труде. Разучивание стихотворения «Каменщик» С.Баруздина.
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цель: Продолжать знакомить детей с музеями города Новокузнецка. Уточнить знания о Музее изобразительного искусства. Развивать дилогическую и монологическую речь Расширять понятийный словарь: декоративно – прикладное искусство, выставка, пейзаж, натюрморт.
Вопросы по тексту:
1.На какой улице расположен музей изобразительного искусства?
2.Для чего люди приходят в этот музей?
3.Какие выставки можно увидеть в музее изобразительного искусства?
4.Как называются помещения, в которых посетители могут увидеть работы художников, скульпторов?
5.Что вам понравилось в музее изобразительного искусства?
Познание:
Экскурсия в музей изобразительного искусства. Посещение выставок художников, скульпторов фотографов, Рассказ воспитателе о истории новокузнецкой творческой галерее искусств. Рассматривание альбомов с работами известных художников: А.Васнецова, М.Шишкина, Е. Лебедева, Е. Черушина.
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Собери портрет»
«Составь картину»
«Кому что надо для работы»
Сюжетно – ролевые игры:
«Художники готовятся к выставке»
«Музей», «Мы – экскурсоводы»
Х.Э.Р.
Рисование (выставка рисунков на разные темы):
«Здравствуй сказка»
«Моя семья»
«Мое любимое животное»
«Натюрморт» (фрукты, овощи, посуда)
«Мой город»
Аппликация:
Выставка для музея искусств: «Мой любимый город», «Одежда с орнаментом»
Лепка: скульптурки из глины «Моё любимое животное» ,«Кем быть?»
Развитие речи: составление описательного рассказа по народным игрушкам, картинам. Разучивание стихотворения «Лепка» О.Доризо
МАГАЗИНЫ ГОРОДА
Цель: Продолжать знакомить детей с современными торгово-развлекательными комплексами нашего города. Воспитывать уважение к людям разных профессий, обслуживающих посетителей. Расширять понятийный
словарь: комплекс, галерея, супермаркет. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста.
Вопросы к тексту:
1.В какие магазины вы ходите вместе с родителями?
2.Как называются магазины, которые находятся рядом с вашим домом?
3.Как называются большие магазины, в которых можно сделать покупки, отдохнуть, поужинать, поиграть?
4.Какие торгово-развлекательные комплексы вы знаете?
5.Важное направление этих комплексов?
6.Какие интересные зоны предусмотрены в этих комплексах для развлечения детей и взрослых?
7.Какой ваш любимый торгово-развлекательный комплекс?
Познание:
Экскурсия в торгово-развлекательные комплексы «Ника», «Глобус», «Континент», «Сити – Молл», «Планета». Рассматривание открыток, фотографий, вывесок и т.д. Рассказ воспитателя и беседа с детьми о необходимости таких больших супермаркетов. Беседа о правилах безопасного поведения в супермаркетах .
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Угадай по фрагменту», «Пантомима», «В каком отделе я работаю», «Что купили в магазине», «Кому, что нужно для работы», «Супермаркет – хорошо или плохо» (ТРИЗ)
Сюжетно – ролевые игры:
«Супермаркет»», «Семья гуляет по городу»
Х.Э.Р.
Рисование:
«Купите игрушку»
«Мы играем в детском городке»
«Катаемся на карусели»
«Любимое занятие в супермаркете»
Лепка:
«Фрукты и овощи»
«Грибы в корзинках»
Аппликация «Разноцветные конфеты»
Развитие речи : Д.И. по развитию речи «Магазин», придумывание загадок о покупках. Беседа по стихотворениям «Кассир» П.Воронько, «Гастроном» Н Найдёновой. Обыгрывание стихотворения Н.Найдёновой «В магазине»
ПРОСПЕКТ МЕТАЛЛУРГОВ
Цель: Продолжать знакомить детей со значимыми для города местами – проспектом Металлургов. Расширять знания детей о старом центре города. Воспитывать уважение героической профессии – металлург. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Активизировать словарь: проспект, улица, металлург.
Вопросы по тексту:
1.Что такое проспект?
2.В честь, какой профессии он назван?
3.Какие улицы вливаются в проспект Металлургов?
4.Где начинается и где заканчивается проспект Металлургов?
5.Какой транспорт движется по проспекту Металлургов?
6.Почему эту часть города называют старым центром?
7.Какие строения и памятники находятся на проспекте Металлургов?
Познание:
Автобусная экскурсия по проспекту Металлургов. Рассматривание открыток, с видами города, буклета «Новокузнецку 375 лет»
С.К.Р.
Д.И. «4лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберёт улицу»
Сюжетно – ролевые игры: «Мы – металлурги», «На троллейбусе по старому центру»
Х.Э.Р
Рисование:
«Кинотеатр Коммунар»
«Транспорт на старой улице»
«Широкая улица»
«Семья гуляет по улице»
Лепка:
«Фонтан»
«Люди гуляют»
Аппликация:
«Транспорт на проспекте Металлургов»
«Дорожные знаки»
Развитие речи: составление рассказа по картине «Транспорт на улицах города», Д.И. «Что можно увидеть на улице?», «Закончи предложение»,
«Скажи наоборот»
ЗАВОДЫ НОВОКУЗНЕЦКА
Цель: Продолжать знакомить детей с заводами города — ЗСМК, НКМК, Аллюминевый завод.
Воспитывать интерес и уважение к профессии – металлург. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Учить отвечать на вопросы по тексту. Расширять понятийный словарь: завод, металл, сталь, сталевар.
Вопросы по тексту:
1.Почему город Новокузнецк называют стальным сердцем Сибири?
2.Назовите три крупнейших завода Кузбасса, что их объединяет?
3.У стен какого завода расположилась площадь Побед и памятник танк Т-34?
4.Какой завод называют «младшим» среди заводов?
5.Когда начал свою работу Алюминиевый завод?
6.Какой металл называют крылатым?
7.В каких районах города находятся заводы НКМК, ЗСМК, НКАЗ?
8.Что выпускают эти заводы?
9.Назовите улицы, названные в честь лучших металлургов?
10.У кого родители или близкие люди трудятся на металлургических заводах?
11.Что вы знаете о их работе?
12.Кто хотел бы стать металлургом?
Познание
Экскурсии на Площадь Побед, к мемориальной доске в честь памяти металлургов, павших в ВОВ. Экскурсия в краеведческий музей.
С.К.Р.
Дидактические игры:
«Профессии», «Что можно сделать из метала», «Кто работает на заводе», «Кому, что нужно для работы», «Кто работает ночью», «Узнай по фрагменту», РТВ «Завод – хорошо или плохо», «Наши помощники»
Х.Э.Р.
Рисование:
«Завод, где работают папа или мама»
«Площадь Побед»
«Портрет металлурга»
Развитие речи: Беседа на тему «Новокузнецк – труженик», составление загадок о профессиях горожан. Д.И. «Где я была», пословицы о труде.
ШАХТЫ и ШАХТЁРЫ
Цель: Продолжить знакомить детей с профессией шахтеров и с значимыми объектами городской промышленности – шахтами. Воспитывать интерес и уважение к нелегкому труду шахтеров. Развитие диалогической и монологической речи, умение отвечать на вопросы по тексту.
Расширять словарь: уголь, полезное ископаемое, разрез, шахта.
Вопросы по тексту:
1.Чем славиться земля Кузнецкая?
2.Черное золото – это что?
3.Почему уголь называют полезным ископаемым?
4.Назовите известные в городе шахты?
5.Что вы знаете о труде шахтеров?
6.Как горожане выражают свое уважение к труду шахтеров?
Познание: рассматривание иллюстраций к темам: «Шахтеры», «Профессии нашего города», «Кем и чем славиться земля Кузнецкая»
С.К.Р
Дидактические игры:
«Кому нужен уголь?», «Кто больше назовет» (слова, относящиеся к профессии шахтер).
Лото: «Профессии», «Шахта: Хорошо — плохо?», «Работы – помощники шахтеров»
Сюжетно-ролевая игра: «Шахтеры»
Х.Э.Р.
Рисование: «Шахтер», «Машины везут уголь».
Лепка: «Шахтер».
Аппликация: «Волшебный уголёк».
Развитие речи: Беседа по стихотворению «Шахтёр» Л.Куклина, «Кузбасский уголёк» О. Хлебникова
Беседа «Кто добывает уголь»
ГОРОД ПАРКОВ И СКВЕРОВ
Парк им.Ю. Гагарина
Цель: Продолжить знакомить детей с парками и скверами города Новокузнецка. Уточнить знания детей о парке им Ю. Гагарина. Расширять знания о труде парковых работников. Воспитывать любовь к красоте и уюту городских парков и скверов города. Развивать речь детей во время общения при составлении рассказов из личного опыта на темы: «Как мы с мамой и папой гуляем в парке им.Ю. Гагарина», «Почему я люблю парк им. Ю.Гагарина?» Учить придумывать загадки, небылицы про аттракционы, отгадывать загадки о парковых развлечениях, аттракционах.
Расширить и активизировать словарь: аттракцион, батут, смотритель, сквер, парк, планетарий, телескоп, карусель, детский городок.
Вопросы по тексту:
1.Как называется самый большой в городе парк?
2.Чьим именем он назван, почему?
3.Что такое планетарий, где он находиться, что в нем можно увидеть?
4.Какие аттракционы есть в парке им. Ю. Гагарина?
5.Чем можно заниматься в парке, кроме аттракционов?
6.Почему дети и взрослые любят парк им. Ю. Гагарина?
7.Если бы ты был директором парка, что бы ты в нем изменил, добавил?
Познание
Материал: Слайды с видом парка — сада в разное время года;
Беседы на тему: «Кто помогает нам интересно и весело отдыхать» ( о труде парковых работников)
Экскурсии:
«Аттракционы для малышей и взрослых»
«По тенистым аллеям парка»
«На солнечной полянке»
«Цветники городского парка»
«Где начинается парк, а где заканчивается»
«Детский городок»
Х.Э.Р.
Рисование «Дети катаются на карусели», «Семья гуляет в парке»
Лепка «Дети играют в парке»
Аппликация «Цветная карусель»
С.К.Р.
Сюжетно – ролевые игры: «Парк отдыха», «В парк привезли новые карусели», «Открытие парка»
Дидактические игры: Лото – «Для отдыха, для работы», «Подбери вывеску к аттракциону» . «Профессии людей для работы в парке»
Развитие речи: составление рассказа из личного опыта «Почему я люблю гулять в парке им. Ю. Гагарина, придумывание загадок и небылиц про аттракционы.
СКВЕР ИМ. Г.К. ЖУКОВА И МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Вопросы по тексту:
1.На какой улице города находится сквер им.Жукова ?
2.Чем знаменит Г.К.Жуков?
3.Кому поставлен памятник «Побег из ада»?
4.Чем вас поразил музей под открытым небом в сквере им. Жукова?
5.Какая боевая техника установлена в музее?
6.Почему вам нравиться гулять в сквере?
Познание: экскурсия в музей военной техники в сквере им. Жукова, рассматривание альбома сквера им. Г.К.Жукова. Знакомство с альбомом «Техника военных лет». Рассказ воспитателя о памятнике «Побег из ада», о создании музея военной техники.
С.К.Р.: . Д.И. «Составь целое», «Подбери фрагмент», рассматривание фотографий, составление коллажа «Сквер им. Жукова».
С.Р.И. «Защитники Родины», « Мы – экскурсоводы»
Х.Э.Р.
Рисование: «Самолёты летят», «Что запомнилось в музее — сквере больше всего»
Лепка: «Что я видел в музее»
Аппликация «Солдат на посту»
Развитие речи:
Беседа «Что вы знаете о сквере им. Жукова?»,
Д.И. по р.речи «Закончи предложение». Загадки о военной технике.
Составление описательного рассказа по серии фотографий «Музей военной техники под открытым небом в сквере им. Жукова»
ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
Цель: Продолжать знакомить детей со значимыми для города объектами – зданием городской администрации. Развивать диалогическую и монологическую речь. Расширять понятийный словарь: администрация, мэр, площадь.
Вопросы по тексту:
1.На какой улице находиться здание Администрации?
2.Почему его назвали главным зданием города?
3.Кто работает в этом здании?
4.Почему люди любят гулять на площади около здания Администрации города?
5.Какие изменения произошли на площади летом?
Познание:
Беседы на тему «Кто руководит городом Новокузнецком? Для чего нужна администрация города?»
Рассматривание альбома «Путешествие по городу Новокузнецку»
Экскурсия к зданию городской Администрации.
С.К.Р.
Дидактические игры: «Узнай по фрагменту», «Парные картинки», «Разрезные картинки», Лото – Город Новокузнецк.
Х.Э.Р.
Рисование:
«Главное здание города»
«Фонтан»
«Семья гуляет»
Лепка:
«Фонтан»
«Семья гуляет»
Аппликация
«Дома красивые и важные»
Развитие речи: Беседа на тему «Кто, за что отвечает в городе?»
Общение:« Расскажи о площади перед зданием администрации»
ДВОРЕЦ СПОРТА КУЗНЕЦКИХ МЕТАЛЛУРГОВ
Цель: Продолжать знакомить детей со значимыми для города объектами. Расширять знания детей о дворце спорта кузнецких металлургов. Расширять и активизировать понятийный словарь : спорт, спортсмен, тренер, тренировки, дворец, ледовая арена, команда, соревнования, матч, болельщики, трибуны, виды спорта и т.д. Учить передавать свои впечатления и знания о спорткомплексе в продуктивной деятельности, развивать творчество, фантазию.
Вопросы по тексту:
1.Назовите самое большое спортивное сооружение в городе?
2.На какой улице оно находиться?
3.Почему это сооружение называется «Дворцом спорта»?
4.Как называются люди, которые там тренируются?
5.Как называют зрителей, любителей спортивных игр?
6.Что значит болеть за свою команду?
7.Кто из вас с родителями ходил во дворец спорта и что вы там интересного видели?
8.Как называется хоккейная команда нашего города?
9.В чем принимают участие новокузнецкие спортсмены?
10.Что общего между цирковой и ледовой ареной?
Познание:
Экскурсия в спорткомплекс «Металлург», рассматривание открыток, журнала «Новокузнецк спортивный», посещение хоккейных, футбольных матчей и других спортивных мероприятий стадиона
С.К.Р.
Дидактические игры: «Что кому нужно?», «Что забыл нарисовать художник?», «Спортивное домино».
Речевые игры: Закончи предложение: «В футбол играют….», «Хоккеист забил в ворота…»
Х.Э.Р.
Рисование:
«Хоккеист»
«Футболист»
«Лыжная прогулка»
Аппликация:
«Спортсмены»
«Силачи»
Лепка: «Гимнасты выступают»
Развитие речи : рассказывание на тему «Что я видел, когда ходил с папой на стадион», «Почему надо заниматься спортом»
Д.И. «Путаница», «Кто больше назовёт действий», «Закончи предложение»
АРТ — СКВЕР.
Цель : познакомить с новым сквером города г. Новокузнецка, сквером артистов и художников. Дать понятие о развитии искусства в городе. Расширять знания о городе и горожанах. Воспитывать любовь и уважение к людям искусства.
Предварительная работа: Экскурсия в арт – сквер, чтение главы для книги «Детям о Новокузнецке» « Заходите ! Арт – сквер ждёт гостей.»
Вопросы по тексту
1.Где в городе находится Арт – сквер?
2.Почему сквер назван «Арт»?
3.Почему для арт – сквера выбрана цирковая площадь?
4.Кто принял участие в создании этого сквера?
5.Чем Арт — сквер отличается от остальных скверов города?
6.Для чего в сквере построен амфитеатр?
7.Что такое – ротонда и для чего она служит в сквере?
8.Самые примечательные, на ваш взгляд, объекты арт – сквера
9.Что бы вы хотели изменить, или добавить в архитектуру сквера?
Познание: экскурсия в Арт – сквер, рассматривание фотографий , просмотр выступления артистов.
Общение: рассказ воспитателя, показ слайдов, обмен мнений и впечатлений после экскурсии.
С.К.Р.
Д.И. «Кто , что умеет» составление коллажа «Арт- сквер», С.Р.И. «Цирк»
Х.Э.Р. «Украсим скульптуру для Арт – сквера» (аппликация из вырезанных частей предмета и обрывание мозаика)
Программное содержание: Учить детей технике обрывания и наклеивания мелких кусочков бумаги на картон. Закреплять умение оформлять аппликацию с помощью мелких кусков цветной бумаги и фломастеров.
Продолжать учить дополнять аппликацию композиционными моментами. Развивать интерес к архитектуре города.
Рисование «Музыканты», «Моё любимое место в Арт – сквере»
Лепка «Моя скульптура для Арт – сквера»
Развитие речи: Составление описательного рассказа «Арт – сквер», «Почему я люблю гулять по арт – скверу»
Д.И. «Узнай и назови», «Копилка слов», «Кому, что нужно для работы?»
СКВЕР ИМ. ЕРМАКОВА
Беседа по тексту:
1.Назовите скверы, которые находятся в нашем микрорайоне.
2.Как называется самый протяжённый из городских скверов?
3.Чьим именем назван сквер и почему?
3.Кто участвовал в создании сквера им. Ермакова?
4.Какие скульптуры малых форм связанные с семьёй находятся в сквере?
5.Какие, на ваш взгляд, самые примечательные места в сквере им.Ермакова?
6.Почему дети и взрослые любят этот сквер ?
Предварительная работа
Познание
Слайд — экскурсия по скверу им. Ермакова. Рассказ воспитателя
о Н.С.Ермакове и его роли в строительстве и развитии города. Рассматривание альбома «Скверы и парки Новокузнецка»
Посещение детьми сквера им. Ермакова.
С.К.Р.
Д.И. «Собери картинку сквера из деталей», «Кто больше назовёт ?» , «Собери целое»
С.Р.И. «Семья отдыхает в сквере», «Экскурсия по скверу им. Ермакова»
Строительная игра « Новый парк»
Х.Э.Р.
Рисование:
«Прогулка семьи по скверу», «Поющий фонтан», «Арки сквера»
Лепка: «Какими фигурками вы украсили бы сквер?»
Развитие речи: беседа «Кто строит парки и скверы», «Что нового увидели в городе». Составление рассказов из личного опыта детей «Что больше всего мне понравилось в новом сквере»
Тезаурус
Администрация — Органы управления, власти в городе, области.
Ансамбль — Согласованность, стройность частей единого целого (например, архитектурный ансамбль).
Арена — Большая круглая площадка посредине цирка, на которой происходит цирковое представление.
Архитектура — 1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений.
2. Стиль постройки.
Банк — Финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами и платежами.
Бульвар — Широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.
Вокзал — большая станция на путях сообщения.
Герб — Эмблема города, изображенная на флагах, плакатах, печатях, государственных и официальных документах.
Город — Крупный населенный пункт; административный, торговый, промышленный, культурный центр.
Губерния — (устар.) Область
Драма — Род литературных произведений, написанных в диалогической форме, и предназначенных для исполнения актерами на сцене.
Ископаемое — Добываемое из недр земли (руда, уголь, золото).
Комплекс — Совокупность, связанных друг с другом отрасли народного хозяйства или предприятий различных отраслей хозяйства.
Краеведение — Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, этнографических способностей.
Крепость — Укрепленное место с долговременными, оборонительными сооружениями.
Кузнец — Рабочий, занимающийся ручной ковкой.
Кузница — Мастерская с горном для ручной ковки метала, для подковывания лошадей, а так же кузничный цех.
Купол — Выпуклая крыша. свод в виде полушария.
Монумент — Архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком — нибудь историческом лице или событии.
Музей — Учреждения, занимающиеся собиранием, изучением, хранением предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Муниципалитет — Орган местного самоуправления.
Мэр — Глава муниципалитета.
Обелиск — Памятник, сооружение в виде огромного, сужающегося к верху столба.
Парк — Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами.
Парк культуры и отдыха — Большой сад, в котором расположены кафе, карусели, аттракционы, зоны отдыха.
Перрон — Площадка — место посадки и высадки пассажиров из железнодорожного транспорта.
Площадь — Не застроенное, большое и ровное место (в городе, в селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
Семафор — Сигнальное устройство в виде подвижных крыльев или рея на столбе.
Сквер — Небольшой общественный сад в городе.
Собор — Главная или большая церковь в городе.
Стела — Вертикальный каменный знак (столб, плита) обычно с надписью.
Сцена — Специальная площадка, на которой происходят представления.
Торжество — Большое празднество в ознаменовании какого-нибудь события, даты.
Улица — В населенных пунктах — два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда.
Фонтан — Сооружение для подачи и выбрасывания воды под напором; архитектурное и художественное обрамление такого сооружения.
Шахта — Вертикальная или наклонная горная выработка. Горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезных ископаемых.
Шахтер — Горнорабочий, работающий в шахте.
Экскурсия — Коллективная или индивидуальная поездка, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.
Ярмарка — Большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно время.
Ротонда — Круглое здание, открытое со всех сторон, чаще всего на столбах.
Амфитеатр — круглый театр без крыши. Вокруг круглой арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений.