• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

  • Педагогический опыт

Конкурсы для педагогов и воспитателей

Автор: Кулешова Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ : детский сад «Рыбка», город Асино.

СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Расскажи мне и я забуду.
Покажи мне и я пойму.
Позволь мне сделать самому, и я научусь
(Конфуций)

Организация научно-исследовательской деятельности с воспитанниками — это составная часть обучения и воспитания детей нашей группы на современном этапе. Детям 3-4 лет присуще наглядно-действенное мышление именно поэтому они очень любят экспериментировать, что соответствует этим возрастным особенностям. В дошколь¬ном возрасте эксперимент является ведущим, а в первые три года — прак¬тически единственным способом познания мира.
При формировании основ естественнонаучных и экологи¬ческих понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые ребенком не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В нашей группе эксперименты незамет¬но вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое.


Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется вос¬приятие хода работы и ее результатов. Например, наши малыши, отвечая на вопрос «Можно ли увидеть воздух?», давали разные ответы. Чтобы ответить на вопрос, вместе с детьми был проведён цикл экспериментов, чтобы пронаблюдать наличие воздуха в окружающем мире. Дети «ловили» воздух в пакеты, перемещали его с помощью вееров, дули в трубочку на руку и в воду с лодочкой. В итоге сделали вывод: воздух без цвета, но его можно ощутить, услышать, почувствовать, воздух обладает силой, может быть холодным и теплым и т.д.
В экспериментировании существует связь с изобразительной дея-тельностью. Чем сильнее развиты изобрази¬тельные способности ребенка, тем точнее будет зарегистриро¬ван результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект, в процессе ознакомле¬ния с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Например, с нашими детьми второй младшей группы мы учились смешивать краски и получать новые цвета. Малыши получили неожиданные результаты, что очень их удивило и порадовало. Они сопоставили полученные цвета со знакомыми им овощами и фруктами: «как баклажан», «как слива», «как апельсин» и т.д.
Не требует особого доказательства связь экспериментирова¬ния с формированием элементарных математических представ¬лений. Во время проведения опытов постоянно возникает необ¬ходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размер, массу, производить иные операции. Все это придает матема¬тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими опера-циями облегчает экспериментирование.
В летний период на прогулке мы с детьми наблюдали поведение тел в воде. Дети погружали в воду предметы из всевозможных материалов, разных размеров, форм, масс, цвета. Мы сделали вывод: тела могут плавать на поверхности, тонуть, находиться в воде. Чтобы предмет не утонул, необходимо закрепить его на предмете, который не тонет, например, на пенопласте или на деревянном бруске.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспери¬ментом и предметным трудом.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благо¬приятные условия для экспериментирования, с другой — экс¬периментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует, развитию наблюдательности и формиро¬ванию трудовых навыков.
Наши эксперименты с водой продолжились зимой. Придя с прогулки, дети принесли на своей одежде и обуви комочки снега. Пока ребята раздевались, снег растаял, и на полу появились лужи. «Откуда на полу вода? Кто разлил?» Так возникла необходимость в проведении экспериментов и опытов с водой. Малыши узнали, что вода может быть жидкостью, твердым телом (льдом) и газом (паром).
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, выдвижении гипотез, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном от¬чете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как по-полнение знаний способствует развитию речи.
На прогулке при уборке участка мы нашли несколько стеклянных осколков. Я предупредила об осторожности обращения со стеклянными предметами. Дети меня засыпали вопросами «Почему? Как? Зачем?». Так возникла необходимость в проведении экспериментальной деятельности «В мире стекла». Предварительно родителям было дано задание – принести стеклянные предметы обихода для организации мини музея «Всё из стекла». На занятии мы рассматривали предметы из разных материалов и давали определения: из дерева – деревянный, из бумаги – бумажный, из пластмассы – пластмассовый, из стекла – стеклянный…
Рассмотрев стеклянные стаканчики, мы узнали, что стекло прозрачно; передает тепло; может быть гладким, шершавым, ребристым; очень хрупкое – легко разбивается.
Недавно мы проводили эксперимент с луком. Каждый ребенок посадил свою луковицу в землю. В течение недели дети наблюдали и зарисовывали изменения, происходящие с луковицами. А затем подвели итог экспериментальной деятельности: кто редко поливал, у того зеленые стрелки лука появились позже.
В ходе экспериментов у детей формируются не только экологические знания, но и развиваются речевые навыки, а также такие психические процессы, такие как: мышление, память, воображение и восприятие.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельно¬сти — чтением художественной литературы, с музыкальным и фи¬зическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. А может, я ошибаюсь?
Используемая литература
Белошистая А. Занятия по математике: Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание, 2004 — № 9
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Уч. Пособие – м.: Педагогическое общество Россия, 2003
Развитие логической памяти у детей. Под ред. Смирнова А.А. М.: Педагогика, 1976

Навигация по записям

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства . → ← Методические рекомендации для обучающихся по специальности 44.02.01 (050144)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.