Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Кулешова Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ : детский сад «Рыбка», город Асино.
СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Расскажи мне и я забуду.
Покажи мне и я пойму.
Позволь мне сделать самому, и я научусь
(Конфуций)
Организация научно-исследовательской деятельности с воспитанниками — это составная часть обучения и воспитания детей нашей группы на современном этапе. Детям 3-4 лет присуще наглядно-действенное мышление именно поэтому они очень любят экспериментировать, что соответствует этим возрастным особенностям. В дошколь¬ном возрасте эксперимент является ведущим, а в первые три года — прак¬тически единственным способом познания мира.
При формировании основ естественнонаучных и экологи¬ческих понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые ребенком не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В нашей группе эксперименты незамет¬но вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется вос¬приятие хода работы и ее результатов. Например, наши малыши, отвечая на вопрос «Можно ли увидеть воздух?», давали разные ответы. Чтобы ответить на вопрос, вместе с детьми был проведён цикл экспериментов, чтобы пронаблюдать наличие воздуха в окружающем мире. Дети «ловили» воздух в пакеты, перемещали его с помощью вееров, дули в трубочку на руку и в воду с лодочкой. В итоге сделали вывод: воздух без цвета, но его можно ощутить, услышать, почувствовать, воздух обладает силой, может быть холодным и теплым и т.д.
В экспериментировании существует связь с изобразительной дея-тельностью. Чем сильнее развиты изобрази¬тельные способности ребенка, тем точнее будет зарегистриро¬ван результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект, в процессе ознакомле¬ния с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Например, с нашими детьми второй младшей группы мы учились смешивать краски и получать новые цвета. Малыши получили неожиданные результаты, что очень их удивило и порадовало. Они сопоставили полученные цвета со знакомыми им овощами и фруктами: «как баклажан», «как слива», «как апельсин» и т.д.
Не требует особого доказательства связь экспериментирова¬ния с формированием элементарных математических представ¬лений. Во время проведения опытов постоянно возникает необ¬ходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размер, массу, производить иные операции. Все это придает матема¬тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими опера-циями облегчает экспериментирование.
В летний период на прогулке мы с детьми наблюдали поведение тел в воде. Дети погружали в воду предметы из всевозможных материалов, разных размеров, форм, масс, цвета. Мы сделали вывод: тела могут плавать на поверхности, тонуть, находиться в воде. Чтобы предмет не утонул, необходимо закрепить его на предмете, который не тонет, например, на пенопласте или на деревянном бруске.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспери¬ментом и предметным трудом.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благо¬приятные условия для экспериментирования, с другой — экс¬периментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует, развитию наблюдательности и формиро¬ванию трудовых навыков.
Наши эксперименты с водой продолжились зимой. Придя с прогулки, дети принесли на своей одежде и обуви комочки снега. Пока ребята раздевались, снег растаял, и на полу появились лужи. «Откуда на полу вода? Кто разлил?» Так возникла необходимость в проведении экспериментов и опытов с водой. Малыши узнали, что вода может быть жидкостью, твердым телом (льдом) и газом (паром).
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, выдвижении гипотез, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном от¬чете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как по-полнение знаний способствует развитию речи.
На прогулке при уборке участка мы нашли несколько стеклянных осколков. Я предупредила об осторожности обращения со стеклянными предметами. Дети меня засыпали вопросами «Почему? Как? Зачем?». Так возникла необходимость в проведении экспериментальной деятельности «В мире стекла». Предварительно родителям было дано задание – принести стеклянные предметы обихода для организации мини музея «Всё из стекла». На занятии мы рассматривали предметы из разных материалов и давали определения: из дерева – деревянный, из бумаги – бумажный, из пластмассы – пластмассовый, из стекла – стеклянный…
Рассмотрев стеклянные стаканчики, мы узнали, что стекло прозрачно; передает тепло; может быть гладким, шершавым, ребристым; очень хрупкое – легко разбивается.
Недавно мы проводили эксперимент с луком. Каждый ребенок посадил свою луковицу в землю. В течение недели дети наблюдали и зарисовывали изменения, происходящие с луковицами. А затем подвели итог экспериментальной деятельности: кто редко поливал, у того зеленые стрелки лука появились позже.
В ходе экспериментов у детей формируются не только экологические знания, но и развиваются речевые навыки, а также такие психические процессы, такие как: мышление, память, воображение и восприятие.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельно¬сти — чтением художественной литературы, с музыкальным и фи¬зическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. А может, я ошибаюсь?
Используемая литература
Белошистая А. Занятия по математике: Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание, 2004 — № 9
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Уч. Пособие – м.: Педагогическое общество Россия, 2003
Развитие логической памяти у детей. Под ред. Смирнова А.А. М.: Педагогика, 1976