• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Помощь
  • Реквизиты
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

  • Педагогический опыт

Конкурсы для педагогов и воспитателей

Автор: Кулешова Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ : детский сад «Рыбка», город Асино.

СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Расскажи мне и я забуду.
Покажи мне и я пойму.
Позволь мне сделать самому, и я научусь
(Конфуций)

Организация научно-исследовательской деятельности с воспитанниками — это составная часть обучения и воспитания детей нашей группы на современном этапе. Детям 3-4 лет присуще наглядно-действенное мышление именно поэтому они очень любят экспериментировать, что соответствует этим возрастным особенностям. В дошколь¬ном возрасте эксперимент является ведущим, а в первые три года — прак¬тически единственным способом познания мира.
При формировании основ естественнонаучных и экологи¬ческих понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые ребенком не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В нашей группе эксперименты незамет¬но вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое.


Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется вос¬приятие хода работы и ее результатов. Например, наши малыши, отвечая на вопрос «Можно ли увидеть воздух?», давали разные ответы. Чтобы ответить на вопрос, вместе с детьми был проведён цикл экспериментов, чтобы пронаблюдать наличие воздуха в окружающем мире. Дети «ловили» воздух в пакеты, перемещали его с помощью вееров, дули в трубочку на руку и в воду с лодочкой. В итоге сделали вывод: воздух без цвета, но его можно ощутить, услышать, почувствовать, воздух обладает силой, может быть холодным и теплым и т.д.
В экспериментировании существует связь с изобразительной дея-тельностью. Чем сильнее развиты изобрази¬тельные способности ребенка, тем точнее будет зарегистриро¬ван результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект, в процессе ознакомле¬ния с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Например, с нашими детьми второй младшей группы мы учились смешивать краски и получать новые цвета. Малыши получили неожиданные результаты, что очень их удивило и порадовало. Они сопоставили полученные цвета со знакомыми им овощами и фруктами: «как баклажан», «как слива», «как апельсин» и т.д.
Не требует особого доказательства связь экспериментирова¬ния с формированием элементарных математических представ¬лений. Во время проведения опытов постоянно возникает необ¬ходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размер, массу, производить иные операции. Все это придает матема¬тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими опера-циями облегчает экспериментирование.
В летний период на прогулке мы с детьми наблюдали поведение тел в воде. Дети погружали в воду предметы из всевозможных материалов, разных размеров, форм, масс, цвета. Мы сделали вывод: тела могут плавать на поверхности, тонуть, находиться в воде. Чтобы предмет не утонул, необходимо закрепить его на предмете, который не тонет, например, на пенопласте или на деревянном бруске.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспери¬ментом и предметным трудом.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благо¬приятные условия для экспериментирования, с другой — экс¬периментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует, развитию наблюдательности и формиро¬ванию трудовых навыков.
Наши эксперименты с водой продолжились зимой. Придя с прогулки, дети принесли на своей одежде и обуви комочки снега. Пока ребята раздевались, снег растаял, и на полу появились лужи. «Откуда на полу вода? Кто разлил?» Так возникла необходимость в проведении экспериментов и опытов с водой. Малыши узнали, что вода может быть жидкостью, твердым телом (льдом) и газом (паром).
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, выдвижении гипотез, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном от¬чете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как по-полнение знаний способствует развитию речи.
На прогулке при уборке участка мы нашли несколько стеклянных осколков. Я предупредила об осторожности обращения со стеклянными предметами. Дети меня засыпали вопросами «Почему? Как? Зачем?». Так возникла необходимость в проведении экспериментальной деятельности «В мире стекла». Предварительно родителям было дано задание – принести стеклянные предметы обихода для организации мини музея «Всё из стекла». На занятии мы рассматривали предметы из разных материалов и давали определения: из дерева – деревянный, из бумаги – бумажный, из пластмассы – пластмассовый, из стекла – стеклянный…
Рассмотрев стеклянные стаканчики, мы узнали, что стекло прозрачно; передает тепло; может быть гладким, шершавым, ребристым; очень хрупкое – легко разбивается.
Недавно мы проводили эксперимент с луком. Каждый ребенок посадил свою луковицу в землю. В течение недели дети наблюдали и зарисовывали изменения, происходящие с луковицами. А затем подвели итог экспериментальной деятельности: кто редко поливал, у того зеленые стрелки лука появились позже.
В ходе экспериментов у детей формируются не только экологические знания, но и развиваются речевые навыки, а также такие психические процессы, такие как: мышление, память, воображение и восприятие.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельно¬сти — чтением художественной литературы, с музыкальным и фи¬зическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. А может, я ошибаюсь?
Используемая литература
Белошистая А. Занятия по математике: Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание, 2004 — № 9
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Уч. Пособие – м.: Педагогическое общество Россия, 2003
Развитие логической памяти у детей. Под ред. Смирнова А.А. М.: Педагогика, 1976

Навигация по записям

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства . → ← Методические рекомендации для обучающихся по специальности 44.02.01 (050144)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Зимние конкурсы

Зимняя фантазия

Зимняя фантазия

Конкурс для педагогов и воспитателей «Зимняя фантазия»

подробнее
Детские новогодние поделки

Детские новогодние поделки

Предлагаем Вам принять участие в конкурсе для детей «Новогодние поделки»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Аттестация педагогов ДОУ

Аттестация педагогов ДОУ

Подготовим все необходимые документы для аттестации!

подробнее
Самообразование педагога

Самообразование педагога

Мы выполним выбранную тему по самообразованию за вас по стандартам предъявляемых в вашем учебном заведении.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.