Автор: Воспитатель ВКК Иванова Екатерина Николаевна г. Россоши.
Описание:
Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством включения в образовательный процесс двигательных сказок.Двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач познавательного развития, а также сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством включения в образовательный процесс двигательных сказок.Двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач познавательного развития, а также сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Файл: Двигательная сказка.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Научись владеть телом и душой и станешь здоровым, а значит счастливым (Конфуций).
Эмоции играют важную роль в жизни человека, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Развитие эмоциональной сферы дошкольника свидетельствует о его психическом состоянии и является важным показателем его здоровья. Неумение справиться с чувством стресса, тревожности в конфликтных ситуациях нарушает нормальное течение физиологическихпроцессов и неизбежно ведёт к ухудшению здоровья.
В настоящее время я работаю с детьми логопедической группы. Мои воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные. В самостоятельной деятельностиу них преобладают игры, основанные на движении. Но, вместе с тем, у большинства воспитанников прослеживается нарушение эмоциональной сферы. Наблюдается неумение понимать эмоциональное состояние окружающих людей, контролировать своёимпульсивное поведение и умение управлять своими чувствами. Низкий уровень эмоционального развития прослеживался и по результатам педагогической диагностики по театрализованной деятельности. Дети с трудом могут распознать эмоциональное состояние героя инсценируемой сказки, не могут ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы передачи его характера мимикой, жестом и положением тела. Проанализировав данные педагогической диагностики и изучивметодическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей к движению, я нашла необычный способ развития их эмоционально-волевой сферы, как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления психического здоровья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции образовательных областей «Познание» и «Театрализованная деятельность». И способ этот — составление «двигательных сказок».
Эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в играх драматизациях, инсценировках.
Цель: Развивать эмоционально — волевую сферу у детей посредством создания художественных образов.
Задачи
1. Развивать эмоциональную активность детей, раскрывать в детях способность к дегенерации, апатии.
2. Расширять нравственно-этические представления детей и формировать их поведенческие умения.
3. Расширять двигательные умения детей в создании художественного образа.
4. Развивать коммуникативные навыки детей.
5. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающем мире.
Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отметить большие возможности в осуществлении задач познавательной деятельности в интеграции с элементами театрального искусства. Ведь любая игра – драматизация осуществляется по мотивам литературных произведений.
Что такое двигательная сказка. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять ими.
Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по стихам С. Михалкова, К.И. Чуковского, Е.А Благининой и других детских писателей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворения. В дальнейшем, детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились.
Вместе с детьми мы придумывали движения герою, зарисовывали схемы, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получалиГотовую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в разные виды образовательной деятельности.
Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации познавательной деятельности с детьми: как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспитателем задач, подготовленности детей. На слайде вы видите фото, где дети инсценируют математическую задачу в сказочном фрагменте, а также дети выкладывают название сказки из предложенных букв и. затем, разыгрывают её по ролям на занятии по развитию речи.
Двигательная сказка является основой динамических пауз, которые я активно использую в своей педагогической деятельности с детьми коррекционной группы, у которых, как я уже говорила ранее, высокие потребности в движении. Утренняя и бодрящая гимнастики со сказочнымсюжетом, физминутки на основе эпизодов сказок в позе и стихах, всё это –область «Физическая культура».
Интересен тот факт, что в процессе занятий я выступаю не только в качестве ведущего -сказочника, но и в роли рядового участника действия. Этим и определяется тесная совместная деятельность взрослого и детей, которая при правильной организации создаёт для детей особую, благоприятную игровым действиям обстановку, рождает положительные эмоции, хорошее настроение, что корректирует эмоциональное развитие детей. В процессе инсценировки, в ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми каждый ребёнок раскрывает свои особенности, черты характера и интересы. На занятиях актёрские действия определены единым сюжетом, едиными ролями, где каждый ребёнок – главное действующее лицо инсценировки, где нет второстепенных ролей. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок: выделить и определить движения персонажей. Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки.
Сейчас мы с ребятами переходим на новый этап составления двигательных сказок. Возрастные особенности и уровень развития детей старшего дошкольного возраста открывают перед нами новые возможности -это самостоятельное составлению двигательных историй. Моя цель: сформировать у детей умение самостоятельно сочинять небольшие двигательно-игровые композиции. Для этого очень важно освоить навыки более точного и детального выстраивания двигательных образов, использовать их, показывая своеобразную манеру эмоционально-пластичной выразительности и перевоплощения.
Деятельность по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме.
Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средствоформирования двигательного творчества», я имею в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач познавательного развития, а также сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Литература
1. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! – М., 2011.
2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М., 2014.
3. Ефименко Н. Е. Театр физического развития и оздоровления. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.
4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной
работы детского сада. — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М., 2006.
6. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2015.
7. Овчинникова Т. С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.,
2002.