Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Попова Мария Петровна, педагог ДО, МБУ ДО «Дворец детского творчества», город Якутск.
Статья о работе студии «Чудесное плетение».
Выявление и оценка результативности образовательной деятельности студии «Чудесное плетение»
Цель исследования: выявить и оценить результативность образовательной деятельности студии «Плетение из конского волоса».
Объект исследования: мониторинг, отслеживание результата и результативности образовательной деятельности.
Результат труда – это важное событие, придающее занятиям эмоциональный подъем, поддерживающий интерес к работе.
Результативность , т.е. эффективность, как вытекает из приведенной цитаты, можно воспринимать, как субъективную, личностную оценку. Это практически соответствует определению, которое дает современный экономический словарь: «эффективность – относительный эффект (результативность) процесса, определяемый как отношение эффекта (результата) к затратам, обусловившим (обеспечившим) его получение».
Критерии (мерило) – условно приписывающее педагогическим явлениям уровни достигнутого в обучении, воспитании, развитии по конкретным показателям для количественно – качественного изображения результатов педагогической деятельности.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей при помощи занятий искусства плетения разными способами: бисероплетения, макраме и плетения из конского волоса.
Задачи:Развивающие:
— развивать внимание, память;
— формировать умение реализовывать в повседневной жизни знания и умения, полученные на занятиях.
Обучающие:
— научить технике и основным приёмам плетения;
— познакомить с историей возникновения разных видов плетения;
— учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу.
Воспитывающие:
— содействовать формированию трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности, умению доводить начатое дело до конца;
— формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
— воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь.
Главная особенность программы «Чудесное плетение» в том, что она состоит из разных модулей в зависимости от используемого материала (бисера, волокнистых материалов, конского волоса) и блоков – разделов, т.е. по структуре программа является модульно-блочным: каждый модуль состоит из блоков. В блоках представлены все элементы содержания обучения (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру). В зависимости от материала срок освоения техники плетения разный. Программа включает в себя вариативный набор содержания, основанного на региональном компоненте, и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов плетения, необходимых для достижения цели обучения. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством. Также в каждый модуль включается блок проектной деятельности. Индивидуальная проектная деятельность не имеет временного ограничения.
Проблема результативности и ее оценки неизбежно связана с вопросом об измерениях в педагогическом процессе. Самая большая трудность состоит в выборе методики оценки, чтобы найти такой инструмент оценивания, который позволил бы оценить именно то, что нужно в конкретном случае.
Диагностике подлежат: образовательные стандарты, сфера творческой активности и деятельности. О диагностике сферы творческой активности стоит сказать особо. Сложность ее заключается в том, что креативные качества с трудом поддаются количественному учету, но сегодня существуют внятные подходы и приемы диагностики творчества. Большое значение здесь приобретает метод «внешних оценок». Педагоги Мурманского ГОУ ДОД дворца развития творчества детей и юношества «Лапландия»
А.В.Данилова, Е.Ю.Павлюк, Ю.В. Звонкова представили следующие критерии эффективности образовательных программ: «самостоятельность в выполнении задания», «разработанность продукта творческой деятельности», «эмоциональность», «оригинальность» замысла выполнения задания», которые оцениваются по 4 уровням, отражающим динамику развития диагностирующего качества: «высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего». Все результаты диагностики фиксирую в карте «личностного развития воспитанников».
Отслеживание уровня освоения образовательной деятельности
«Чудесное плетение» и динамики личностного развития детей
Прописывая критерии оценки, я ориентировалась на подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития детей и уровня освоения предметной области (смотреть в приложении)
Такое отслеживание я провела у всех воспитанников по группам и по годам обучения. При этом использовала 4- уровневую систему баллов. Каждому воспитаннику по каждому разделу образовательной программы проставила баллы согласно ЗУН по теории и практике отдельно. После этого суммировала баллы, и находила среднеарифметическую
цифру и при этом выявляла общий уровень освоения образовательной программы каждым воспитанником. Таким образом, выявила общий уровень освоения программы по группам и по годам обучения. На основе расчетной работы провожу отслеживание (мониторинг) освоения образовательной деятельности (см. схему приложении). Как видно из таблицы, за 3 года обучения наблюдается по всем разделам образовательной программы повышение уровня освоения образовательной деятельности с «ниже среднего» до «высокого», т.е с 3,3- 3,5 до 4,8 – 4,9 баллов.
Можно выявить показатели освоения образовательной деятельности на каждый учебный год:
Как видно из диаграммы (см. в приложении), отмечается повышение уровня освоения образовательной деятельности студии по качеству и по количеству. Если в 2012-2013 учебном году количество детей , не освоивших программу было 11 (30,5%),
а через год их число стало только 2 (5,8 %), а еще через год не было детей, не освоивших программу.
Отслеживание по годам обученности:
Уровень освоения Количество детей
1 г.обуч-я % 2 г.обуч-я % 3 г.обуч-я %
высокий 14 25,0 9 25,5 6 60,0
выше среднего 13 23,2 18 49,0 4 40,0
средний 16 28,6 9 25,5
ниже среднего 13 23,2
Как видно из таблицы, по степени года обученности % качества освоения образовательной деятельности повышается, а уровень освоения поднимается на одну ступень выше.
Занятия в студии «Чудесное плетение» воспитывают и развивают в ребенке творческую личность . В процессе обучения развивается фантазия, воображение, логическое мышление и т.д.. В общем развивается образное мышление, эстетический вкус, чувство прекрасного. А также воспитывается в ребенке трудолюбие, усидчивость в работе, целеустремленность, терпимость друг к другу, выдержка, ответственность, чувство человеческого достоинства, коллективизма, справедливости. Стараюсь привить детям умение самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям и быть активной личностью.
( Динамика личностного развития детей)
Диагностика творческой активности воспитанников
Формы демонстрации результатов разнообразны. Это и самостоятельные творческие работы, выполненные на итоговых занятиях по темам образовательной программы, творческие презентации, творческие конкурсы мастерства, научно-исследовательские работы. Диагностируя «творческую сферу» и «личностный рост», определяю не уровень, а динамику развития диагностируемого творческого или личностного качества, сравнивая с результатами предыдущей диагностики, выявляя изменения как максимально возможные», либо « обучающийся потенциально способен к большему», либо «изменения не замечены». И главное, что отмечают педагоги, чем больше ребенок внес собственного творчества, чем меньше он копировал образец, тем выше степень творчества.
Как писал Ромен Роллан: « Вся радость жизни в творчестве. Творить – значит убивать смерть». Считают ли воспитанники себя творческими людьми? В чем это проявляется? Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.» Воспитанники отмечают в своих тетрадях качества творческой личности, которые присущи им.
Проводила два вида диагностики: предварительную, итоговую. И в итоге что получилось – можно смотреть на таблице динамики развития диагностируемого творческого качества.( См.таблицу в приложении). Как видно из таблицы, такие творческие качества были максимально развиты: работоспособность, воля, упорство в достижении цели, интеллектуальная одаренность, жажда познания, интерес.
Упорство, творчество требуют от воспитанников очень важного качества. Это качество- работоспособность. По каким критериям можно определить, что человек работоспособен? Безусловно, по результатам его деятельности, по продуктам труда. Работоспособный человек – это человек\, который выработал в себе работать много, доводить дело до логического завершения, преодолевать трудности в достижении результата.
Воля – внутренняя, личная способность к свободному совершению выбора или действия. Самореализация – результат достижения человеком своих возможностей. Интерес – это предпочтение человека в отношении различных видов деятельности.
Только упорный человек может достичь успехов в творчестве. Ведь творческая деятельность порой безжалостна, она требует полной отдачи, до фанатизма; творчество не может быть сиюминутным, она поглощает человека без остатка и до полного в нем распространения.
Формы самые разнообразные, их выбор определяется возрастом воспитанников, направленностью образовательной программы, профессионализмом педагога и так далее.
Формы демонстрации учениками образовательных результатов, которые приемлемы для условий учреждений дополнительного образования детей – это открытые занятия для родителей и педагогов. Они обычно бывают обобщающими или заключительными после освоения какой-либо темы программы. На открытых занятиях дети имеют возможность продемонстрировать родителям свои знания, выставляют свои творческие работы.
Родители наблюдают динамику в творческом развитии детей, отмечают изменения в личностной сфере. Об этом они сообщают в итоговых анкетах, беседах. ( выдержки из анкет, бесед).
Большую помощь в приобщении воспитанников к народному прикладному творчеству плетения из конского волоса оказывают традиционно организуемые выставки во Дворце детского творчества, городах, участие победителей в российских и международных выставках, так как главной целью выставки является обмен опытом обучения детей коренных народов традиционным видам плетения из конского волоса, а также ознакомление с уникальным опытом работы мастеров.
Год Выставки
Дворцовские городские республиканские международные
2009-2010 30% 30% 15% —
2014-2015 100% 86% 54% 6%
Обучающая система зачетов
Я, как педагог дополнительного образования, нередко задаюсь вопросом: «Как педагогу, занимаясь с группой детей из 15-ти человек, наилучшим образом учесть индивидуальные особенности личности, добиться оптимального результата образования?» Ответ нашла в обучающей системе зачетов, на которой базируется работа коллектива студии «Чудесное плетение».
Обучающая система зачетов – это совокупность заданий, построенных в определенной системе, которая позволяет оптимальным способом достичь цели выполнения программы. Эти задания обеспечены описанием, объяснением, иллюстративным материалом, образцом конечного результата. Каждое задание несет в себе не только повторение и закрепление предыдущих знаний, но и новое: обозначение, технологический прием и другое. В начале учебного года вывешивается список зачетов
(заданий) или оговариваются сроки их проведения. Все задания разделены на 3 основные группы: масштабные, проработки образца, выполнение готовых изделий, участие в выставочной деятельности и ведение конспектов.Анализируя двухлетний опыт использования этой системы в работе с детьми, я отмечаю, что произошло увеличение количества воспитанников, полностью освоивших образовательную программу, улучшение качества образовательных результатов. В своей работе использую и такие мониторинговые технологии личностного развития, как наблюдение, тестирование, анкетирование, мини-сочинения. Показателем является умение воспитанников проводить самостоятельно учебно-исследовательскую работу, описать результат, защитить на конференции.
Как форму контроля можно использовать такие технологии отслеживания результатов, как зачет, аттестационная книжка и другие.
(Вывод) Это далеко не исчерпывающий список: можно использовать любую форму работы, позволяющую выявить соответствие программным требованиям реального уровня подготовки детей.
Все перечисленные формы, технологии становятся инструментом мониторинга образовательных результатов в том случае, когда педагог применяет их многократно, ведет запись и анализ результатов по определенной форме и постоянным критериям.
Данные заносятся или в «Лист учебных достижений», «Лист наблюдений» или в «Карту педагогического наблюдения», или в «Книжку самооценки». Полученная информация помогает мне не только оценить степень удовлетворенности ожиданий ребенка, динамику его личностного развития, уровень взаимоотношений в коллективе, но и становится основным источником знаний для корректировки собственной педагогической деятельности.
Методика «Карта самооценки и оценки педагогом компетентности воспитанника»
Оценка успехов воспитанника — основная составляющаяся образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической и практической подготовки ребенка, важно продумать форму оценки результата ребенка: она должна быть понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Я внесла «систему баллов», присвоение званий разного уровня, например « кружковец», «умелец», «мастер» и вручаю знаки определенного достоинства. А также для воспитанников второго и третьего годов обучения разработала памятку « Анализ работы». Отвечая на поставленные вопросы , такие, как « Полно ли раскрыта тема работы?», «Правильно ли цветовое решение , сочетание цветов, контрасты?», дети учатся анализировать свою работу, давать ей оценку. Кроме этого при этом развиваю «зрительское умение» — умение оценить работу своего товарища. Я считаю, что самым емким методом проверки теоретических знаний по программе «Плетения из конского волоса» является устный опрос». Я беседую с детьми и предлагаю каждому ребенку сделать самоанализ изготовленной работы, т.е. самостоятельно оценить качество выполнения собственной работы. Все присутствующие ребята могут задавать вопросы. Так идет процесс взаимообогащения знаниями.
В моей студии растут девчонки. Это будущие мамы и хозяйки, поэтому главным результатом работы я считаю воспитание волевых качеств каждой девочки, формирование у нее умения применить полученные знания дома и в быту.
Самооценка- это мнение воспитанника о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими воспитанниками.
Я начала использовать методику «Карта самооценки и оценки педагогом компетентности обучающегося», где первоначально по пятибалльной шкале обучающийся оценивает себя сам, оценивает знания, умения, которые получил,
занимаясь в студии. Например, «Знаю специальные термины, используемые на занятиях», «Умею выполнять практические задания, которые дает педагог» и т.д. Затем я как педагог заполняю данную карту. Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется средне-арифметическое значение.
Главное, чтобы у воспитанников формировалась адекватная самооценка собственных достижений: уверенность в себе и самокритичность, чтобы ребенок стремился к еще более высоким результатам.
Заключение
Когда я подвожу общие итоги диагностики результатов, то прежде всего обращаю внимание на степень выполнения образовательной программы, сколько детей выполнило программу полностью, сколько – частично и т.д. Если объективно оценивать результативность образовательной деятельности студии, то стопроцентной «обученности» детей добиться очень сложно, ведь в группе занимаются дети с разными способностями, возможностями, а часто не одного возраста. И конечно, необходимо проанализировать качественный уровень, степень проявления результатов. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы. Мне как педагогу важно знать что, мой предмет является конкурентоспособным и поэтому, проведя такое исследование, я пришла к выводу о том, что образовательная программа может быть расширена и дополнена и составлена как комплексная программа, за счет введения часов по ковроткачеству.1
В результате думаю, что качественное образование обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопределения и способ эффективного действия в любых обстоятельствах, в том числе и свободу в выборе профессии, трудоустройстве, карьерном росте.
• Поэтому знание современных и традиционных педагогических технологий, отслеживание результатов деятельности, умение ориентироваться в их широком спектре – одно из условий нашей успешной работы.