Дополнительная общеобразовательная программа
Автор: воспитатель Поповская Ольга Владимировна.
ГБОУ ООШ №15 С/П «Детский сад «Чебурашка» Самарская область город Новокуйбышевск.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по художественно — эстетической деятельности «Мир в красках» для детей 6 -7 лет
Файл: программа
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по художественно — эстетической деятельности «Мир в красках» для детей 6 -7 лет
Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Новизна. Основной задачей работы кружка считается обучение детей изобразительным навыкам с использованием различных техник рисования, но для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка является развитие речевых и интеллектуальных способностей детей. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель: развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:
— учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;
— развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;
— формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Приемы и методы:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
- Практические – упражнения, игровые методы.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово; словесные приемы – объяснение, пояснение.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети подготовительной группы. Занятия проводятся 1раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.
Учебный план кружка «Мир в красках»
П/п | Вид работы | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1 | Рисование песком | 2 | 50 мин. |
2 | Рисование ладошками | 3 | 75 мин. |
3 | Рисование в технике «монотипии» | 4 | 100 мин. |
4 | Рисование с натуры | 10 | 250 мин. |
5 | Рисование пейзажа | 8 | 200 мин. |
6 | Рисование портрета | 2 | 50 мин. |
7 | Рисование в технике «набрызг» | 3 | 75 мин. |
8 | Декоративное рисование | 4 | 100 мин. |
Итого: |
36 |
15 ч. |
Перспективный план кружка «Мир в красках»
СЕНТЯБРЬ
П/Н |
ТЕМАТИКА |
ЦЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
Рисование «Знакомство с натюрмортом. Фруктовая сказка» | Расширять знания о видах и жанрах изобразительного искусства. Закрепить название фруктов. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. | Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Натюрморт», рассматривание корзины с фруктами. Отгадывание описательных загадок. Д/и «Узнай по вкусу». |
2 |
Рисование на песке «Трава и цветы на лужайке» |
Изучить свойства и качества песка. Познакомить с новыми приемами рисования на песке. Развивать воображение. | Беседа «Песок – полезное ископаемое». Рассказывание сказки «В гостях у Песочной Феи». Д/и «Поздороваемся с песочком». Д/и «Песочные дорожки», «Сосчитай сколько». Наблюдение за песком и ветром на прогулке. |
3 |
Рисование «Букет цветов» | Учить смешивать краски, получать новые оттенки розового из красной и белой. | Рассматривание иллюстраций, художественных открыток, чтение стихов. Д/и «Отгадай по описанию». Д/и «Волшебные лепестки». Наблюдения в цветнике детского сада. Слушание музыки «Вальс цветов». |
4 |
Рисование «Волшебные облака» |
Создание образа ясного неба, получение оттенка голубого цвета ( смешивая синюю и белую краски). Учить рисовать причудливые облака. | Наблюдение за облаками на прогулке. Прослушивание песни «Облака, белогривые лошадки». Д/и «Художники». |
ОКТЯБРЬ
П/Н |
ТЕМАТИКА |
ЦЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
Рисование «Царство грибов» |
Рисование грибов из ладошки. Учить правильно размещать изображение на листе. Развивать воображение. | Рассматривание иллюстраций на тему «Грибы». Беседа: «Польза грибов», «Съедобные и ядовитые грибы». Чтение рассказа В.Сутеев «Кто под грибочком живет?» Д/и «Четвертый лишний». |
2 |
Рисование «Каравай хлеба» |
Знакомить детей с профессией хлебороба. Учить детей рисовать хлебобулочные изделия, знакомить с образами народного творчества. | Беседа «Хлеб всему голова», «Хлеб- символ гостеприимства». Репродукции картин: А. Пластов «Жатва», И. Машков «Московская снедь». Придумывание сказки «Путешествие хлопушки». Рассматривание иллюстраций в книгах по теме. |
3 |
Рисование пейзажа «Очарован лес стоит!» |
Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзажах. Использовать способ рисования «пятно». | Прослушивание музыки «Времена года». Рассматривание репродукции И. Шишкина «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору». Экскурсия в лес, составление гербария. |
4 |
Рисование «Березовая роща» | Пробудить интерес к творчеству, умению выразить свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе, развитие речевого общения. | Наблюдение за деревьями; рассматривание иллюстраций, картинок. Чтение стихотворений о березке в произведениях русских поэтов. Д/и «Листик расписной». Беседа «Лиственные деревья». |
НОЯБРЬ
П/Н |
ТЕМАТИКА |
ЦЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
Рисование «Хмурая осень» |
Учить передавать цвет и его оттенки. Научить пользоваться палитрой, акварельными красками. | Беседа о сезонных изменениях в природе. Рассматривание картинок, художественных открыток. Репродукции акварелей М. Врубеля, В Серова. Д/и «Как живое растет?». Д/и «Какое время года». Отгадывание загадок. |
2 |
Рисование «Мыльные пузыри» |
Учить видоизменять выразительный образ мыльных пузырей. Создать условия для экспериментирования при сочетании техник. |
Рассматривание посуды из цветного стекла. Экспериментирование с соломенками и мыльным раствором. П/и «Поймай пузырь». |
3 |
Рисование «Ежата» |
Учить использовать различные способы рисования: из ладошки, кулачком, из овала. | Беседа «Что любят кушать на обед ежата?» Д/и «Домик для ежа». Просмотр м/ф «Ежик в тумане». |
4 |
Рисование «Яблоневый сад» | Закрепить знания о фруктовых деревьях. Учить передавать образ фруктового дерева. Научить видеть мир, как единое целое. | Обследование и описание разных фруктов. Рассматривание картинок, иллюстраций. Д/и «Во саду ли в огороде», «Чудесный мешочек». Наблюдения на прогулке за деревьями. Чтение текста Л. Толстого «Старик сажал яблони» |
ДЕКАБРЬ
П/Н |
ТЕМАТИКА |
ЦЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
Рисование «Красавица ель» | Учить рисовать ель в пейзаже, молодую или старую. Показывать пространство — передний и задний план. Пробудить интерес к творчеству. | Беседа «Хвойные деревья». Сравнение сосны и ели. Д/и «Найди пару». |
2 |
Рисование «Зимний лес» |
Учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и черную гуашь. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. | Чтение стихотворения Е. Трутневой «Зима». Пение новогодних песен. Беседа о зимних изменениях в природе; наблюдение за деревьями; рассматривание иллюстраций, картинок. Д/и «Деревья». |
3 |
Рисование «Новогодняя елочка» |
Расширить представления об изобразительных возможностях красок. Учить подбирать нужный цвет, учить рисовать елочку с натуры. |
Д/и «Магазин елочных игрушек». Рассматривание иллюстрации и открыток «С новым годом». |
4 |
Рисование «Избушка на курьих ножках» | Учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал, технику и способы изображения. Развивать воображение, фантазию. |
Чтение и обсуждение русских народных сказок. Разучивание дразнилок и считалок. |
ЯНВАРЬ
П/Н |
ТЕМАТИКА |
ЦЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
Декоративное рисование «Снежинка» |
Учить рисовать узор на форме розетты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение. | Рассматривание иллюстраций, фотографий, натуральных объектов. Отгадывание загадок. Д/и «Из чего сделано?» Экспериментирование с водой и снегом, изучение свойств и качества воды. |
2 |
Рисование «Птицы синие и красные» |
Учить передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное эстетическое, восприятие. | Беседа «Зимующие птицы». Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок о птицах. П/и «Птички кошка», «Воробышки и автомобиль». |
3 |
Рисование «Следы на белом» | Закрепить знания и умения в изображении зимы, снега, деревьев, любви к русской природе. | Рассматривание и обсуждение фотографий, рисунков следов животных и птиц. Рассказывание «Истории лесных жителей». |
ФЕВРАЛЬ
П/Н |
ТЕМАТИКА |
ЦЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
Рисование «Комнатное растение» |
Учить изображать комнатные цветы. Закреплять умение рисовать предметы разной геометрической формы, передавать пропорции частей, характерные особенности цветка. Развивать творчество, чувство цвета. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами | Разгадывание загадок. Д/и «Четвертый лишний». Рассматривание иллюстраций, фотографий, натуральных объектов. Д/и «Художники» |
2 |
Рисование «Узор на круге» |
Учить изображать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине. Учить рисовать всей кистью и её концом. Использовать мазки, точки, дуги. Развивать цветовое восприятие, чувство цвета. | Беседа «Откуда берется снег, туман, облака, морозные узоры на стекле?» Просмотр презентации «Морозные (снежные) узоры». |
3 |
Рисование «Военная техника» |
Учить изображать разную военную технику. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямоугольной формы, пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Воспитывать интерес и уважение к Российской Армии, развивать творчество. |
Рассматривание иллюстраций с изображением машин, моделей, муляжей. Рассматривание иллюстраций с изображением кораблей, моделей, муляжей. Д/и «Не ошибись». |
4 |
Рисование «Папин портрет» |
Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека ( папы, дедушки, брата, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжить знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). | Расширить представление о празднике 23 февраля; рассматривание фотографий, картинок, открыток. Д/и «Четвертый лишний». Разучивание стихотворений посвященных празднику «День защитников Отечества» |
МАРТ
П/Н |
ТЕМАТИКА |
ЦЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
Рисование «Портрет мамы» |
Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования карандашами. |
Чтение стихотворений о маме. Беседа о семье. Д/и «Семья». Пальчиковая гимнастика «Семья». Просмотр м/ф «Умка». |
2 |
Рисование по замыслу |
Учить придумывать и планировать работу заранее, на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения. Развивать фантазию, творческую активность. |
Рассматривание картинок, иллюстраций. Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихов, потешек. |
3 |
Рисование «Жар-птица» |
Создание образа жар-птицы в теплых тонах, развивать чувство цвета, ритма, живописные навыки. | Беседа «Красная книга».Разгадывание загадок. Чтение сказки Н. Ершова «Конек-горбунек». |
4 |
Рисование «Первоцветы» |
Развивать эстетическое отношение к живой природе, отмечать многообразие и красоту цветов. Учить рисовать техникой монотипии. | Рассматривание картинок с изображением цветов. Рассматривание весенних цветов на участке. Д/и «Какое время года?», «Бывает – не бывает». |
АПРЕЛЬ
П/Н |
ТЕМАТИКА |
ЦЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
Рисование «О планетах и ракетах» |
Учить задумывать содержание своего рисунка на основе полученных знаний, подбирать цвета в соответствии с содержанием изображения. Развивать фантазию, творческую активность. Закреплять технические умения и навыки рисования красками. | Рассматривание картинок, иллюстраций. Экспериментирование с красками на палитре. Отгадывание загадок.
Д/и «Какой предмет», «Чудесный мешочек». |
2 |
Рисование «Космос» |
Учить правильно размещать изображение на листе. Использовать способ рисования набрызгом. Развивать концентрацию внимания. | Просмотр презентации «День космонавтики».
П/и «Парад планет». |
3 |
Рисование «Подводный мир» |
Рисование из ладошки: осьминогов, рыбок, медузу. Закрепить знания о морских обитателях. | Чтение сказок «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке». Экспериментирование с водой, песком. П/и«Рыбаки», «Щука и караси». |
4 |
Рисование «Как молоком облитые, стоят сады вишневые!» |
Учить детей изображать цветущие деревья. Продолжать знакомить с понятием «пейзаж». Развивать фантазию, творческую активность. |
Наблюдение за цветущими садами. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Как молоком облитые…». |
МАЙ
П/Н |
ТЕМАТИКА |
ЦЕЛИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1 |
Рисование «Цветущая сирень» | Развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира.Учить смешивать краски. | Наблюдение за цветением кустов сирени на участке. |
2 |
Рисование «Салют над городом в честь Праздника Победы» |
Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а вверху салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. | Рассматривание картинок, иллюстраций. Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихов. |
3 |
Рисование «Бабочка» |
Продолжатьзнакомить с неклассическими техниками рисования. Учить создавать рисунок в техники «монотипии». Продолжать развивать фантазию, творческую активность, способность замечать красоту окружающего мира. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета. | Наблюдение на прогулке за бабочками; рассматривание картинок, фотографий, муляжей; чтение рассказов; отгадывание загадок о насекомых.
Д/и «Что за насекомое?» |
4 |
Рисование песком «Песочная страна» |
Побудить интерес к творчеству, умению выразить свои мысли в речи. |
Просмотр презентации «Пустыня». |
Критерии оценивания
- Ярко и эмоционально реагирует на предлагаемые задания, увлеченно выполняет их.
- Самостоятельно пытается получить новый результат.
- Легко выделяет и называет цвета, оттенки, свободно экспериментирует с цветом, используя разные способы для смешения, свободно составляет гармоничные композиции из цветов и оттенков.
- Владеет различными изобразительными приемами(тычка, примакивания, мазка и т.д.)
- Способен передать содержание образа с помощью выразительных средств.
- Способен передать с помощью доступных средств настроение и характер образа.
- По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. 8. Умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции.
Уровни оценивания
0 баллов – низкий уровень (ребенок не способен в полной мере отразить обозначенный критерий).
1 балл – средний уровень (ребенок отражает критерий при помощи воспитателя).
2 балла – норма (ребенок выполняет работу в полном объеме, но допускает небольшие неточности, испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами, эмоционально реагирует на оценку взрослого).
3 балла – высокий уровень (ребенок свободно отражает обозначенный критерий).
21- 24 балла | |
Норма | 17- 20 баллов |
Средний | 13- 16 баллов |
Низкий | 8 — 12 баллов |
Используемая литература
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада». 2010.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа».2013.
- О.В. Павлова «Изобразительная деятельность. Подготовительная группа».2012.
- О.А.Соломенникова. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2013.
- Г.С. Швайко «Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа». 2011.