Развитие эмоционально-личностной сферы
Автор: педагог-психолог Савкина Наталья Павловна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 46 «Незабудка» г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия).
«Развитие эмоционально-личностной сферы и нравственное воспитание дошкольников через технологию ТРИЗ – РТВ»
Круглый стол для родителей старших дошкольников
Файл: программа
Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста
по теме:
Приветствие. Здравствуйте, уважаемые папы и мамы! Вот и наступил вечер. Я пригласила вас сегодня, чтобы поговорить о ваших детях, немного пожить их жизнью. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Хорошо, что я нашла(нашел) время прийти сюда и могу провести время с людьми, у которых есть дочки и сыночки, такие же, как у меня». Итак, начинаем с приветствия. Я предлагаю поприветствовать друг друга аплодисментами, которые будем передавать по кругу.
Мини- лекция
К сожалению, год от года увеличивается количество детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная нестабильность, конфликтность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обусловливающие негативный характер способов поведения, общения. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. По современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинским проблем включают эмоциональные компоненты.
Накопление эмоционального опыта ребенком дошкольного возраста является важным условием его полноценного психического развития, благоприятного пребывания в среде сверстников. Психолого – педагогические исследования свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте необходимо развивать такие личностные качества, как сочувствие и сопереживание, обогащающие эмоциональный опыт ребенка. Исследования психологов показали, что дошкольники не всегда способны самостоятельно проявлять эти нравственные качества, поэтому нуждаются в корректной психолого-педагогической поддержке.
Эмоционально — нравственное развитие дошкольников – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных правил и запретов как условием и основным результатом управления эмоциями, свободного самовыражения. Ребенок с развитыми эмоциями легко преодолевает эгоцентризм, включается в учебно-познавательную ситуацию, может успешно самореализоваться в деятельности.
Эмоционально-личностное развитие и нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, нравственное воспитание детей можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми
Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.
Задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра, в которой, малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки. А также учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. А если включить в игровую деятельность приемы творческого развития дошкольников?