• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

Использование новых технологий

  • Новое

Использование новых технологий в работе с родителями и детьми

Автор: воспитатель Тыщенко Елена Александровна.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №46 «Незабудка» г. Нерюнгри.

Использование новых технологий в работе с родителями и детьми по экологисескому воспитанию

В работе используются новые технологии по работе с родителями и детьми, которые помогут в познавательном развитии по экологическому воспитанию. Опыт работы удачно апробирован и используется в дошкольном учреждении.

Файл: конспект

использование новых технологий в работе с родителями и детьми по экологисескому воспитанию

Все мы живем в очень непростое и одновременно очень интересное время —  время перемен. Вместе с новым 21-м веком перемены пришли и в российское образование. Появились новые подходы к извечной проблеме — как и чему, учить, разработаны и апробированы новые педагогические технологии, приёмы, методы, сформированы новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитанника. Сегодня во главу угла поставлено развитие познавательной сферы детей, формирование у них интереса к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации. Это позволит воспитанникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Поэтому в работе с детьми сегодня совершенно необходимо использовать новые, современные технологии, основанные на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний. Однако, при введении новшеств не следует забывать о важнейшей составляющей процесса развития любого ребенка – его здоровье. Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.

А состояние здоровья детей имеет непосредственное влияние на благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире замечается тенденция  к ухудшению здоровья детского населения. Такие факторы, как экологические проблемы, химические добавки в продуктах питания, некачественная питьевая вода, накапливающееся раздражение в обществе, агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Кроме этого, в настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста.  Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивать эмоционально – целостное отношение к окружающему миру,  формируются  основы нравственно – экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе.  Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, знаний к здоровому образу жизни, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических и здоровье сберегающих проблем.    Ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы формирования интереса к здоровому образу жизни, бережного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста.

В соответствии, с чем мною совместно с инструктором по физкультуре Киселевой О.В. был разработан и реализуется на протяжении 4 лет проект «Чистая планета – здоровье маленьких жителей Земли». В ходе работы над проектом нами были сформулированы следующие задачи:

♦ изучение представителей растительного мира, их строения, потребностей, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

♦ формирование трудовых навыков по уходу за растениями;

♦ формирование навыков правильного поведения на природе: способности сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;

♦ развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию;

♦ сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом экологической обстановки;

♦ формирование у воспитанников осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

♦ взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. 

Наша работа была условно разделена на пять этапов.

Целью первого этапа стало выявление уровня знаний и интереса к миру природы и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста.

Как показала диагностика воспитанников в период изучения проблемы, у 60% детей младшей группы был низкий уровень знаний о природе, у большинства дошкольников отсутствовали навыки бережного отношения к природе и к себе, знания об охране здоровья и природы.

В связи с этим задачами второго этапа стали:

♦ развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей детей

♦ обогащение представлений детей о природном мире растений и животных (условия их роста, развития)

♦ формирование навыков обобщающего понятия по теме;

♦ развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;

♦ воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы и формы работы:

Непосредственная образовательная деятельность.  Беседы: («Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости» (беседа о котенке),  «Деревья, кусты – какие они?», «Что выросло на нашем огороде», « Как мы отдыхаем на природе», «Кому нужны растения», «Как растения готовятся к зиме», «Как животные готовятся к зиме», «Как человек готовится к зиме»).

Чтение художественной литературы. «Как появились цветы на земле» Т. И. Поповой, «Стихи и сказки о родной природе», «Загадки о лесных зверях», «На солнышке согрелась ель», песенки – потешки, закидки о животных и растениях.

Дидактические игры. «Найди дерево по описанию», «Четвертый лишний», «Кто, где живет?», «Что есть у растения», «С какого дерева листок», « Когда это бывает», «Назови одним словом» и т.д.

Минутки тишины, этюды.  «Просыпаются цветы», «Солнышко встает», «Ветерок играет с деревцем», «Я покажу, а ты угадай», «Березонька» и т. д.

Ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневной работой в уголке природы.

Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в календаре карточками – картинками с их изображениями в течение 1 -2 недель в период подкормки.

Проращивание лука в зимнее время и создание календаря его роста, наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4 -5 недель.

На данном этапе нами в комплексе реализовывались такие педагогические принципы как сотрудничество детей и взрослых, самостоятельная деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Активными участниками второго этапа стали родители, они оказывали помощь в изготовлении дидактического материала, подборе иллюстраций, литературы, корма для птиц.

Задачами третьего этапа стали;

♦ расширение и уточнение знаний детей  о растениях, их внешнем виде, строение и особенностях состояния в разные сезоны;

♦ формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;

♦ развитие умственных операций сравнения и обобщения, формирование элементарных понятий;

♦ развитие интереса ко всему живому, окружающему нас;

♦ привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества;

Для успешного решения поставленных задач использовалась исследовательская и поисковая деятельность.

Проведение опытов и экспериментов: «Как растение пьет воду», «Что сначала появляется из семени», «Тайны простой воды», «Полезны ли опавшие листья?», « Где прячутся семена?», « Растения зимой живые»,  «Почему снег стал липким», «Выявление потребности  растений в свете» др.  Опыты и эксперименты не только способствовали развитию у детей познавательной активности, но и воспитывали доброжелательное отношение к природе.

Проведение экскурсии в парковую зону — небольшую озеленённую территорию, не подверженную  никакому воздействию, не имеющую построек и посадок. В нашем уголке нетронутой природы сложился естественный биоценоз – стали произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия для роста. Совместно с родителями был составлен план экскурсий. благодаря которым дети с интересом знакомились с дикорастущими растениями.

Путешествие по экологическим тропинкам помогают реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой. Во время прогулок дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается речь и память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Наша экологическая тропа расположена на территории детского сада, создан ее паспорт: описание тропы и каждого объекта. (Приложение №3)

Закреплять полученные знания лучше всего на практике, в повседневной жизни, поэтому задачи четвертого этапа заключались в следующем:

♦ уточнить знания дошкольников о мире природы в процессе дидактических игр;

♦ формировать трудовые навыки по уходу за растениями и в ходе совместной элементарной трудовой деятельности;

♦ развивать речь, память, внимание;

♦ формировать навыки правильного поведения на природе;

♦ воспитывать бережное отношение и устойчивый интерес к миру природы, ее красоте и многообразию.

Для решения поставленных задач была организована элементарная совместная трудовая деятельность. Закреплялись практические навыки путем приобщения детей к посильному труду и знакомства с работой взрослых на огороде. Совместно с детьми и родителями  была проведена акция «Посадим дерево». На прогулках дошкольники  получали практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листьев, окапывание деревьев  снегом)

  Проводились дидактические игры: «Больничка для растений», «Четвертый лишний», «Наряди деревце», «Зеленая аптека», «Помоги малышам», «В магазине растений» и  другие игры.

 Игры – драматизации: «Птичка»  по стихотворению А. Пчельниковой,  «Как поссорились растения», «Ласточки и мошки», « Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Дерево, цветок и кустик», «Цветочная поляна» и др.

В групповой комнате совместными усилиями педагога и родителей была создана предметно – развивающая среда: изготовлены  модели для ознакомления воспитанников с миром растений, подобраны дидактические игры, иллюстрации по темам «Животные нашей республики», «Растения», изготовлены альбомы «Всякая погода -благодать», «Комнатные растения», «Животные разных стран». Кроме этого, были проведены конкурсы « Самая оригинальная кормушка для птиц», «Вырастим цветок для группы».

Уголок  художественно – творческой деятельности пополнялся трафаретами, раскрасками, природным материалом, дети вместе с родителями  с удовольствием мастерили поделки из природного материала. ( Приложение №4)

В уголке книги помещались книги о растениях животных, птицах. Приобретена детская энциклопедия о природе и животных.

Работа по формированию интереса и бережного отношения к природе и к  себе  строилась  совместно  с инструктором по физкультуре, дошкольники  закрепляли знания о природе и здоровом образе жизни в подвижных играх в физических упражнениях на улице.

С целью  просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру природы и к себе, а также вовлечения их в педагогический процесс  использовались следующие формы взаимодействия:

♦ анкетирование;

♦ консультации;

♦ участие в природоохранных акциях «Сохраним ель», «Берегите первоцветы», «Посадка саженцев», «Физкультура на свежем воздухе зимой»

♦ совместные экскурсии в парк —  в осенний, зимний, весенний, летний период.

♦ участие в оздоровительной работе  (физкультурные праздники, экологические тропинки, в проектной деятельности)

♦ участие на собраниях,  проведение круглого стола

♦ обзор статей по формированию бережного отношения к природе, приобщению к здоровому образу жизни.

Результатом  совместной работы с родителями явилось не столько повышение уровня экологических знаний детей и подержания их интереса к миру природы и здоровому образу жизни, сколько осознание родителями важности формирования данных знаний и умений.

На пятом заключительном этапе были поставлены задачи;

♦ повторная диагностика детей по экологическому воспитанию

♦ сравнительный анализ здоровья детей

♦ раскрытие сути метода проектов, как одного из эффективных методов в работе с дошкольниками.

♦ развитие  интереса к природе, формирование  положительного эмоционального отношения к ней, воспитание чуткости и чувства сопереживания.

В процессе решения вышеизложенных задач нами были разработаны и реализованы мини-проекты по темам: «Березкины слезы», «Сохраним красоту ускользающего мира»,  «Не губите елочку – зеленую иголочку». Особую педагогическую значимость метода проектов я вижу в том, что он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает    возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; является методом, идущим от детских потребностей и интересов.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основания роль принадлежит взрослому. Поэтому негласными руководителями данных проектов стали педагог и родители. В рамках реализации проекта были проведены экологические акции: «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Сохраним живую елочку», которые сопровождались разучиванием и созданием частушек, стихотворений, рассказов, сказок.

Кроме этого, неподдельный интерес детей вызвал такой метод работы, как «Уроки доброты». Цель: развивать интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботится о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Такие уроки  проводятся индивидуально или с небольшой группой детей, обычно немногословны, сочетаются с музыкой и зависят от настроения ребенка. Тематика уроков доброты «Что значит быть добрым?», «Чем красив цветок?», «Что надо сделать, чтобы не напугать животных?», « Как сберечь птиц зимой?», «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?» и другие.

На сегодняшний день проект «Чистая планета – здоровье маленьких жителей Земли» близится к завершению. По результатам предварительной диагностики, проведенной в сентябре 2016 года, эксперимент имеет положительный результат, что подтверждает эффективность выбранных технологий и методов.

Полученные результаты свидетельствуют, что уровень экологических знаний детей значительно вырос.  Постепенное наращивание объема материала, первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей; систематическое познание растений, постепенное познавательное продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений; широкое использование с детьми разных видов практической деятельности принесли свои плоды. Окончательные итоги будут подведены в мае 2019 года.

А сегодня мы можем с уверенностью заявить, что применение в работе педагога ДОУ современных педагогических технологий повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у воспитанников и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья,  осознанное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Навигация по записям

Организация развивающей среды в группе → ← Развлечение по ПДД
  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.