Авторские методические рекомендации
Автор: музыкальный руководитель Шубенкова Татьяна Евграфовна.
МОУ детский сад № 366 г. Волгоград.
Авторские методические рекомендации «Педагогическое сопровождение музыкально -одаренных детей в условиях ДОУ»
методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с музыкально-одаренными детьми
Файл: методические рекомендации
Авторские методические рекомендации
«Педагогическое сопровождение музыкально -одаренных детей в условиях ДОУ»
Музыкальный руководитель Шубенкова Т.Е.
МОУ детский сад № 366
1.Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства.
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». Об этом же говорит А. Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.
Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:
- проявление музыкальной впечатлительности малыша;
- характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;
- потребность в музыкальных впечатлениях;
- проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).
Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности.
На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.
Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.
К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко—тихо, быстро — медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.
В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.
Следующий, шестой, год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора — его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.
2.Выявление музыкально- одаренных детей.
Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Поэтому задолго до рождения научной экспериментальной психологии практика диагностики музыкальных способностей уже имела свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств.
Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов).
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звук высотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы (Б.М. Теплов).
Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.
Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например, овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и голоса.
Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями развитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительность движений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма), только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б.М. Теплов).
Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использовала технологию педагогического наблюдения. Составляя программу педагогического наблюдения выделила в ней следующие этапы.
- Определение объекта педагогического наблюдения;
- Постановка цели;
- Определение предмета – единицы наблюдения;
- Определение сроков проведения педагогического наблюдения;
- Проведение процедуры наблюдения;
- Анализ полученных результатов.
- Объект педагогического наблюдения – музыкальность дошкольников;
- Цель наблюдения — выявить детей с задатками музыкальности;
- Предмет наблюдения (единицы наблюдения):
- Выраженное стремление к музыкальной деятельности
- Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
- Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
- В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества
- Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:
- инициативность – безынициативность;
- креативность, эвристичность – репродуктивность;
- образность, эмоциональность – рациональность, понятийность;
- спонтанность — аккуратизм;
- воля, упорство — мягкотелость, нерешительность
- Характер общения и поведения на музыкальных занятиях
- заинтересованность
- инициативность
- активность
- творческость
- Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)
- Высокий
- Средний
- Низкий
- Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)
- Высокий
- Средний
- Низкий
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а также мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах. С детьми организована кружковая работа.
Педагогические условия воспитания музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждения являются теоретические труды исследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б,М, Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю.Б.Алиева, А. Н. Зиминой. В этих работах представлены решения теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества. Работы этих авторов так же являются теоретической основой для организации педагогического сопровождения музыкально одаренных детей, для построения индивидуальной работы с ними.
Технологическим условием педагогического сопровождения музыкально одаренных детей является организация дифференцированного подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников.
Прежде чем представить особенности индивидуальной работы с одаренными детьми важно отметить, что основным содержанием музыкального воспитания таковых детей является реализуемая в нашем детском саду авторская программа И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой «Ладушки». Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел. Основной задачей программы является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи программы:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений
- Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Методические принципы
- Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии
- Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:
- Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
- Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
- Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
- Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания
- Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
- Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
- Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Музыкальное воспитание осуществляется в следующих формах:
- Музыкальное занятие
- Развлечения
- Вечера досуга
- Самостоятельная игровая деятельность
Музыкальное занятие проводится в подгруппе по следующей структуре:
- Музыкально-ритмическое движение;
- Развитие чувства ритма, музицирование;
- Пальчиковая гимнастика;
- Слушание музыки;
- Распевание, пение;
- Пляски, игры, хороводы;
3.Особенности взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.
Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись. В непрограмированном наблюдении за детьми не избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Анализ полученных в ходе диагностики результатов помогает решать следующие задачи педагогической практики:
- Осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии детей. Выявить детей с скрытой одаренностью.
- Оценивать эффективность используемых форм, методов, и средств музыкального воспитания. Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения. Наблюдение ведется по разработанной программе. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальности ребенка.
Как уже отмечалось в теоретической части настоящего проекта, музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной.
Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.
Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали кружковую работу. Реализация педагогического проекта ведется по двум направлениям
– участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и областном уровнях;
– подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.
Большой мотивационной силой является новизна — музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.
Работая с одаренными детьми оставляю место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа с ним требует колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, приступая к работе с одаренными детьми, педагог должен обладать креативным мышлением, испытывать потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.
Материально-технические условия организации педагогического сопровождения музыкально-одаренных детей не многим отличаются от условий организации музыкального воспитания всех воспитанников детского сада. К ним относится, прежде всего, предметно-развивающая среда в которой протекает воспитательный процесс.
Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.
Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья.
Представим предметно развивающую среду, созданную в нашем детском саду. «Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми». В.А.Петровский определяет следующие принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
— дистанция, позиции при взаимодействии — ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
— активность — реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
— стабильность-динамичность среды — направленность условий на изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;
— ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
— эмоциогенность среды — индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
— эстетическая организация среды — сочетание привычных и неординарных элементов;
— тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
— учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Всем известно, что мир предметов, окружающий ребенка может иметь колоссальное значение в развитии личности. Выражение «Даже стены могут воспитывать» так же применимо и к музыкальному воспитанию. Светлый просторный, эстетично оформленный музыкальный зал, это своеобразный храм искусства, музыки, который может вдохновлять к творчеству. Цвет его стен и штор гармонично сочетаются. Текстильный декор меняется в зависимости от сезона, так в летний период зал оформляется радужными шторами, в межсезонье зелено-желтыми тонами, а в зимний период зал оформлен в голубо-синих тонах. Музыкальный зал оснащен детской мебелью — стулья и столы разной высоты. Музыкальный руководитель и воспитатель, общаясь с детьми, занимает место на специальном невысоком стуле, чтобы сохранить позицию глаза в глаза.
Традиционно основные декорации располагаются на центральной стене. Большое значение имеет смена оформления соответственно календарному или тематическому празднику. Имеются музейные экспонаты. Наличие мягкого ковра позволяет организовывать работу детей в малых группах, не используя стульев, а так же беседовать, играть сидя в кругу, что создаёт более раскрепощенную обстановку.
Программа «Ладушки» предусматривает широкое использование фольклорного материала, многие праздники развлечения в нашем детском саду частично или полностью построены по сюжетам народных сказок или по праздникам народного календаря. Поэтому они проводятся с использованием музейных экспонатов в качестве декораций и костюмов.
Для эффектности того или иного номера детей или взрослых необходимо использовать хорошо подобранные и качественно исполненные костюмы. За последние несколько лет костюмерная детского сада значительно пополнилась новыми атрибутами и костюмами, как для детей, так и для взрослых.
Предметно-развивающая среда оснащена:
1.Шумовые и музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка, маракас, свирель, валдайские колокольчики, бубенцы;
2.Ноутбук;
3.Магнитофон;
3.Аудиокассеты и диски с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.
4.Нетрадиционные музыкальные инструменты
- Маски различных персонажей;
6 .Яркие тематические иллюстрации и портреты композиторов;
7.Методические карточки;
8.Пособия к дидактическим играм;
Все материалы систематизированы. За несколько лет работы собрана богатая аудиотека, включающая в себя диски с музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а так же диски и кассеты с записями различной музыки, так или иначе используемой в процессе музыкального воспитания детей. В персональном компьютере собраны и систематизированы материалы (рабочие программа, педагогические проекты, сценарии, материалы для информационных стендов, для консультаций педагогов и родителей и др.) в цифровом формате.
Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями или законными представителями.
- Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
- Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:
Выявить интересы и предпочтения родителей;
Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;
Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей;
- Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.
- Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек. Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
- Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
- Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.
Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. Выше сказанное будет справедливо и по отношению к одаренным детям. Более того, родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для таких родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания» , «Музыкальное воспитание в садике и дома» В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.
5.Заключение. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:
- Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
- Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
- Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
- Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
- Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
Для оценки эффективности реализации проекта необходимо вести мониторинг участия воспитанников в детских конкурсах на муниципальном уровне, а так же мониторинг развития музыкальных способностей воспитанников. Итоговые результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.