Педагогический проект
Автор: воспитатель Матренина Инна Владимировна .
МДОУ детский сад №23 «Радость» г. Серпухов.
Педагогический проект «Волшебная свистулька»
Файл: проект
Педагогический проект «Волшебная свистулька»
Участники проекта: воспитанники и педагоги группы №7 МДОУ детский сад №23 «Радость» г. Серпухов И.В. Матренина, Г.Е. Тихомирова, Е.Е. Иванова
Вид проекта: познавательно-творческий
Тип проекта: информационно-исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный
Цель проекта:формирование интереса к свистульке, как к русскоймузыкальной игрушке
Задачи проекта:
— изучить историю свистульки;
— узнать о видах свистулек;
— выяснить, как делают свистульку;
— организовать в группе выставку свистулек;
— изготовить свистульки из глины самим детям;
— организовать постановку сказки про свистульку
Актуальность проекта:В настоящее время в окружении детей разнообразие игрушек, в том числе и иностранных музыкальных. Вернуться в истоки нашей родной культуры, выяснить какие необычные игрушки были раньше, какими удивительными певческими свойствами обладают свистульки – музыкальные игрушки – очень важно для всестороннего развития дошкольников
Постановка проблемного вопроса:
Однажды, увидев на занятии свистульку, у детей возник вопрос: откуда появилась свистулька и из чего ее делают?
Так родился наш педагогический проект, для осуществления которого были проведены следующие мероприятия
Этапы проекта
- Подготовительный этап
- Изучение и подбор материала об истории происхождения свистульки, видах свистулек, о технологии изготовления свистулек;
- Подбор разных свистулек и подготовка к выставке свистулек в группе;
- Подбор материала и костюмов, подготовка к постановке сказки «Чудо-свистулька»
2.Основной этап
- Беседы об истории возникновения музыкальных игрушек –свистулек;
- Чтение потешек о свистульке;
- Беседы и показ презентации о видах свистулек, они делаются из разного материала и могут быть разной формы;
- Рассказ воспитателем о технологии изготовления глиняной свистульки с сопровождением видеослайдов;
- Организация выставки разных свистулек в группе;
- Изготовление свистулек детьми из глины;
- Репетиция сказки « Чудо-свистулька»
3.Заключительный этап
- Выставка свистулек , сделанных своими руками «Наши свистульки»
- Показ итоговой мультимедийной презентации проекта и рассказ (на основе ее)детьми.
«Первые свистульки появились очень-очень давно в разных уголках Земли. Какой народ придумал свистульки первым до сих пор неизвестно. А у нас в Древней Руси ее полюбили больше всего, и она стала очень известна по всей стране. Особенно свистульку было громко слышно на ярмарках, где веселился и плясал народ. Первые свистульки выглядели так. (слайд) Раньше делали свистульку из глины в виде коней, барашков ,птичек. С ними с большой радостью играли дети.
Интересно, как делают свистульки, из чего? Свистульки изготавливают из дерева, пластмассы и глины.Деревянные свистульки режут вручную. Пластмассовые- из пластика. Очень красивые глиняные свистульки .
Сначала фигурки лепят по частям, потом соединяют. Готовые игрушки сушат, обжигают, а затем раскрашивают. Каждая игрушка непохожа на другую.
Есть еще свистулька – окарина. Она необычная. У нее несколько отверстий. (дырочек). Я принес свою свистульку в детский сад.
Моим друзьям она очень понравилась, оказалось дома у некоторых детей тоже такие есть. Мы устроили выставку свистулек в группе.
С ребятами из моей группы нам очень захотелось слепить свои свистульки. Мы попросили нашу воспитательницу по рисованию Екатерину Евгеньевну.
Она помогла нам вылепить свистульку из глины и раскрасить ее. Ребятам было о-очень интересно.»
3.Показ сказки «Чудо-свистулька»( приложение 1)
Результат проекта:
В ходе проекта дети узнали о возникновении народной музыкальной игрушки-свистульки.У детей сформировались представления о русской народной игрушке. Ребята узнали о технологии изготовления свистулек и сами попробовали стать настоящими мастерами-умельцами. У них это получилось! Была организована выставка свистулек, сделанных руками детей!
Приложение 1
Сказка «Чудо-свистулька»
Рассказчик: Дедушка рассказал очень интересную историю.
Рассказчик: — Сколько себя помнил мальчонка, лет семи, всегда играл он в глиняные игрушки, которые матушка ему лепила из глины, а вскоре и сам он лепить научился.
Рассказчик: — И так ловко это у него получалось: птички, собачки, расписные кони. И выходили они из его рук эдакие напевные и радостные, что глаз не оторвешь. И матушка его, мастерица изрядная была. И потому она сердечно радовалась за сына, видя в нем усердие и склонность к лепке. (Мать гладит по голове)
Рассказчик: — Так лепил он свои веселые игрушки, она их обжигала, расписывала и на базар относила. Но истощаться стали залежи хорошей, жирной глины. И однажды, когда мать ушла на несколько дней в город на базар, чтобы продать вылепленные ими поделки, он деловито собрался, оделся и отправился искать новые залежи глины, годной для их работы.
Рассказчик: — Шел и думал:
Мальчик: — Где эту глину искать?
Рассказчик: — Шел, шёл совсем из сил выбился. Присел на какой-то торчащий пень и заснул. А как проснулся, увидел, что кругом снега и снега. И так горестно ему стало, и попросил он:
Мальчик: — Небо! Солнышко ясное! помогите! Я ж не на забаву сюда шел. А ради матушки, из чего же нам теперь свистульки делать!
Рассказчик: — Услышало его солнышко. Слез он с пня, смотрит, а па поляне глиняные свистульки, деревянные.
Мальчик: — Какие свистульки красивые, а как играют звонко, пойду их всем покажу.
Рассказчик: — Пошёл Матвейка по матушке-Руси вёрсты считать.
Мальчик: — (Загибает пальцы, старается): раз верста, два верста, три верста…
Рассказчик: — На четвёртой попалась ему на пути деревенька. Глядь — у красной избы две девушки спор завели кто из них красивее.
1-я девушка: — Я, самая красивая в нашей деревне!
2-я девушка: — Нет, это я все знают.
Рассказчик: —Только заиграл Матвей на свистульке, как уж ссоре конец пришёл. Потому что девушки, как свистульку заслышали, так засмеялись громко, звонко.
Рассказчик: — Вот одна девушка и говорит другой.
1-я девушка: — А, с чего это мы ссоримся?
2-я девушка: — Мы же обе красавицы.
Рассказчик: — И снова в смех.
Мальчик: — А, что бы вы ни ссорились, подарю вам свистульки.
Рассказчик: — Видит Матвей, делать ему тут больше нечего. Вот оставил он деревеньку ту позади, снова принялся вёрсты считать:
Мальчик: — Раз верста, два верста. Вышел он на полянку. Видит, стоит корова, а рядом сидит девочка и горюет.
Девочка: Ох, хо, хо, хо, хо!
Мальчик: — Здравствуй, что случилось, почему ты горюешь?
Девочка: У меня сломалась дудочка, я раньше на ней играл нашей корове, и она давала много молока. А теперь она сломалась. Что же делать? Ведь без молока вся моя семья останется голодной.
Мальчик: — Не грусти, вот тебе свистулька попробуй на ней поиграть.
Рассказчик: — Запела, глиняная свистулька.
Девочка: Смеётся. – Как здорово!
Рассказчик: — Снова принялся Матвей вёрсты считать: раз верста, два верста… пришёл он в свою деревню, все жители собрались на улице, а мама грустная сидит около дома.
1житель: — Глина закончилась.
2житель: — Из чего мы будем делать свистульки?
3житель: — Где найдем новые залежи глины?
4житель: — Во что будут играть наши дети?
Рассказчик: — Стоит Матвейка слушает на мать смотрит. Увидела она его, обрадовалась.
Мать: Сынок ты вернулся.
Мальчик: — Смотрите, что я принёс.
Рассказчик: — Народ подходит, глазеет, любуется, удивляется. Ведь свистульки не только из глины можно делать, но и из дерева. И так радостно стало всем. Что решили все жители устроить большой праздник. Играли на свистульках и стар, и млад.