Исследовательско-творческий проект
Авторы: воспитатели Балакшина Юлия Витальевна, Тарлакьян Елена Юрьевна, Лескова Нина Семёновна
МБДОУ № 15 г. Оленегорск Мурманской области.
«Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат лучшие книжки!»
Файл: проект
Актуальность:
Одной из главных проблем современного общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается, интерес к чтению стал падать. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся педагоги и родители. Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия.
В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге. Книга — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Книга — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Книга — это источник знаний, потому что, читая разные книги, ребенок обогащает багаж знаний. В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а сказки написаны в книгах.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Книга помогает ребенку познавать мир, развивает любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с детьми, особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.
Видно, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.
Проблема:
— как при помощи интеграции различных видов деятельности способствовать формированию интереса к книгам — источнику знаний, развивать чувство бережного отношения к ним, желания читать и получать все больше и больше знаний у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель проекта:
Способствовать у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи формированию интереса к книгам — источнику знаний, развивать чувство бережного отношения к ним, желания читать и получать все больше и больше знаний через интеграцию различных видов деятельности и игровые приемы.
Задачи проекта:
- Расширять представления воспитанников о происхождении книг, о разнообразии видов и форм книг;
- Развивать познавательную активность в процессе приобщения к художественной литературе;
- Воспитывать понимание того, что книга — источник знаний;
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение у воспитанников;
- Развивать творческие способности и вызывать положительные эмоции в процессе ознакомления литературными произведениями;
- Формировать интерес и потребность в чтении книг;
- Воспитывать желание к постоянному общению с книгой, любовь и бережное отношение к книге;
- Углублять индивидуальные литературные предпочтения воспитанников в процессе приобщения к литературе;
- Воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Повышение у воспитанников интереса к художественной литературе;
- Расширение представлений о происхождении книги;
- Раскрытие творческих способностей воспитанников;
- Развитие связной речи, мышления, воображения;
- Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Этапы работы
І. Подготовительный
- Изучение методической литературы по теме;
- Поиск информационных ресурсов;
- Составление плана работы над проектом;
- Подбор художественной литературы, иллюстрированных книг по теме проекта;
- Пополнение предметно-развивающей среды новыми книгами;
- Индивидуальные беседы с родителями для разъяснения цели проекта и совместного творчества с детьми
ІІ. Организационный
- Организация беседы с воспитанниками «Книга — источник знаний», цель беседы: довести до воспитанников важность данной проблемы;
- Разучивание и чтение стихотворений о книгах;
- Рассказывание народных и авторских сказок;
- Экскурсии в библиотеку, в книжный магазин;
- Организация поисковой деятельности: «Найди книгу» (на заданный звук);
- Оформление консультаций «Роль книги в развитии ребенка», «Как воспитывать любовь к книге», «Игры для обучения раннему чтению: игры со слогами», «Как превратить чтение в удовольствие», «Чтобы ребенок стал Читайкой!»;
- Организация выставок детского творчества: раскрашивание «Русские народные сказки», рисование «Мой любимый книжный герой», аппликация «Аквариумные рыбки», поделки «Жил был Кот…».
- Лепка на темы «Удивительные рыбы», «Аленький цветочек».
- Чтение произведений А. Барто, С. Михалкова, В. Сутеева, К. Чуковского, С. Маршака и рассматривание иллюстраций к ним;
- Рассматривание книг, иллюстраций, портретов детских писателей и поэтов;
- Просмотр видеороликов;
- Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- Решение игровых и проблемных ситуаций;
- Оформление книжек-малышек совместными усилиями воспитанников и родителей;
- Оформление мини выставок книг: «Моя любимая книга», «Книжки маминого детства», «Книжки-малышки», «Книги с глазками», «Книжки — панорамки», «Книги необычной формы», «Книги о Родине и стране», «Учебные книги», «Книги о животных», «Сказки, сказки и еще раз сказки», «Ккнижки своими руками»;
- Заучивание правил обращения с книгой;
- Организация открытого занятия на тему «Я учусь слушать чтение»;
- Оформление картотеки пальчиковых игр по мотивам сказок;
- Организация утренней гимнастики «В театре Буратино», подвижной игры «Гуси-лебеди», корригирующей гимнастики после сна «В гостях у сказки»
ІІІ. Итоговый
- Организация открытого просмотра занятия для родителей «Что мы знаем о книге»;
- Организация игры-викторины «Путешествие по зимним сказкам»;
- Подведение результатов: обобщение материалов проекта.
План осуществления проекта
Сроки проведения | Формы работы | Участники |
16 марта
Откуда пришла книга? |
1. Отгадывание загадок о книге и рассказ педагога на тему «Путешествие в прошлое книги»; 2. Просмотр видеоролика «В типографии»; 3. Беседа о значении книг для людей, довести до воспитанников важность данной проблемы; 4. Организация экскурсии в книжный магазин и беседа об экскурсии; 5. Чтение стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг?»; 6. Организация сюжетно-ролевой игры «В книжном магазине»; 7. Отгадывание загадок о героях сказок; 8. Рассматривание выставки книг «Сказки бывают разные»; 9. Раскрашивание на тему «Русские народные сказки»; 10. Организация дидактических игр: «Лукошко со сказками», «Из какой сказки герой?», «Кроссворды и лабиринты по сказкам», «Найди и обведи героев сказки», «Сказочные заплатки»; 11. Составление творческих рассказов на тему «Моя любимая сказка»; 12. Вечер — развлечения «Сказочный сундучок»; 13. Консультация для родителей «Какие сказки читать ребенку на ночь»; |
воспитанники, учитель-логопед, воспитатели.
|
17 марта
Сказки бывают разные! |
1. Организация экскурсии в библиотеку детского сада «Книжный теремок» и беседа об экскурсии; 2. Чтение стихотворений С. Михалкова «Мы дружны с печатным словом« и «Дом книг»; 3. Решение проблемной ситуации «Что бы ты сделал, если потерял библиотечную книгу?»; 4.Организация сюжетно-ролевой игры «Библиотека»; 5. Организация дидактических игр «Собери картинку из частей», «На книгу посмотри и название угадай»; 6. Беседа на тему «Правила обращения с книгой» и заучивание этих правил; 7. Совместно с воспитанниками оформление памятки «Правила обращения с книгой!»; 8.Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке В.Г. Сутеева « Кто сказал Мяу?» 9. Оформление папки-передвижки для родителей «Растим будущего читателя!»; 10. Консультация для родителей «Как воспитывать любовь к книге?» 11. Привлечение родителей к участию во Всероссийском творческом конкурсе «Жил-был Кот…» на портале «Любознайка». |
воспитанники, учитель-логопед, воспитатели, родители |
18 марта
Как хорошо уметь читать! |
1. Просмотр мультфильма «Гришкины книжки»; 2. Чтение стихотворения Н. Пикулевой «Читайте, дети!»; 3. Решение проблемной ситуации «Почему хорошо уметь читать?»; 4. Заучивание стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»; 5. Ознакомление с художниками-иллюстраторами; 6. Предложить воспитанникам для рассматривания энциклопедии «Подводный мир», «Аквариум – дом для рыб», «Рыбы речные и озёрные», «От акулы до осьминога». 7. Лепка «Удивительные рыбки»; 8. Объёмная аппликация «Аквариумные рыбки»; 9. Организация сюжетно-ролевой игры «Семейное чтение»; 10. Решение проблемной ситуации «Что бы ты сделал, если разлил на книгу воду?»; 11. Организация ремонта книг «Книжкина больница»; 12. Организация дидактических игр: «Угадай, что покажу», «Я начну, а ты продолжи!», «Найди книгу по первому звуку в названии», «Собери слово из звуков»; 13. Консультация для родителей «Как превратить чтение в удовольствие» (11 советов); |
воспитанники, учитель-логопед, воспитатели |
19 марта
Будем с книжкой дружить! |
1. Просмотр мультфильма «Летающие книжки» 2. Заучивание стихотворения Т. Блажновой «Будем с книжкой дружить»; 3. Рассматривание выставки книг «Книги бывают разные» (по размеру, форме, жанру, по авторству и т.д.) ; 4. Конструирование из бумаги «Закладки для книг»; 5. Драматизация сказки «Как собака друга искала»; 6. Решение проблемной ситуации «Что делать, если тебе понравилась книга друга?»; 7. Оформление памятки для родителей: «Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение»; 8. Организация выставки книжек-малышек оформленных совместно воспитанниками и родителями; 9. Консультация для родителей «Игры для обучения раннему чтению: игры со слогами»; 10. Совместное творчество родителей и воспитанников «Мой любимый книжный герой». 11. Организация открытого просмотра занятия для родителей на тему «Что мы знаем о книге»; |
воспитанники, учитель-логопед, воспитатели родители |
20 марта
Детские писатели |
1. Просмотр мультфильма «Толстая книга»; 2. Беседа на тему «Детские писатели»; 3. Чтение сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» 4. Лепка «Аленький цветочек» 5.Решение проблемной ситуации «Что делать, если ты случайно порвал книгу?»; 6. Организация дидактических игр: «Кто придумает конец, тот будет молодец!», «Угадай произведение по картинке», «Собери картинку из частей»; 7. Оформление мини-выставки книг А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова; 8. Оформление стенгазеты «Книга – лучший друг!»; 9. Изготовление медалей «Книголюбу»; 10. Викторина « Путешествие по зимним сказкам»; 11. Консультация для родителей на тему «Роль книги в развитии ребенка».
|
В рамках проекта воспитанники знакомились с книгами нравственно-патриотического содержания
C любопытством рассматривали так называемые книжки маминого детства
книжки о животных
русские народные сказки и сказки авторов
Особенно с большим интересом изучали познавательные книги
Рассматривая энциклопедии воспитанники открывали для себя новые знания.
Конечно же воспитанники любят книги детских авторов
сказки, рассказы, стихи, песенки, загадки
Особенно нравятся воспитанникам книжки необычной формы
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
Книжки с глазками, как живые собеседники
А книжки — малышки воспитанники используют для сюжетно-ролевой игры «Книжный магазин»
В нашей группе стало традицией ежедневное рассматривание книг и журналов после прогулки пока накрываются столы на обед.
Познакомившись с разными сказками, захотели раскрасить героев сказок
Прочитав воспитанникам сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» – красивую, волшебную и добрую детскую историю о безоговорочной преданности и любви, которые побеждают неверие и зло. Ребята с удовольствием слепили «Аленький цветоче
Прочитали сказку В.Г. Сутеева «Кто сказал Мяу?». Воспитанникам очень понравился этот забавный котёнок и они с родителям изготовив забавных котиков, приняли участие во Всероссийском творческом конкурсе для детей и педагогов «Жил-был Кот…» на международном интернет- портале «Любознайка».
Воспитанников увлекли энциклопедии « Подводный мир», «Рыбы, какие они?», «Аквариум – дом для рыб», «Рыбы рек и озёр», «От акулы до осьминога» и они с удовольствием выполнили аппликацию «Аквариумные рыбки» и слепили из пластилина Удивительных рыб.
Изготовили закладки для книг.
Оформили книжки – малышки
Совместно с родителями воспитанники нарисовали
«Мой любимый книжный герой».
Оформили стенгазету «Книга – лучший друг!»
Сделали медальки «Книголюб».
Дидактические игры.
Расскажи сказку последовательно.
Посетили библиотеку в детском саду «Книжный теремок».
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Драматизации сказки «Как собака друга искала».
Открытый просмотр занятия на тему «Что мы знаем о книге?» стало одним из итоговых мероприятий проектной деятельности
Воспитанники познакомились с художниками-иллюстраторами.
Узнали, что у книжки тоже есть именины.
Познакомились с правилами обращения с книгой
Разучивали сказочные пальчиковые гимнастики.
Вечер «Сундучок загадок».
Подводя итог полученным знаниям провели с воспитанниками игру-викторину
Рекомендации родителям.
- Читайте детям вслух с самого раннего детства.
- Обсуждайте с детьми прочитанное, ведь тем самым вы вырабатываете
свои нравственные представления о добре и зле, свою жизненную позицию.
- Первые книги должны быть иллюстрированными, с большими, яркими запоминающимися буквами и рисунками.
- Дома нужно иметь словари: «Словарь русского языка» и «Словарь
иностранных слов», орфографический словарь. Затем приобрести словари изучаемых языков.
- С миром справочных изданий нужно знакомить еще дошкольника. Навык постоянного обращения к энциклопедиям, словарям, справочникам
воспитывается в раннем детстве. Не проходите мимо неизвестных слов,
понятий, названий, имен – в любом тексте, прежде всего в учебных пособиях, не должно оставаться темных пятен.
- В домашней библиотеке должна быть художественная литература, особенно классическая.
- Третье место в домашней библиотеке, после справочников и
художественной литературы, занимает собственно научная литература, научно-познавательные и научно-популярные издания. Лучше сразу приобретать серьезное, иногда многотомное, научно-популярное издание, которым будут пользоваться в семье многие годы. Не надо волноваться, что книга «не по возрасту». В отношении научно-популярной литературы в полной мере оправдывает себя принцип опережающего школьную программу развития.
- Вспомним, что в определенном возрасте ребенок задает сотни вопросов. Погасить естественный интерес ко всему непознанному проще всего, надо развить его. Далеко не всегда стоит давать прямые ответы. Можно вместе понаблюдать, подумать, почитать.
- Если вы посещаете библиотеку, запомните: для библиотечных книг дома должно быть отведено определенное место, например, полочка. Если библиотечная книга «растворится» среди других, ее найти будет трудно.
- В некоторых семьях есть традиция раз в год просматривать домашнюю библиотеку, освобождаться от книг, хранить которые дома бесполезно. Но выбрасывать ничего не надо. Вы поступите правильно, если отнесете их в библиотеку, которой пользуетесь.
- Если вы не знаете на какие газеты и журналы вам подписаться,
совершите вместе с детьми визит в районную библиотеку, получающую десятки названий периодических изданий. Вы никогда не пожалеете о
потраченном времени. Вместе с детьми обсудите и решите, какие издания вам выписать.
Лучшие книги о детстве
Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна
– самое прекрасное время года, так и детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым.
Детство не только яркая, но и очень важная, очень
ответственная пора. В детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретённые в детстве, человек проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым,
честным и смелым – эти качества одни из самых главных. А помогают эти качества развивать конечно же книги.
BiblioГид – проект Российской государственной детской
библиотеки, который на данный момент является самым популярным русскоязычным ресурсом, посвященным детскому чтению. Существует с 2002 года.
Лучшие книги о детстве по версии проекта BiblioГид:
Аверченко А.Т. О маленьких — для больших; Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука;
Арро В.К. Вот моя деревня; Мой старый дом; Чиж-королевич; Астафьев В.П. Последний поклон;
Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид; Бруштейн А.Я. Дорога уходит в даль;
Брэдбери Р. Вино из одуванчиков;
Бёрнетт Ф.Э. Маленький лорд Фаунтлерой; Маленькая принцесса; Таинственный сад;
Вестли А.-К. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик; Гайдар А.П. Голубая чашка; Чук и Гек;
Голявкин В.В. Мой добрый папа;
Гринвуд Дж. Маленький оборвыш; Грипе М. Эльвис Карлссон;
Доде А. «Прекрасная нивернезка”; Зощенко М.М. Лёля и Минька; Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания;
Катаев В.П. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона; Конецкий В.В. Рассказы о детстве Петра Ниточкина;
Короленко В.Г. Дети подземелья; Кузьмин Н.В. Круг царя Соломона;
Куроянаги Т. Тотто-тян, маленькая девочка у окна; Лем С. Высокий замок;
Линдгрен А. Мадикен и Пимс из Юнибаккена; Мы на острове Сальткрока; Луговская Т.А. Я помню;
Мало Г. Без семьи;
Маршалл А. Я умею прыгать через лужи; Молнар Ф. Мальчишки с улицы Пала;
Олдрич Т. Воспоминания американского школьника; Паньоль М. Детство Марселя;
Пастернак Б.Л. Детство Люверс;
Платонов А.П. «Июльская гроза» и другие рассказы; Пришвин М.М. Курымушка;
Раскин А. Как папа был маленьким; Как папа учился в школе; Распутин В.Г. Уроки французского;
Романов П.С. Детство;
Сат-Ок. Земля Соленых Скал; Таинственные следы; Сименон Ж. Я вспоминаю;
Твен М. Приключения Тома Сойера; Приключения Гекльберри Финна; Токмакова И.П. Сосны шумят;
Толстой А.Н. Детство Никиты;
Толстой Л.Н. Детство; Отрочество; Юность; Флоренский П.А. Воспоминания прошлых лет; Фраерман Р.И. Дикая собака динго;
Чарская Л.А. Записки маленькой гимназистки; Княжна Джаваха; Записки институтки;
Чуковский К.И. Серебряный герб;
Шергин Б.В. Детство в Архангельске; Шухов И.П. Пресновские страницы;
Янсон Т. Летняя книга.
Буклеты
Любите книгу!
Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
А.Декурсел