Обучение нетрадиционным техникам рисования
Автор: воспитатель Попова Оксана Александровна.
МДОУ №10 «Солнышко» Республика Саха Якутия г.Нерюнгри.
Обучение нетрадиционным техникам рисования
лучшая авторская программа
Файл: программа
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого — изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные ладошки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь»
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
— Знакомство детей с нетрадиционными техниками изображения;
— Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования;
— Организация досуга детей.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
— Развивать умение находить нетрадиционное сочетание различных изобразительных материалов (восковые мелки и акварель, рисование ватными палочками, обрывная аппликация, скатывание бумажных салфеток, оригами, кляксография с трубочкой, торцевание, рисование манкой, витражная роспись, печатание листьями, монотипия).
— Развивать интерес к изобразительным и выразительным возможностям различных художественных материалов и к разнообразной технике рисования; давать возможность самим выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа.
— Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Планируемые результаты
По каждой из задач художественно-творческого развития детей планируется достижение следующих результатов:
— Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
— У детей сформируются технические навыки рисования;
— Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;
— Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Форма занятий — тематическая совместная деятельность педагога и ребенка.
Форма работы
Количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 34 занятия. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае). Возраст детей 5-6 лет, количество детей 25 человек, время занятий 25 мин.
Нетрадиционные художественные техники
—Скатывание бумажных салфеток: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
—Рисование манкой: Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
— Торцевание: С помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Затем торцовочки располагаются по всему рисунку плотно друг к другу или по контуру изображения под прямым углом.
— Обрывная аппликация: Отрываются от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем кусочки бумаги накладываются на клей.
— Рисование ватными палочками: Краска наносится ватными палочками. В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки. Правило – каждая ватная палочка набирает одну определённую краску.
— Кляксография с трубочкой: Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.
— Монотипия: Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа — создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.
—Восковые мелки и акварель: Задуманный сюжет выполняется восковыми мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
— Витражная роспись: На лист бумаги наносится контур будущего рисунка восковыми мелками, затем пространство между контурами раскрашивают красками.
— Печатание листьями: — используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места.
Работа с родителями
В работе с родителями используются такие формы, как беседа, практикум, родительские собрания, показ воспитательной работы, организация выставок, анкетирование родителей, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. А также участие родителей в выставках, конкурсах и в проектной деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
— проведение выставок детских работ;
— проведение открытого мероприятия;
— проведение мастер-класса среди педагогов.
Методы проведения занятия:
— словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
— наглядные;
— практические;
— игровые.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Диагнос-тика | Различная | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста | Все имеющиеся в наличии. |
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | Бабочки, которых я видел летом. | Обрывная аппликация. | Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать воображение. | Бумага А4, цветная бумага, фломастеры, восковые мелки, клей ПВА. |
3 | Осенний парк | Кляксогра-фия. Набрызг. | Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Бумага А4, влажные салфетки, акварель, коктейльная трубочка, зубная щетка. |
4 | Осеннее разно-цветье | Печатание листьями | Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить по-разному, изображать деревья, траву, листья. | Бумага А4, влажные салфетки, листья, кисть, акварель. |
5 | Дерево | Витражная роспись | Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – витражной росписью. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Бумага А4, влажные салфетки, акварель восковые мелки, кисть, иллюстрации, эскизы. |
6 | Ветка рябины | Рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие. | Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти. |
7 | «Я люблю пушистое, я люблю колючее» | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон. | Совершенствовать умение детей в различных изображаемых техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Белая бумага, жёсткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон. |
8 | Натюр-морт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры) | Восковые мелки | Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции. | Овощи, бумага тёмного цвета, восковые мелки, репродукции натюрморта. |
9 | Пудель | Скатывание бумажных салфеток | Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Совершенствовать в данной технике умения. | Картон ½ А 4, бумажные салфетки белого цвета, фломастеры. |
10 | «Живот-ные, которых я придумал сам» | Кляксография | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. | Чёрная тушь, бумага 20х20, гуашь, простой карандаш, восковые мелки. |
11 | Первые снежинки | Рисование манной крупой | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Бумага А4, манная крупа, клей ПВА, кисть. |
12 | Мороженное | Рисование мыльными пузырями | Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. | Бумага А4, гуашь, вода, влажные салфетки, стаканы, коктейльные трубочки, фломастеры, клей ПВА, ножницы. |
13 | Витражная роспись | Рисование восковыми мелками и акварелью | Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки. | Бумага А4, акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
14 | «Дед Мороз» | Рисование солью | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. | Лист белой бумаги, гуашь, соль. |
15 | Сова | Тычок полусухой жесткой кистью | Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. | Бумага А3, уголь, жёсткая и мягкая кисти, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы. |
16 | В лесу родилась елочка | Рисование восковыми мелками и акварелью | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Бумага А4, акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
17 | Котенок | Оригами | Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | Бумага А4, фломастеры. |
18 | Подводный мир | Рисование мыльными пузырями | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Бумага А4, гуашь, вода, стаканы, влажные салфетки, коктейльные трубочки, фломастеры. |
19 | Веселый жираф | Рисование ладошкой | Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие. | Бумага А4, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей ПВА. |
20 | Зимние пейзажи | Рисование манной крупой | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Цветной картон А4, крупа манная, клей ПВА. |
21 | Снеговик | Оригами | Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | Бумага А 4, фломастеры. |
22 | Галстук для папы | Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». | Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. | Галстук вырезанный из бумаги, гуашь, пробки, ластики, трафареты. |
23 | Зимние напевы | Набрызг
Рисование ватными палочками |
Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.
Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
Лист бумаги, трафареты.
Бумага А4, влажные салфетки, ватные палочки, фломастеры, акварель. |
24 | Цветы | Оттиск штампом
Рисование пальчиками |
Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. | Бумага А4, гуашь, влажные салфетки. |
25 | Роспись подноса | Различные | Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию. | Роспись подноса |
26 | Половодье в лесу | Монотипия | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | Бумага А4, влажные салфетки, гуашь, кисть. |
27 | Рисуем планету | Рисование манной крупой и акварельными красками | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
Картон ½ А 4, влажные салфетки, акварель, манная крупа, клей ПВА. |
28 | Цветочек Аленький | Витражная роспись | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Бумага А4, акварель, кисть, влажные салфетки, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
29 | Чудо аквариум | Рисунки из ладошки | Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | Бумага А4, простые карандаши, ластики, акварельный краски, палитры |
30 | Веточка сакуры | Кляксография. Рисование ватными палочками | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Бумага А4, акварель, ватные палочки, влажные салфетки. |
31 | Цветущая весна | Витражная роспись | Совершенствовать в данной технике умения. | Бумага А4, влажные салфетки, акварель, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
32 | Одуванчики | Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно. | Восковые мелки, акварель |
33 | Бабочка | Монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать бабочку в технике монотипии | Бумага формата А4, A3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы |
34 | Диагностическое занятие. По замыслу | Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста | Все имеющиеся в наличии. |