Интегрированный урок Литература Музыка
Автор: Учитель музыки Маратканова Татьяна Владимировна.
ГБОУ СО «Речевой центр» Екатеринбург.
Интегрированный урок «Литература/Музыка» — Григ/Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Интегрированный урок с видео- и фотоматериалами по предметам «Музыка» и «Литература» по теме «Корзина с еловыми шишками». В основе рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыка Э.Грига.
Файл: урок
Цели урока.
Образовательная цель:
- формировать умение формулировать выводы на основе сопоставления разных видов искусства;
- совершенствовать умение проводить анализ фрагментов музыкальных отрывков, используя знание выразительных средств музыки;
- совершенствовать умение использовать полученные литературоведческие знания при анализе стихотворного текста.
- Расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас
- формировать умение выражать свои мысли в устной форме.
Воспитательная цель:
- развивать умение устанавливать межпредметные связи;
- воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать.
- воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки
- совершенствовать абстрактно-логическое мышление.
Развивающая цель:
- воспитывать речевую культуру учащихся на примере классических образцов русской литературы.
- развивать навыки чтения учащихся;
- развивать умение анализировать прочитанное;
- творческое воображение через умение представлять картины по музыкальному произведению;
- развивать речь, логическое и образное мышление;
- творческие способности учащихся.
Педагогические технологии:
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно-коммуникативная технология
- здоровьесберегающая технология
Оборудование.
Портреты композитора Э. Грига, писателя К.Г. Паустовского, записи музыки Э. Грига, фильм к произведению «Утро», мультимедийная презентация, корзина с еловыми шишками, фото природы Норвегии, фрагмент рассказа с иллюстрациями, словарь настроений, таблицы.
- Организационный момент.
Учитель чтения:
— Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые взрослые!
Учитель музыки:Сегодня на нашем уроке встретятся 2 прекрасных вида искусства: литература и музыка. Какой это прекрасный союз мы с вами сегодня убедимся.
- Цель урока.
На доске тема: Волшебник и великий музыкант.
Портреты композитора Э. Грига и писателя К. Г. Паустовского, таблицы слов, понятий.
Чтение хором слов на доске.
Учитель музыки:
— Это тема сегодняшнего урока. К кому они относятся, вы ответите позже.
- Сообщение о писателе.
Учитель чтения:
— Ребята, посмотрите на выставку книг и скажите произведения какого писателя, здесь представлены?
Слайд
Показ портрета К.Г. Паустовского.
— Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: “Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным”. Он стал таким.
— К.Г. Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях.
— Откуда взяты эти строки?
Учитель чтения -«Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки». (“Корзина с еловыми шишками”)
— О каком известном человеке повествует К.Паустовский в своем рассказе?
(О композиторе Эдварде Григе).
Слайд
Учитель музыки: Эдвард Хагеруп Григ — норвежский композитор, пианист и дирижёр. Родился он в 1843 году в городе Бергене. Мать композитора была пианисткой, поэтому Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 1862 году в 19 лет он окончил консерваторию в Лейпциге с отличием. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка.
Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка. Музыкальным волшебником Норвегии стал Эдвард Григ для слушателей всего мира. Он смог передать звуками всю красоту и прелесть природы Норвегии. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы, величие хвойных лесов, прибой северного моря, фьорды- морские заливы среди гор, неприступные скалы.Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата она и музыкой. Это без преувеличений фантастическая страна, где хочется остаться навсегда.
Самые известные произведения композитора: Музыка к пьесе Ибсена “Пер Гюнт”, Норвежские танцы, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор и другие.
Скончался композитор в родном городе 4 сентября 1907 года в возрасте 64 лет.
Эдвард Григ стал первым композитором, творчество которого вышло за пределы своей страны, стало достоянием мировой музыкальной культуры.
Учитель музыки:
— Ребята, а в каком городе родился Э. Григ?
Слайд (город Берген)
Ученик:- Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Этот город по праву считается культурной столицей Норвегии, славится национальными творческими традициями, особенно в области театра.
Ученик- Именно здесь, среди сказочной красоты, родился, провёл молодость, и прожил по сути всю свою жизнь Эдвард Григ.При жизни Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря.
Эдвард Григ очень любил природу родной Норвегии, особенно осенью, когда природа блистает всеми оттенками красок.
(Звучит музыка Э. Грига — “Норвежский танец №2”)
CлайдыНорвегии
Учитель чтения: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о героях рассказа “Корзина с еловыми шишками». И сегодня на нашем уроке будет звучать музыка Эдварда Грига.
Показ корзины с шишками.
— А вот корзина с еловыми шишками поможет узнать чудесную историю неожиданной встречи.
- Работа с текстом.
I часть рассказа. Учитель чтения:
- — С чего начинается рассказ? Прочитаем первое предложение.
- — Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.
— Какими красками нарисован лес? (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)
— Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя)
А запахи? (Грибной воздух)
— Какое настроение создает это описание? ( Словарь настроений: возвышенное, грустное, сказочное, таинственное, беспокойное, возвышенное, сказочное, таинственное)
Осень — поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству.
— Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?
— Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?
- Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. А как произошла эта встреча мы с вами сейчас и услышим.
Слушание фрагмента в записи с фотоиллюстрациями.
(Звучит музыка композитора)
— Что в разговоре самое главное? (Григ решил сделать подарок.)
— Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?
Выслушиваются предположения детей.
— Что надеялась получить Дагни в подарок?
— Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста. (Подарки материальные — вещи, игрушки — легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок — музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)
— Какие черты характера Грига раскрываются? (Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок не испугался – глаза у Грига смеялись. Он помог девочке донести корзину. Общительный, простой — находит общий язык с простой девочкой. Дагни — дочь лесника, Э.Григ — знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).
II часть рассказа. Учитель музыки:
— В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
— Перенесёмся в дом композитора (Прочитайте, как он выглядел? О чем рассказывает описание дома композитора? (Не окружал себя роскошью).
— Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает? (С голосом человека:“Рояль мог петь обо всем — о порыве человеческого духа к великому и о любви”.)
— Кого представлял Григ, когда писал музыку? Зачитайте.
— Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку (1. Жизнь удивительна и прекрасна. 2. Счастлив, потому что отдал все. Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)
Слайд (пословица)
На доске: Не тот живёт больше, кто живёт дольше.
Учитель чтения:
— Прочитайте пословицу.
— Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига? Почему?
III-IV часть рассказа.
— Вернемся же к нашей героине. Маленькая девочка выросла.
Какой же она стала?
— Куда, после окончания школы отправилась Дагни?
— Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?
— В какой необычной обстановке проходил концерт?
— Что такое “белые ночи”?
— На севере в начале лета можно наблюдать такую картину — ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонт.
А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:
…И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Учитель музыки:
— Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)
— Что такое симфония. Значение этого слова прочитаем в толковом словаре.
Симфония-это большое произведение для оркестра.
А сейчас вы услышите отрывок из музыкальной пьесы, которая называется “Утро”.
Что такое утро? Восход, заря, солнце. (Запись на доске).Ответы детей. (Заря, большой пылающий шар)
Учитель музыки:
—Давайте попробуем продирижировать это произведение.
Все встанем, мы с вами дирижёры. (динамическая пауза)
Мы можем передать руками (дирижирование как приём использовался ранее) плавный, спокойный, напевный характер музыки, тихое или громкое звучание(амплитуда взмаха), медленное или быстрое, грубое или нежное. Когда взошло солнце музыка становится порывистая, взволнованная,радостная (руки поднимают когда появляется солнце).
Новый день – всегда радость, событие яркое, доброе, интересное, хорошее. Мы ждём только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.Мы слышим как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр.
— А какие инструменты звучали? (Предрассветную тишину оглушают чистые звуки пастушеской свирели (в оркестре свирельный наигрыш поручен флейте). Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому, звучность нарастает.)
— Какими ещё звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Таблицы на доске: мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные, волнующие, приветливые, спокойные, прозрачные, весёлые, чарующие, величавые).
А теперь посмотрите видео о наступающем дне, совпали ли ваши представления об утре.
Слушание «Утро» (видео пробуждения природы)
Учитель чтения:
— А теперь прочитаем о том, что услышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. (Чтение со слов “ Сначала она ничего не слышала” до слов “Музыка стихла.” Учащиеся следят.)
— Какие картины возникают перед мысленным взором Дагни?
— Почему она смогла услышать и увидеть все это? (Музыка, как живопись и поэзия, способна вызывать пространственные картины в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать)
— Почему же Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Люди плачут не только от горя, но и от больших, хороших чувств. Это были слёзы благодарности, Кроме того, Дагни было жаль, что Григ умер и она не скажет ему спасибо за подарок.)
— Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте. (За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.)
— Чем же должен жить человек? (Человек должен видеть красоту окружающего мира, совершать благородные поступки).
— Эдварда Грига с нами нет, но нельзя считать его безвозвратно ушедшим от нас. Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как сделал это Паустовский.
Итог урока.
Учитель чтения
— Я предлагаю вернуться к нашей теме. «Волшебник и великий музыкант».
— О ком эти слова? (Мы должны быть благодарны писателю К. Г. Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Эдварде Григе — об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждает в нас чистые и добрые чувства.)
— Как вы думаете, был ли композитор счастливым человеком?
— Наверное, и вы ребята, в своей жизни встречали людей, которые охотно давали, дарили не обязательно вещи, но и хорошее настроение, улыбку.
— А сейчас каждый из вас напишет своё слово о доброте на еловых шишках (из бумаги). Напишите на ней кратко какое доброе дело вы совершили, от которого и вам и окружающим стало радостно.
(Дети работают под музыку Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт»)
— Зачитывать их не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит .
Слайд
“Кто добр поистине, добро творит в молчании” — английская пословица.
— Посмотрите, как много еловых шишек на нашей ели, как много добрых дел мы с вами сделали и будем продолжать делать.
— В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надёжными людьми.
Ученики наизусть:
-Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
-Торопитесь все отдать при жизни
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
Учитель музыки: Знайте, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящен наш урок. Это писатель Константин Георгиевич Паустовский и композиторЭдвард Григ.