Почему извергаются вулканы?
Руководитель: воспитатель Харитонова Светлана Анатольевна.
Автор: подготовительная группа Пантюхин Дима.
МБДОУ «ЦРР — д/с № 55» г. Глазов.
Почему извергаются вулканы
Файл: доклад
«Почему извергаются вулканы?»
Введение.
Однажды, расшалившемуся воспитаннику я дала посмотреть энциклопедию «Вулканы». После просмотра, он сделал вывод, что горы могу взорваться. На следующее утро в группе пытливых и любознательных детей появилось желание узнать побольше о таинственном чуде под названием «Вулкан».
Так началась наша исследовательская работа «Почему извергаются вулканы?»
Тема проекта.«Почему извергаются вулканы?»
Цель проекта: узнать, почему извергаются вулканы.
Задачи проекта:
- Выяснить, что такое вулкан;
- Рассмотреть на картинке — схеме как устроен вулкан;
- Найти по географической карте вулканы России;
- Какие бывают вулканы;
- Кто такие вулканологи;
- Создать действующую модель вулкана в условиях группы;
- Узнать опытным путём о свойствах камней вулканического происхождения;
- Пополнение словарного запаса.
Гипотеза:вулкан извергается, потому что гора сердится.
Что такое вулкан?
Получив задание найти интересную информацию о вулканах, через несколько дней мы говорили о следующем: что вулкан — это гора с отверстием, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара и расплавленной лавы. Лава раскалена настолько, что после нее живого не остается.
Саша Лысков рассказал, что слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос»- огонь, пламя. У древних римлян Бог огня и кузнечного дела назывался Вулкан. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы.
В его кузнице было раскалено, стоял грохот . Иногда Бог приоткрывал двери в своё царство, отчего образовывались отверстия на поверхности земли и оттуда вырывался огонь, дым. Люди говорили: вулкан сердится. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулкана.
Вулканы — грозное явление природы. Извержение вулканов угрожают жизни людей и наносят ущерб для всей окружающей природы, поэтому нам нужно знать о них как о любом явлении природы, частью которой мы являемся.
В нашей стране тоже есть гряда гор с вулканами, мы показываем их на карте, это полуостров Камчатка, который омывается морями и Тихим океаном.
Камчатка славится вулканами, которые, то спят, то просыпаются. От извержения вулканов часто бывают землетрясения. Далее вместе рассматриваем картинку-схему, которая помогает нам понять строение вулкана и пополнить наш словарный запас: лава, кратер, жерло, извержение.
Но почему же всё таки извергается вулкан? И только ли разрушения несет собой извержение вулкана?Оказалось, что в недрах земной коры при очень высокой температуре образуется магма. Под воздействием движения тектонических плит магма поднимается к поверхности земли и скапливается вулканической камере под вулканом.
Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу на поверхность — к кратеру, и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем газов становится больше, магма изменяет состав и превращается в лаву. Извержение вулкана начинается с выброса газов и вулканического пепла.
Так же могут происходить взрывы, тогда в воздух из жерла вылетают вулканические бомбы — куски застывшие лавы, а потом расплавленная лава стекает по склону. После бурного процесса извержения давление снижается, и извержение вулкана прекращается.
Типы вулканов
О типах вулканов мы узнали, посмотрев детский познавательный мультфильм «Вулканы и гейзеры» из цикла «Почемучка». И вот, что оказывается:
Вулканы бывают потухшими и уже не представляют опасности для природы и людей. Они обрастают зеленью, вблизи таких вулканов, например, выращивают рис и виноград. Такие вулканы необыкновенно красивы.
Вулканы бывают уснувшими, они в любой момент могут «проснуться» и возобновить извержения.
Вулканы бывают действующими, они постоянно извергают лаву и представляют опасность для всего живого.
На появившийся вопрос,как же спасаться от вулкана, пытливые юные исследователи ответили, что есть такие ученые , которые наблюдают за вулканами и предупреждают об опасности. Такие ученые есть по всей земле.
Уточняем и запоминаем слово «вулканологи».
После рассматривания картинок и множества книг, наступает, для нас, пытливых и любознательных, самое интересное!!!
Создание макета действующего вулкана
Наступило время проведения опытов в нашем исследовании, для чего мы и создали из картона, небольшой пластмассовой баночки и пластилина макет вулкана. Свернули картон конусом так, чтобы получилось отверстие для пластмассовой баночки, проклеели сбоку, дали высохнуть и облепили пластилином получившийся конус.
Получилась мини гора. Затем с помощью исследователя Макара, мы насыпали в «кратер» пищевую соду, налили жидкого мыла, красную гуашь для «лавы» и добавили пищевой уксус, чем вызвали эффект «вытекающей лавы» из нашего «вулкана» (Приложение № 9)
Вывод: После эмоционального восхищения делаем вывод, что сода соединилась с уксусом, пошли пузырьки, выделившийся газ вытолкнул содержимое бутылочки наружу, прямо как в настоящем, природном вулкане.
Также мы подчеркнули, что лава ,застывая, дает человеку интересный камень, качества которого можно исследовать опытным путем.
Сравнение камней по их природным свойствам
В пластмассовый таз набрали воды и опустили в воду четыре разных камня. Остался на воде только камень под названием «пемза». От исследователя Макара мы узнаем, что камень необычен своим происхождением, это застывшая лава. При рассматривании наблюдаем, что в камне много дырочек, а значит много воздуха , что и дает ему возможность не тонуть.
Вывод: Пемза – это вулканический камень, приносит пользу человеку, не тонет в воде.
Заключение
В ходе исследования гипотезу о том, что гора сердится и поэтому происходит извержение вулкана, мы отрицаем. А мифологический рассказ — красивая и добрая сказка. На самом деле вулканы – это явление природы.
В ходе нашего эксперимента дошкольники показали , что развитие детей происходит благодаря удовлетворению их природных потребностей в познании. А соединение сказки и эксперимента- интереснейший из способов добывать знания, при условии ,что взрослые направляют их и помогают творческому освоению мира.