Как ты хороша, Зимушка — Зима!
Руководитель: воспитатель Тарлакьян Елена Юрьевна.
Авторы: воспитатель Балакшина Юлия Витальевна, учитель-логопед Лескова Нина Семёновна.
МБДОУ № 15 г. Оленегорск Мурманской области.
«Как ты хороша, Зимушка — Зима!»
Файл: проект
Авторы проекта:
Учитель-логопед: Лескова Н.С.
Воспитатели: Тарлакьян Е.Ю.
Балакшина Ю.В.
Участники проекта:
-дети старшей группы
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи;
— родители;
Тема проекта: «Как ты хороша, зимушка-зима!»
Актуальность темы.
Значительное место в образовательно-коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, занимает ознакомление детей с временами года, так как по мере того, как ребенок знакомится сезонными изменениями в природе, явлениями природы, их признаками, не только обогащается его словарь, но и развиваются коммуникативные функции речи.
Актуальность темы проекта заключается в том, чтобы научить детей видеть красоту зимней природы. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой? Что было бы, если бы зимой не было снега? Предоставить детям возможность в течение двух месяцев работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Освоение знаний о зиме, зимних явлениях и их признаках ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальным миром, а также через общение с взрослым.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируется правильное отношение ребенка к окружающей природе, к материалам природного происхождения. Такое отношение строится на элементарных знаниях о них, на опытах по изменению свойства предметов природы, поэтому нужно способствовать получению знаний о сезонных изменениях в природе, об охране природы. Эти знания представляют собой необходимое условие выработки отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, готовности бережно обращаться к окружающему.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект по этой теме поможет детям обогатить имеющие знания и навыки, даст возможность использовать их в жизни, пережить радость открытий.
Направленность развития деятельности:
- информационно — практико — ориентированный.
Продолжительность:
- средней продолжительности.
Проблема:
— как при помощи игры сформировать у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи знания о сезонных изменениях в природе, уточнить и расширить знания о зиме и зимних явлениях, обогатить словарь детей по конкретной теме.
Цель:
— сформировать у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи знания о сезонных изменениях в природе; уточнить и расширить знания о зиме, зимних явлениях; обогатить словарь детей по конкретной теме, используя игровые приёмы.
Образовательные области |
Задачи |
Познание
Интегрируется с образовательными областями: · Чтение художественной литературы. · Коммуникация. |
· Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предложения, находить причинно-следственные связи;
· Расширение и обобщение знаний детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе; · Повышение познавательного интереса ребенка, имеющего нарушение речи, к природным явлениям, к их признакам. · Развитие зрительного внимания и логического мышления через специальные игры и упражнения. |
Коммуникация
Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Чтение художественной литературы · Здоровье |
· Обогащение и активизация словаря по теме «Зима». Расширение знаний детей новыми информациями о зиме, о сезонных изменениях в природе;
· Стимулирование развитию речи детей, умения рассказать о зиме, о ее явлениях, способствование развитию их коммуникативной деятельности; |
Художественная литература Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Социализация · Коммуникация |
· Формирование потребности рассматривать книги с изображением зимы, зимних пейзажей и явлений, беседовать по поводу их содержания;
· Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала; · Развитие интереса к стихотворным текстам о зиме, о зимних явлениях; · Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой; |
Художественное творчество
Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Чтение художественной литературы · Коммуникация · Ручной труд |
· Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности. · Способствование формированию навыков изобразительной деятельности. · Воспитание эстетических чувств. · Формирование навыков ручного труда. |
Социализация
Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Чтение художественной литературы · Труд · Коммуникация · Безопасность |
· Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания природного мира и успешной социализации в нем, через разные игры и упражнения;
· Создание условия для накопления ребенком практического опыта о приспособлении к зимним условиям; · Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в деятельности других детей. |
Здоровье
Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Социализация · Безопасность |
· Способствование формированию умений передавать ощущения, эмоции в речи; · Способствование овладению знаний о профилактике простудных заболеваний в зимнее время; |
Этапы работы
І. Подготовительный (Сроки с 02.12.19 по 03.12.19).
— Изучение литературы по теме;
— Поиск информационных ресурсов;
— Индивидуальные и коллективные беседы по теме;
— Задание родителям приготовить поделку по зимней тематике.
ІІ. Организационный (Сроки с 03.12.19. по 28.01.19).
— Проведение работы по развитию лексико-грамматических категорий по теме;
— Проведение опытов со снегом, со льдом;
— Наблюдения за состоянием погоды, за силой и интенсивностью ветра; за вьюгой, за снегопадом и другими явлениями зимнего сезона во время прогулок;
— Организация поисковой деятельности;
— Проведение совместной деятельности детей и родителей: выполнение заданий по обогащению словаря, формированию представлений о зиме, ее явлениях, о красоте зимней природы; выполнение поделок по зимней тематике;
— Оформление игр, папок, выставок, стендов с работами детей;
— Рассматривание картин с изображением зимнего пейзажа;
— Чтение стихотворений о зиме и ее явлениях, рассказывание сказок;
ІІІ. Итоговый (сроки с 28.01.20 по 31.01.20).
— Проведение круглого стола совместно с родителями и педагогами группы;
— Оформление папки по результатам проекта;
Ожидаемый результат.
- Проведена беседа с родителями на тему «Работаем над проектом «Как ты хороша, зимушка-зима!»;
- Организованы экскурсии по городу, по территории детского сада, в сквер, в парк;
- Организованы выставки работ детей: рисунков «Зимние фантазии», «Зимушка-зима», «Зимние забавы»; аппликаций «Зимняя картинка», «На деревья, на лужок тихо падает снежок», коллективной работы «Зимние развлечения»; лепки «Веселые снеговички», индивидуальных творческих работ;
- Организована выставка работ по теме «Ах, ты зимушка-зима!», выполненных усилиями детей и родителей дома;
- Разучены стихотворения и загадки о зиме и зимних явлениях, рассказаны сказки «Морозко», «В гостях у Дедушки Мороза», «Снегурочка», «Снежная королева» ;
- Оформлены консультации для родителей «Прогулки с детьми в зимний период», «Учимся наблюдать за изменениями в природе», «Зимушка-зима, как ты хороша!», «Зимние забавы», «Особенности питания в зимний период», «Как предупредить простудные заболевания»;
- Оформлены папки по темам «Зимушка-зима», «Про зиму и Новый год», «Зимние забавы»;
- Оформлена картотека игр: «Снежная елочка», «Интересные снежинки», «Составь рассказ «, «Лепка снеговика», «Помощь птицам», «Птичья столовая»;
- Организовано открытое физкультурно-речевое занятие для родителей на тему: «Зимушка-зима».
Перспективы использования результатов проекта
Применение результатов проекта при обобщении работы над методической темой.
План реализации проекта
Сроки
проведения |
Формы работы | Участники |
Декабрь, І неделя. |
1. Беседа с родителями на тему «Работаем над проектом «Как ты хороша, зимушка-зима!»;
2. Рассматривание картины «Зима в городе». Экскурсия по городу. Наблюдение за покровом снега на крышах домов, на деревьях и кустах, на разных предметах; Беседа с детьми на тему «Как красив зимний город! » Организация поисковой деятельности: игра на сравнивание деревьев «Найдем такую же елочку»; 3. Выставка рисунков детей на тему «На крылечки, на дома тихо падает снежок!»; 4. Разучивание пальчиковой гимнастики «Пирог» и упражнение на развитие координации речи с движением «Снеговик»; 5. Консультация для родителей «Учимся наблюдать за изменениями в природе»; 6. Игра на расширение словаря «Зимушка-зима, какая она?»; 7. Игра на развитие навыка чтения «Интересные снежинки»; 8. Оформление папки «Про зиму и Новый год»; 9. Развитие интонационной выразительности речи: заучивание стихотворения «Прогулка»; 10. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Помощь птицам». |
дети, учитель-логопед, воспитатели, родители |
Декабрь, ІІ неделя |
1. Рассматривание картины «Зимний пейзаж». Экскурсия в парк. Беседа с детьми на тему «Заснеженные кусты» Организация поисковой деятельности: «Найдем такой же кустик»;
2. Консультация для родителей на тему «Прогулки с детьми в зимний период»; 3. Выставка рисунков детей на тему » Зима в лесу»; 4. Разучивание пальчиковой гимнастики «Снегопад» и упражнение на развитие координации речи с движением «Снеговик»; 5. Чтение стихотворения «Гололедица»; 6. Игра на развитие навыка словообразования «Семейка слов» от слов снег, зима. Снег — снежинка, снеговик, снегурочка, снежный, снегирь …; Зима — зимушка, зимующий, зимняя, зимовье, озимь … 7. Игра на развитие навыка чтения «Снежная елочка»; 8. Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций папки «Нет прекраснее поры»; 9. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Лепка снеговика». |
дети, учитель-логопед, воспитатели, родители |
Декабрь, ІІІ неделя. |
1. Беседа с детьми на тему «Запомни дерево» во время прогулки, учить детей определять дерево по состоянию ствола. Организация поисковой деятельности: игра «Найди зимнюю березу, осину, сосну»;
2. Рассматривание картины «Зима в лесу»; 3. Выставка рисунков воспитанников на тему «Елочка-красавица»; 4. Игра на развитие физиологического дыхания «Снегопад»; 5. Подвижная игра «Два Мороза»; 6. Консультация для родителей «Зимние забавы»; 7. Рассказывание сказки «Морозко»; 8. Постройки из снега на участке; 9. Развитие интонационной выразительности речи: заучивание загадки о вьюге. |
учитель- логопед, воспитатель, дети, родители. |
Декабрь, IV неделя |
1. Рассматривание картины «Зимние забавы» и составление рассказа;
2. Наблюдение за состоянием погоды на прогулке, опыты по определению силы ветра; 3. Игра «Четвертый лишний» с картинками с изображением времен года; 4. Выставка работ Воспитанников Новогодние раскраски»; 5. Подвижная игра «Ловишка»; 6. Игра на развитие навыков чтения «Прилетели к нам снежинки, попросили почитать!» 7. Подвижная игра «Снежная баба»; 8. Оформление папки с пословицами, приметами, рассказами, загадками, историями о зиме, зимних явлениях «Зимушка — зима»; 9. Организация выставки работ совместной деятельности воспитанников и родителей «Новый год у ворот»; 10. Развитие интонационной выразительности речи: заучивание загадки о зиме. |
родители, учитель-логопед, воспитатели, дети |
Январь, ІІ неделя |
1. Беседа с детьми о свойствах снега, воды, льда;
2.Опыты со снегом и льдом в помещении и на улице; 3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежинки»; 4. Выставка поделок из ватных дисков «Веселый снеговичок»; 5. Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций папки «Нет прекраснее поры»; 6. Игра на расширение словаря «Назови признак»; 7. Подвижная игра «Два Мороза»; 8. Консультация для родителей на тему «Зимушка-зима, как ты хороша!»; 9. Оформление папки «Зимние забавы»; 10. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Птичья столовая»; 11. Организация выставки кормушек: совместной деятельности родителей и воспитанников на тему «Покормите птиц зимой!» |
учитель-логопед, дети, воспитатели, родители, |
Январь, ІІІ неделя |
1. Экскурсия по территории детского сада и рассматривание построек на участках. Беседа с детьми на тему «Чудеса из снега». Закрепить знания о свойствах воды и снега.
Организация поисковой деятельности: игра «Найди похожие постройки»; 2. Игра «Что изменилось? » на развитие логического мышления и зрительного внимания с использованием картинок о зиме и зимних явлениях; 3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Раз снежок, два снежок»; 4. Игра «Ах! Как вкусно пахнет! » на развитие речевого дыхания с дольками мандарина; 5. Подвижная игра «Разноцветные снежинки»; 6. Консультация для родителей на тему «Особенности питания детей в зимний период»; 7. Развитие интонационной выразительности речи: заучивание загадки о льде и снежинке; 8. Выставка индивидуальных работ на тему «Зима – красавица! Всем нам очень нравится»»; |
учитель-логопед, дети, воспитатель, родители |
Январь, IV неделя |
1. Наблюдение за снегопадом. Уточнить знания детей о таком природном явлении, как снегопад. Беседа с детьми на тему «Откуда берется снег?»;
2. Папка передвижка для родителей «Нет прекраснее поры, чем зима для детворы»; 3. Консультация для родителей «Как предупредить простудные заболевания»; 4. Игра на расширение словаря «Кто больше подберет? «; 5. Выставка рисунков воспитанников на тему «Зимние забавы»; 6. Развитие интонационной выразительности речи: заучивание загадки о морозе; 7. Организация выставки работ по теме «Зимние фантазии», выполненных совместно воспитанниками и родителями; 7. Оформление папки по результатам проекта; 8. Круглый стол совместно с родителями на тему «Итоги проекта». |
учитель-логопед, дети, воспитатель, родители |