Дидактические игры для развития речей детей
Автор: воспитатель Сергеева Алёна Александровна.
ГБОУ Школа № 1375 г. Москва.
Дидактические игры для развития речей детей
Задача: Способствовать развитию речи как средства общения
Файл: программа
Дидактические игры для развития речей детей
Развивающая речевая среда
Задача: Способствовать развитию речи как средства общения
«Заклички»
Цель: развитие речи детей
Задачи: знакомить детей с содержанием и значением закличек, учить выразительно и ритмично читать закличку «Солнышко-колоколнышко», закрепить умение читать наизусть песенку-потешку «Петушок,петушок» тихим и ласковым голосом, упражнять в отгадывании загадок.развивать умение произносить стихотворный текст громко и тихо, совершать движения в соответствии с темпом речи, развивать умение произносить звуки
Ход игры: посмотрите, ребятушки, какой у меня древний ларец, а в нём красавец-певец. (Достаёт из ларчика петушка)
А как русский народ петушка называет, ласково величает? (Петушок, золотой гребешок)
Вставай, ребятня, в хоровод. Покажите-ка, как петушок важно ходит, как гордо головку держит.
Звучит аудиозапись русской народной песенки «Петушок, петушок»
Воспитатель: Слова в этой песне добрые и ласковые, а значит мы, как будем петь её? (Тихо, ласково, нежно, негромко)
Дети поют.
Молодцы, ребята, настоящий русский народный хор у нас получился!
Я хочу научить вас закличке, призывающей солнышко:
Солнышко-колоколнышко,
Загляни в окошко!
Солнышко, не робей!
Нас, ребят обогрей!
(Обратить внимание на слово «колоколнышко» и объяснить смысл слова «робеть»)
Дети повторяют закличку по опорным картинкам.
Выходи играть — ребята,
Выходи играть — девчата,
Лента яркая — атлас,
Закружит всех дружно нас!
Проводится русская народная игра «Карусель». (К обручу привязаны атласные яркие разноцветные ленты. Каждый ребёнок берётся за одну ленту, говорят слова игры и идут по кругу).
«Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!»
А ещё я знаю, что вы хорошо умеете сочинять чистоговорки. Умеете?
Сейчас проверим.
На-на-на-на
В гости к нам пришла …(весна)
(второй раз хором)
Эй-эй-эй-эй
Всех нас солнышко…(согрей)
(второй раз хором)
Оз-оз-оз-оз
И не страшен нам …(мороз)
(второй раз хором)
Воспитатель: Коновод Т.Т.
«Сундучок – игра«Ай да потешки! »
Цель: развитие речевой среды
Задача: Расширять и обогащать активный словарь детей.Способствовать развитию моторики рук, вырабатывать умения проговаривать или напевать текст с одновременным выполнением действий.Воспитывать интерес к художественному слову.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку или 2-3 детям картинку. Ребенок рассматривает, рассказывает о том, что нарисовано на ней. Обсудив картинку с детьми, взрослый первый пропевает или проговаривает текст потешки, прибаутки, заклички и т. п. Ребенок внимательно слушает или вместе со взрослым пытается пропеть (повторить за взрослым) пока для него малознакомый текст. Дальше идет обсуждение содержания картинки, ребенку объясняют или ребенок самостоятельно пытается объяснить смысл некоторых для него непонятных слов. И последний этап в игре, взрослый вместе с ребенком проговаривает или пропевает потешку, закличку, частушку, изображая ее жестами, мимикой, движениями рук, пальцами рук, т. е соотносит действия с одновременным проговором текста. В последующем взрослый может и дальше использовать потешки, частушки, заклички в различных режимных моментах, как в спокойных так и в затруднительных ситуациях для ребенка.
Радуга-дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!
Дождик, дождик, припусти,
Побежим мы за кусты!
За кустами гуща,
А ты, дождик, пуще!
Секи, секи, дождь,
На нашу рожь,
На бабину пшеницу,
На просо, чечевицу,
На дедов ячмень —
Поливай целый день!
Солнышко, солнышко.
Красное семенышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!
Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!
Солнышко, Солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!
Дождик, дождик, посильней,
Загони моих свиней!
Мои свиньи дома —
Лежат на соломе!
Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!
Дождик, дождик, припусти,
Побежим мы за кусты,
Встанем под осинкой,
Накроемся корзинкой!
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Дождик, дождик, перестань!
Я поеду во Рязань
С ключиком, с замочком,
С аленьким цветочком!
А ты, радуга-дуга.
Отворяй-ка ворота» —
Ключиком, замочком,
Аленьким цветочком!
Солнышко-ведрышко,
Прогляни, просвети!
На яблоньку высокую,
На веточку зеленую,
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую!
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!
Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
Дождик, дождик, крапани,
Куплю тебе три кони!
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе горностай,
С ключиком, с замочком,
С шелковым платочком!
Солнышко, солнышко,
Загляни в оконышко!
Твои детки играют,
Воробышков путают,
А малину рвут
И нам не дают —
Медведю по ложке,
А нам ни крошки!
Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
Со стрехи капели,
Кулики прилетели!
Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!
Пеки, пеки, солнышко,
Красное ведрышко!
Рано-рано играй,
Своих деток согревай!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!
Солнышке, солнышко,
Выгуляйся!
Выйди на пенек,
Опряди кужелек,
Разгуляй весь денек!
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!
Формирование словаря:
Задачи: не основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи, активизировать словарь, уточнять назначение предметов, расширять представления о предметах, событиях не имевших места в собственном опыте, поощрять делиться своими впечатлениями, учить отстаивать свою точку зрения.
Представление игр, способствующих расширению, обогащению и активизации словарного запаса:
Младшая группа:
Воспитатель: Пиунова О.Н.
«Подбери пару»
Цель: Формирование словаря
Задачи: учить устанавливать связи между предметами рассуждать и доказывать. Развивать умение объединять предметы в пары при наличии общего признака. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, внимание.
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе картинки, а дети находят картинки, сходные по какому- либо признаку.
Средняя группа:
Воспитатель: Раводовская Т.Е.
«Доскажи словечко»
Цель: формирование словаря
Задачи: учить подбирать рифму, автоматизировать звук в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас по темам: «Растения», «Птицы», «Животные», «Мебель», «Игрушки», развивать фонематический слух, внимание, память, мышление
1.В игре используются карточки по одной из тем. Логопед читает стихотворение, ребенок должен правильно досказать слово (без опоры на картинку, в случае затруднений картинка показывается), карточку получает ребенок, который первым правильно произнес слово.
2.В игре используются только те карточки, в названии которых есть необходимый звук. Играть, так же как и в первом варианте.
3.Игра «Четвертый лишний». Сначала дети договаривают слова, затем определяют лишнее слово.
4.Ребенок должен разложить карточки на группы. Затем одна из них используется для игры «Доскажи словечко».
5.У детей по одной (или более) карточек. Логопед зачитывает стихотворение, а тот, у кого карточка с нужным словом назы
Ход игры: Воспитатель начинает строку, дети хором или по очереди ее заканчивают:
- я хочу устроить бал,
Я гостей к себе….( позвал)
Каждый тут у нас талант-
И певец, и….( музыкант).
Хватит кукситься ,скучать, начинаем (танцевать)
Если танцы надоели, покачайтесь на… .(качелях).
И качаться надоело? Принимаемся за…( дело).
Лучше уж за стол присесть и мороженое.. .(съесть).
Все наелись, детвора? Поиграть тогда ….(пора).
Старшая группа
Воспитатель: Якжина Т.А
«Времена года»
Цель: формирование словаря, активизация речевой деятельности детей.
Задачи:
- Обогащение словаря ребенка и формирование грамматических категорий.
- Развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Развитие психических процессов: мышление, память, внимание.
- Формирование пространственно-временных представлений.
Рекомендуется использовать с подгруппой из 2-4 детей.
Ход игры:
Педагог с детьми рассматривают модель «времени года», соотносят цвета сезонов с картинками месяцев. Далее дети выбирают, по желанию, время года. Определяют очередность в соответствии с ходом времени: зима, весна, лето, осень. Игра начинается: ребенок, выбравший время года – зиму, выбирает, соответствующие этому сезону картинки, обозначающие месяца. Соединяет картинки месяцев с игровым полем сезона, рассказывая об основных изменениях в природе в этих месяцах. Далее следующий ребенок, выбравший сезон – весна.
Усложнение игры происходит исходя из подготовленности детей.
Усложнения:
— предложить детям вспомнить, какие праздники бывают в те или иные месяца года;
— называть номера месяцев по порядку: январь – первый месяц года, февраль – второй месяц года, и т.д.;
— предложить детям вспомнить какое настроение у них бывает в то или иное время года;
— предложить детям вспомнить, в какие игры они могут играть на улице в то или иное время года.
— загадывать загадки о времени года и месяцев;
Подготовительная группа:
Воспитатель: Васильева В.В.
«Многозначные слова. Сложные слова»
Цель: формирование словаря
Задачи: Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.
Ход игры:
Материал: загадки; картинки: лук, чеснок, голова; заварочный, для кипячения чайники, нос; сердечко; мышь и компьютерная мышка; портфель и хозяйственная сумка, осенние листочки клена, дуба, каштана; тетрадные листочки; виноградная гроздь, кисточка.
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат и разнообразен их словарь.
Мы с вами будем бродить и плутать, но главная наша задача не заблудиться.
П: Чтобы знать про дважды два всем нужна нам ……….
Д: ГОЛОВА
П. показывает картинки лука, чеснока…
Д: НЕТ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ГОЛОВА
Рядом с головками лука и чеснока вывешивается картинка с изображением головы человека.
П: Щиплет Дедушка Мороз ребят и чайники за…………
Д: НОС
П вывешивает картинки заварочного чайника и чайника для кипячения.
Д: НЕТ, НОС, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ.
П: В середине человечка день и ночь стучит…………….
Д: СЕРДЕЧКО
(украшение, рисунок сердечка)
П: Чтобы вылечить парнишку, ставьте градусник под……
Д: МЫШКУ
(компьютерная мышь, животное)
П: Все ли верно в ваших ответах?
Дети выявляют ошибки и поясняют, о чем идет речь
Звуковая культура речи:
Задачи: формировать умение правильно и чётко произносить звуки, умение различать звуки в словах, находить место звука в слове, подбирать слова с определёнными звуками, дифференцировать звуки, работать над интонационной выразительностью.
Представление игр, способствующих формированию правильного произношения звуков и развитию слухового восприятия:
Младшая группа:
Воспитатели: Повидайчик И.М.
«Волшебный кубик»,
Цель: формирование звуковой культуры речи
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
Средняя группа
Воспитатель: Починчук О.З.
«Свистелочки»,
Цель: формирование звуковой культуры речи
Задачи: Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Упражнять в употреблении слов со звуком в свободной речи. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам. Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует картинки детям. (использую картинки – звуковые символы)
С-С-С — воздух выходит из насоса и свистит;
С-С-С – свистит за окошком ветер;
СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;
З-З-З – пилит пила;
З-З-З – работает станок, точащий детали;
З-З-З – звенит звонок;
З-З-З – звенит большой комар;
ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;
Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?
Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,
Старшая группа
Воспитатель: Буслаева М.Н.
«Разведчики»
Цель: развитие звуковой культуры речи
Задачи: Продолжаем развивать фонематический слух, фонематическое представление.Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений детьми и чёткое произношение звуков в скороговорках.
Ход игры:
В разных местах комнаты раскладываются и развешиваются предметные картинки. Весёлый язычок объясняет детям, что они все разведчики и им нужно выполнить важное задание. Нужно найти картинки, в которых звук «С». Для этого нужно надеть специальные очки, которые помогут им найти картинку.
Дети соединяют большой палец с указательным «Очки».
Называя предметы по картинкам, дети должны чётко произносить звук.
Затем детям даётся ещё одно задание. Каждый «разведчик» составляет предложение по данной предметной картинке.
Например: Это самолёт. Я мечтаю полетать на самолёте.
Это слон. Слон самое большое животное. И т. д.
Подготовительная группа
Воспитатель: Сергеева А.А.
«Угадай-ка звук»,
Цель: развитие звуковой культуры речи
Задачи: слухового восприятия, произношении звуков родного языка, отработка дикции, совершенствование фонематического слуха.
Ход игры: Воспитатель знакомит с правилами игры
- поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:
слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…
- хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].
Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.
Цапля важная носатая,
Целый день стоит, как статуя
Пес тоскует на цепи
А попробуй отцепи;
В небе коршун кружится
Третий час подряд
Но ему, разбойнику
Не украсть цыплят.
Грамматический строй речи
Задачи: учить согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях, правильно употреблять предлоги; составлять предложения, формировать навыки словообразования
Представление игр, способствующих формированию грамотной речи:
Младшая группа
Воспитатели: Зайнетдинова Е.И.
«Чудесный мешочек»,
Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Задачи: формировать в согласовании прилагательных, с местоимениями в существительных в роде, числе, падеже. Активизировать употребление обобщающих слов «овощи», «фрукты»
В этом мешочке спрятаны небольшие предметы (игрушечная кастрюля, зеркало, самолёт, машинка, поезд, лекарство, мяч).
Ход игры.
Для начала опустите руки в «волшебный мешочек» и попробуйте определить на ощупь что же это за предмет. Расскажите, что вы выбрали, кому и для чего нужен этот предмет.
1-йребенок. Это зеркало. Оно нужно логопеду, чтобы проводить с детьми артикуляционную гимнастику.
2-й ребенок. Это кастрюля. Она нужна повару, чтобы варить в ней суп.
3-й ребенок. Это лекарство. Оно нужно врачу, чтобы лечить людей.
4-й ребенок. Это весы. Они нужны продавцу, чтобы взвешивать продукты.
В: А в нашем детском саду повар тоже взвешивает продукты, когда варит щи , компот.
5-й ребенок. Это пианино. Оно нужно музыкальному руководителю, чтобы заниматься с детьми пением и танцами.
В: Ещё этот музыкальный инструмент нужен музыкантам и артистам.
6-й ребенок. Это мяч. Он нужен учителю физкультуры, чтобы учить нас быть ловкими, сильными и смелыми.
В: Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим не простым
Средняя группа
Воспитатель: Разводовская Т.Е.
«Большие и маленькие»
Цель: совершенствование грамматического строя речи
Задачи: Формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;Формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки детям и они называют : Лев – львицы, львята.
Старшая группа
Воспитатель: Паничик О.А.
«Профессии»
Цель: формирование грамотной речи
Задачи: расширение словаря глаголов, развитие ловкости.
Ход игры:
Воспитатель берет в руки мяч.
В: Давайте, вспомним что делают люди разных профессии. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращайте мяч мне. Старайтесь сказать, как можно больше слов о каждом человеке.
В: Что делает Шофер?
1 ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на педали.
В: Что делает Капитан?
2 ребенок. Смотрит на карту, держит штурвал, отдает команды, смотрит бинокль.
В: Что делает Машинист?
3 ребенок. Дает сигнал, останавливает поезд, тормозит, ведет поезд.
В: Что делает Водитель трамвая?
4 ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, сигналит.
В: Что делает Учитель?
5 ребенок. Учитель учит детей
В: Что делает продавец?
6 ребенок. Продавец продаёт товар
-Что делает врач? (Врач лечит людей)
-Что делает строитель? (Строитель строит здания)
-Что делает художник? (Художник рисует картины)
-Что делает повар? (Повар готовит еду)
В: Молодцы! Это была очень трудная игра. Я горжусь вами
Воспитатель: Буслаева М.Н.
«Чей хвост потерялся?»
Цель: формирования грамматического строя речи
Задачи: создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост. Дети ежедневно самостоятельно ищут где чей хвост проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? — лисий, волчий, медвежий и т. д.
Подготовительная группа
Воспитатель: Соловьёва Т.М.
«Живая сценка»,
Цель: формирование грамматического строя речи
Задачи: Научить детей делить двух – трехсложные слова на части произносить каждую часть слова, показывать детям последовательность звучания слов. Научить самостоятельно преобразовывать слова состоящие из 2 – х слов в 3 – х сложные.
Ход игры: Воспитатель подзывает к себе 2 детей. Всех детей просит мысленно определить, сколько частей слогов в именах девочки и мальчика. Далее всем предлагается подумать сколько частей в их собственнои имени. Воспитатель предлагает встать за тем ребенком в имени у которого столько же частей (слогов) сколько в ашем имени. Далее дети называют свои имена ласково.
Связная речь
Задачи: развивать фразовую речь, развивать диалогическую и монологическую речь, обучение пересказыванию, составлению рассказов по картине, серии картин, рассказов из личного опыта
Игры, способствующие формированию связной речи:
Младшая группа:
Воспитатель: Пахомова И.Н.
«Овощи — фрукты»
Цель: Развитие речи, закрепить представление об овощах и фруктах
Задачи: повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам. Развивать звукопроизношение, слоговый анализ слов, умение ставить ударение, совершенствовать грамматический строй речи, образовывать уменьшительно-ласкательные слова, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку, развивать умение отгадывать загадки.
Ход игры: Показывает картинки с овощами и фруктами.
(Раскладывание овощей и фруктов отдельно вместе с детьми)
Овощи растут на грядках на огороде.
Фрукты – в саду на деревьях.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Воспитатель рассказывает:
— Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
— Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
— Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
— Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему?
Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
— Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла) ». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
— Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
Игра «Назови ласково».
Я буду бросать вам мяч и называть овощи или фрукты, а вы называйте ласковое слово, что назову и бросайте мне обратно мяч.
Помидор – помидорчик
Огурец – огурчик и т. д.
Горох-горошек
Лук – лучок
Картошка – картошечка
Свекла – свеколка
Репа – репка
Редиска – редисочка
Чеснок – чесночек
Баклажан – баклажанчик
Кукуруза – кукурузочка
Перец – перчик
Кабачок – кабачочек
Капуста — капустка
Банан – бананчик
Яблоко – яблочко
Ананас – ананасик
Лимон — лимончик
Апельсин – апельсинчик
Мандарин – мандаринчик и др.
Абрикос – абрикосик
Слива – сливка
Гранат – гранатик
Дыня – дынька
Средняя группа
Воспитатель: Зубахина К.А.
«Расскажи сказку»
Цель: Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал.
Задачи: Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, связную речь, расширять словарный запас детей.Развивать творческую фантазию и умение импровизировать, стимулировать инициативу детей и их интерес к театрализованной игре.
Ход игры: разложить картинки по порядку, рассказать сказку (в младшей и
средней группах рассказывает воспитатель, дети принимают участие-диалог
приветствуется)
Старшая группа
Воспитатель: Шаврина Л.А.
«Короткие истории»
Цель: формирование связной речи
Задачи: активизировать и обогатить словарь, научить составлять и использовать в речи предложения. Развивать логическое мышление и воображение.
Ход игры:Даны картинки из них необходимо выложить цепочку, в которой картинки между собой логически связаны.
Подготовительная группа
Воспитатель:Васильева В.В.
«Интересная история»
Цель: Усвоение общего способа действия при составлении рассказа
Задачи: Учить детей усвоению общего способа действия при составлении рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием. Закреплять умение понимать содержание составленного рассказа.
Ход игры: Вос-ль: А я увидела во сне лето, а что именно мне приснилось, вы поймете, когда составите рассказ по картинкам.
Вос-ль: (Имя, как ты думаешь, что нам будет помогать при составлении рассказа? (Нам будут помогать карточки и картинки) .
Работа с карточками-схемами:
Вос-ль: Кто мне скажет, какая карточка первая нам нужна? (Нам нужна карточка-паровозик из картинок). (Имя) возьми нужную карточку.
Вос-ль: (Имя, что она нам говорит? (Она нам говорит, что нужно расставить картинки). Иди, (Имя, и расставь картинки на доске с помощью магнитов
Вос-ль: (Имя) что нам говорит следующая карточка? (Эта карточка определяет место)
Вос-ль: Посмотрите внимательно и скажите, где случилась эта история? Как ты думаешь? (Имя) (Я думаю, что эта история случилась на улице).
А как думаешь ты? (А мне кажется, что она случилась около дома). и т. д.
Вос-ль: (Имя, скажи, о чём говорит нам эта карточка? (время). (Эта карточка указывает на время. Это значит, что действие происходит летом, потому что мальчик легко одет, цветы цветут) .
Подготовка к обучению грамоте
Задачи: дать представление о предложении, упражнять в составлении предложений различных конструкций, учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять последовательность слогов в слове
Упражнения, способствующие получению представлений о предложении, умению составлять предложения по образцу; формировать понятия о слоге, слове; формировать умение выделять звуки в простых словах
Подготовительная группа:
Воспитатель: Сергеева А.А. «Первые шаги по ступенькам грамоты» тетрадь Н.В Дурова.
Презентация «Учимся читать слоги»
Цель: обучение грамоте дошкольников
Задачи: складывание слогов в игровой и интересной форме для детей.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям игру- презентация на которых согласный и гласный звук подружились и образовался слог: МА.